[от лат. mobilis подвижный) – подвижность, способность к быстрому передвижению, действию, принятию решений. Такое изменение в предмете, методах и целях научной деятельности ученого или научного коллектива, которое обуславливает переквалификацию (изменение специализации, специальности или вообще профессии).
Рассматриваемое понятие охватывает целую совокупность довольно разнородных процессов, разные виды подвижности, существенно различающихся между собой и выполняющее относительно самостоятельные функции.
Профессиональная мобильность в науке – сложное понятие, включающее в себя комплекс различных компонентов – сторон, уровней, критериев. Прежде всего следует выделить такие хотя и взаимосвязанные, но все же различные стороны мобильности, как объективная, субъективная и характерологическая.
Объективную сторону составляют научно-технические и социально-экономические предпосылки мобильности кадров, а также сам процесс изменения занятий. Субъективная сторона включает процесс перестройки научных интересов ученых, развитие их ориентаций и сам акт принятия решения о перемене профессии. С точки зрения характерологической мобильность выступает как более или менее устойчивое свойство личности, группы или организации, как подготовленность и предрасположенность к перемене предметной деятельности. Познание этих динамических свойств послужит основой для прогнозирования характера профессиональной деятельности.
В структуре процесса мобильности можно выделить условно два этапа: разрыв со старым и адаптацию к новому.
Мобильность научных кадров включает многообразие добровольных изменений учеными содержания, характера и условий труда, затрагивающих динамику их статусных характеристик (внутринаучных) и более широких (социально-экономических). Она выражается в перемене исследователями: а) профессии (специальности, специализации); б) квалификации; в) должности; г) места работы и т.п.
Субъектом мобильности может выступать отдельный ученый или научный коллектив (научная группа, лаборатория, институт и др.).
Основную функцию мобильности научных кадров можно охарактеризовать как установление соответствия между необходимой (в плане социально-экономических потребностей, логики развития науки, эффективности менеджмента науки и образования) и фактической структурой научных кадров. Мобильность является тем социальным механизмом, который устраняет или по крайней мере смягчает диспропорции между актуальными и наличной структурой кадров.
Сегодняшнюю науку характеризует высокая профессиональная мобильность ученых, характеризующаяся следующими показателями:
1. Распространенность. О распространенности говорит тот факт, что тема научной работы только у 1/3 научных сотрудников полностью соответствует вузовской специальности. У окончивших аспирантуру соответствие гораздо выше 3/4. Эти пропорции носят устойчивый характер в течение 20 лет, так что это уже можно считать закономерностью.
2. Формы: 1) движение в предметном плане (по горизонтали); 2) движение в др. виды деятельности (между теоретическими и экспериментальными видами, между научно-исследовательской и педагогической, или научно-организационной), 3) движение по вертикали – между фазами цикла «наука-производство» (пример – физики, когда какое-л. фундаментальное открытие может позволить решить важную прикладную проблему силами самих авторов, меняют профиль деятельности и переходят вообще в область технических наук; другой пример – тоже физики – часто становятся докторами философских, педагогических наук), 4) по критерию новизны – между традиционными и новыми научными направлениями.
3. Направления и мощность основных потоков – не только внутри специальностей и отраслей наук, но и между естественными, общественными и техническими науками. Отдельные науки выполняют роль «доноров» для наук-«ловушек». С этим вопросом связаны вопросы адаптации ученых в определенных направлениях: с какими науками ученые надолго связывают свои перспективы, с какими – временные. Процессы мобильности идут шире в академических учреждениях и вузах, чем в отраслевых НИИ. Как правило, 80% сотрудников отраслевых НИИ работали ранее только в аналогичных организациях против 65% опрошенных работников академических институтов и вузов.
4. Глубина мобильности основана на понятии шага мобильности, т.е. предметной дистанции между базовым образованием и тематикой исследований. Характерным является малый и средний шаг мобильности (переход ученых в смежные специальности и специализации). Однако многообразие и сложность социально-экономических ситуаций и жизненных судеб, уникальность творческой деятельности иногда уводят ученых в отдаленные от их специальности области. Большой шаг мобильности чаще всего наблюдается среди физиков, которые идут на общенаучные кафедры технических вузов, кафедры гуманитарных наук – философии, педагогики, методик преподавания, культурологи. Выявлены и др. закономерности. Среди физиков мобильность в целом выше, чем среди гуманитариев; в гуманитарных науках больше перемещений из традиционных направлений в новые, чем в естественных, но меньше перемещений между новыми направлениями.
4. Факторы мобильности – важны для принятия организационных мер поддержки новых перспективных научных направлений. Подразделяются на 5 групп: 1) познавательные мотивы; 2) ориентации на практическую отдачу науки; 3) социально-организационные причины; 4) мотивы профессионального роста; 5) обстоятельства личной жизни.
Исследователи самостоятельно определяют область специализаций, в которую перейдут. Для этого как минимум необходимы вакантные места и люди, желающие их занять. Переходу в новую отрасль знания противостоят большие инерционные силы – отсутствие вакансий, необходимость больших затрат труда, неопределенность перспективы, известный риск и т.п. С этими проблемами, видимо, связано то, что одним из самых распространенных направлений мобильности оказался поток между новыми направлениями.
Насколько частотны смены области исследований, проблематики? Выдающийся итальянский физик Э. Ферми говорил, что это должно происходить каждые 10 лет. Половина разрабатываемых направлений имеет возраст от 6–7 до 12–14 лет. По этому показателю ряд ученых определили норматив при организации фундаментальных исследований: каждый ученый за свою жизнь должен несколько раз менять научные направления, если он хочет оставаться на переднем крае науки.
Оказалось, что в научной переориентации не играют сколько-н. заметной роли ни социально-организационные причины (отношения в коллективе), ни перспективы карьеры. Непосредственными же причинами изменения области работы являются факторы научного характера – логика научного исследования, желание максимально проявить свои способности в наиболее важных направлениях. Важное значение имеют также внутреннее стремление человека к познанию, его желание обеспечить более благоприятные условия для научного роста.
При изучении механизма мотивации мобильности эти причины пересекались с оценками социального и личностного эффекта. Социальный эффект определялся исходя из оценок теоретической и практической значимости направления, в которое перешли ученые. Личностный – по должностному росту, материальному положению, оценке условий для научной работы, научного авторитета ученого. Оказалось, что наиболее социально полезной является мобильность, обусловленная внутринаучными мотивами, однако она не всегда дает личностный эффект. Но все равно ученые идут на риск.
Ряд государств (межгосударственных объединений) предпринимают усилия для поощрения и правительственной мобильности ученых. Так, мобильность исследователей как условие преодоления проблемы нехватки научных кадров в Европейском сообществе детально описана в Европейской хартии исследователей. Цель указанного документа, написанного в виде рекомендаций, состоит в том, чтобы способствовать развитию привлекательного, открытого и жизнеспособного европейского рынка труда для исследователей, структура и характер которого предполагают пополнение и сохранение высококвалифицированных исследователей в среде, способствующей эффективной работе и высокой производительности. Все формы мобильности, согласно этому документу, должны поощряться как составная часть всесторонней политики человеческих ресурсов науки на национальном, региональном и институциональном уровне (см. Приложения).
МОБИЛЬНОСТЬ НАУЧНЫХ КАДРОВ (МОБИЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ)
МОБИЛЬНОСТЬ НАУЧНЫХ КАДРОВ (МОБИЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ)
Источник: Словарь науки. Общенаучные термины и определения. 2008 г.