МНОГОУРОВНЕВОСТЬ НАУКИ
МНОГОУРОВНЕВОСТЬ НАУКИ
наличие в ней языкового, ментального и референтного уровня. Языковой и ментальный уровень науки образуют теорию. Референтный уровень науки — это ее предмет, например, натуральные числа в арифметике, физические объекты в физике, экономические ценности в экономике. Референтами могут быть и вымышленные объекты. Языковой уровень науки представлен текстами, предложениями и словами. Ментальный уровень науки образуют мысли, чувства, суждения и умозаключения. Каждый уровень науки относительно самостоятелен, но образует с другими органическое единство, систему. В философии науки особое внимание обращают на язык. В отличие от ментальных языковые формы науки общезначимы. Много философских недоразумений связано с пониманием референтного уровня науки. Его самостоятельность часто ставится под сомнение утверждением, что факты «теоретически нагружены». Разумный смысл этого выражения заключается в констатировании взаимосвязи теории и фактов, но из указанной взаимосвязи не следует, как часто полагают, что теория вызывает к жизни факты или же определяет их природу. Верно, что изменяются наши знания о фактах, но сами они таковы, какими являются. Известный метафизический трюк состоит в требовании выразить природу фактов вне теории и науки. Это в принципе невозможно. В суждениях о природе фактов, равно как и всех референтов, невозможно преодолеть ограниченность современного уровня научного знания.
Источник: Философия науки. Краткий энциклопедический словарь. 2008 г.