МИСТИКА ПРАВОСЛАВНАЯ

Найдено 1 определение
МИСТИКА ПРАВОСЛАВНАЯ
вероисповедная, канонизированная (в отличие от оккультной) мистика. Имеет в рус. православии две формы. Первая связана с общехрист. началом и пришла в рус. православие из Византии (см. ИсихаАгы); вторая имеет этноконфессиональные истоки. М. п. русская выражает то специфич., что отличает ее от общехристианской: ядро ее составляет мессианский миф о народе-богоносце, сформировавшийся в 16 - 17 вви подхваченный в 19 в. славянофилами. Идеи «Третьего Рима», «правосл. царства», «Китеж-града» и т. п. составляют сложный этномистич. комплекс. Носителями этой мистики являлись в православии т. н. старцы, а в крайнем выражении - мистич. сектантство России. Осознание М. п., попытка рационализировать ее, с тем чтобы приспособить к новым условиям, порождает в кон. 19 - нач. 20 в. такую разновидность рус. религ. философии, как софиология. В нач. 20 в. М. п. проявилась в движении имеславцев, к-рые, подобно софиологам, относились к мифам и «святыням» как к реально сущим. Одной из причин «бунта» на Афоне было стремление правосл. воинствующ. мистицизма сохранить в неприкосновенности этномистич. комплекс. Совр. рус. православие, перейдя на новые политич. позиции, отказалось от мн. элементов старой М. п. В частности, под влиянием софиологов традиционный аскетич. идеал монаха-отшельника был вытеснен идеалом инока в миру.

Источник: Православие. Словарь атеиста. М. Политиздат 1988.— 272 с. ISBN 5-250-00079-7

Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF

К вопросу о значении мистики в православном богословии

Карасев Николай Александрович
Статья посвящена определению понятия мистики и мистицизма в православном богословии. Автор рассматривает историю понятия «мистика» и его определений.
Читать PDF

Синергия и мистика исихазма в контексте православного богословия

Берсенева Т. П.
Анализируется содержание такого мистического религиозного опыта, как исихазм. Делается вывод, что православная традиция являлась мистико-аскетической, а ее ядром был именно исихастский опыт.