МИТРА (МИХР)

Найдено 1 определение
МИТРА (МИХР)
В иранской традиции бог клятвы и соблюдения договора, хранитель закона мироздания, также солярное божество, которое в религии ранних Ахеменидов (персидских царей) считалось верховным божеством пантеона. В правление парфянской династии сложился митраизм — культ Митры как верховного бога, заимствовавшего статус Ахура-Мазды. Митраистский миф творения гласит, что Митра был рожден скалой, вступил в борьбу за власть с солнцем, затем заключил со светилом мир и обменялся клятвами, потом убил Первого Быка, созданного Ахура-Маздой, и из тела животного произошли все полезные растения. «Младшая Авеста» называет Митру судьей в загробном мире.
Как божество огня и солнца, Митра в эллинистическую эпоху отождествлялся с греческими Гелиосом и Гефестом.
Культ Митры был заимствован римлянами и получил широкое распространение в Римской империи. Римская традиция трактовала Митру как олицетворение силы и мужества (Митра — победитель быка). Известны ритуалы в честь Митры (митраические мистерии) и многочисленные ритуальные сооружения в честь этого божества (митрейоны). Особую популярность Митра приобрел у римских легионеров, от Евфрата до Рейна. В 307 г. Митра был объявлен в Риме Sol Invictus, то есть «непобедимым солнцем»; день его рождения справлялся 25 декабря.
Ксенофонт писал о поклонении Митре персидского героя Кира Младшего, Ктесий — о жертвоприношениях Митре, совершаемых персидскими царями, Курций Руф — о поклонении Дария III Митре, солнцу и вечному огню.

Источник: Языческие божества Западной Европы. Энциклопедия.