МИЗАНТРОПИЯ
МИЗАНТРОПИЯ
(от греч. ненавижу + человек) – отчуждение от людей, ненависть к ним. Мизантроп – человеконенавистник.
Мизантропия
Ненависть или презрение к человечеству со стороны того, кто сам является его частью.
Поэтому мизантропия менее предосудительна, чем просто ненависть, направленная исключительно на внешний объект (например, женоненавистничество со стороны мужчины или расизм со стороны человека, убежденного в своей принадлежности к высшей расе). Мольер, исследовавший мизантропию в одном из своих шедевров, показал, что это качество может быть сопряжено с высокой требовательностью. Тем не менее заблуждением было бы думать, что подобная требовательность к окружающим достойна уважения. Что из того, что Альцест презирает всех и каждого, и может быть, вполне заслуженно? Не лучше ли обратить эту требовательность на себя в поисках сострадания и милосердия?
Поэтому мизантропия менее предосудительна, чем просто ненависть, направленная исключительно на внешний объект (например, женоненавистничество со стороны мужчины или расизм со стороны человека, убежденного в своей принадлежности к высшей расе). Мольер, исследовавший мизантропию в одном из своих шедевров, показал, что это качество может быть сопряжено с высокой требовательностью. Тем не менее заблуждением было бы думать, что подобная требовательность к окружающим достойна уважения. Что из того, что Альцест презирает всех и каждого, и может быть, вполне заслуженно? Не лучше ли обратить эту требовательность на себя в поисках сострадания и милосердия?
Источник: Философский словарь.
МИЗАНТРОПИЯ
греч. ???????????, от ????? – ненавижу и ???????? – человек) – ненависть к людям, отчуждение от них. М. выступает как крайняя форма индивидуализма, противопоставления личности обществу. Трактовка М. как разрыва всех связей с обществом исходит от Лукиана ("Тимон или мизантроп") и Шекспира ("Жизнь Тимона Афинского"). М. связана с пессимизмом, неверием, подозрительностью, нелюдимостью. М. подчас переходит в антропофобию (человекобоязнь), проявляется в антигуманных действиях. В широком смысле она является антиподом гуманизма и служит нравств. основой различных человеконенавистнич. теорий. В идеалистич. этике явление М. объясняется, как правило, психологич. причинами, не зависящими от обществ. условий. Шопенгауэр, напр., оправдывал М., считая ее выражением "благородного негодования" личности, направленного против всех людей (см. Полн. собр. соч., т. 4, М., 1910, с. 452–53). Уничтожение антагонизма между личностью и обществом означает устранение социальной основы М. В обществе, основанном на началах коллективизма, всестороннее развитие личности исключает возможность появления ложного представления о неполноценности людей, а следовательно, и появления ненависти или неприязни к ним. Е. Панфилов. Москва.
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.