МИСТИЦИЗМ

Найдено 14 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

МИСТИЦИЗМ
пристрастие к мистическому; склонность к неопределенному, неточному мышлению - в тех случаях, когда речь идет о вещах нематериальных.

Источник: Философский энциклопедический словарь

Мистицизм
от греч. mystikos - таинственный) - ряд религиозных и философских учений, ориентированных на интуитивно-экстатическое (экстаз) постижение мира и высших принципов бытия.

Источник: Словарь-справочник по философии для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов

МИСТИЦИЗМ
(от греч. mystikos — таинственный) — мировоззрение, основанное на вере в божественное, в таинственный, сверхъестественный мир и в возможность непосредственного общения с ним.

Источник: Философско-терминологический словарь 2004

МИСТИЦИЗМ
пристрастие к мистическому; слияние внутренней жизни действительности с ее внешними проявлениями, т.е. познания с переживанием; абсолютная степень развития сущего в сфере творчества, цельное знание и учение о всеединстве (В. С. Соловьев).

Источник: Русская философия: терминологический словарь.

Мистицизм
греч. mystikos – таинственный) – умонастроения и учения, исходящие из того, что подлинная реальность недоступна человеческому разуму и постигается лишь интуитивно-экстатическим способом, каковой усматривается в мистике. Как философская доктрина – разновидность интуитивизма и иррационализма.

Источник: Большой толковый словарь по культурологии

МИСТИЦИЗМ
(Mystizismus) — пристрастие к мистическому; склонность к неопределенному, неточному, туманно-образному мышлению в тех случаях, когда, например, речь идет о вещах абстрактно-символических, которые по сравнению с «созерцаемыми» содержаниями мистических переживаний должны отступать на задний план; термин используется также для отрицательной характеристики оккультных, визионерских и экстатических учений.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

Мистицизм
нередко значение этого слова не вполне ясно определено. В религиоведении это понятие употребляется для обозначения непосредственного переживания отношений между священным и человеческим, в частности, переживаний единства с божественным или трансбожественным существом или состоянием. Подобное переживание трудно изучить или описать, т. к. мистики считают, что их опыт аутентичен и трудно выразим в словах.

Источник: Новые религиозные движения.

Мистицизм
обобщающий метод для разнородных практик, основывающихся на непосредственном сознании Бога или опыте общения с Богом или с неличностным абсолютом. Мистицизм основывается на вере в существование высшей, недоступной ни человеческим ощущениям, ни рациональному познанию формы знания, полученной при помощи специальных упражнений, медитации. Мистицизм часто рассматривается в тесной связи с различными религиями, и, по мнению некоторых исследователей, он является важным средством экуменического движения, т. е. сближения разных религий.

Источник: Философия и методология науки (понятия категории проблемы школы направления). Терминологический словарь-справочник 2017

МИСТИЦИЗМ
доктрина о таинственном, невыразимом. Согласовать М. с наукой никому не удалось. Некоторые ученые, признавая это, тем не менее ведут себя по отношению к М. как учению вполне толерантно. В последние годы стало популярным рассматривать «Логико-философский трактат» Витгенштейна не столько как философское произведение, сколько как мифопоэтический дискурс, оправдывающий философско-логическими средствами мир мистического, куда зачисляются вместе с религией этика и эстетика. При этом излишне доверяют каждому слову Витгенштейна и не подвергают критике слабые места его философии науки. Но ошибаются все, даже гении.

Источник: Философия науки. Краткий энциклопедический словарь. 2008 г.

МИСТИЦИЗМ

- 1) общее наименование для учений, призывающих искать истину в духовном опыте встреч с Высшим, минуя разум. 2) Реже встречается трактовка мистицизма как теоретизирования по поводу мистического опыта, получаемого при встречах с Невыразимым. Мистицизм различают эзотерический, т.е. доступный только тем, кто прошел определенную подготовку и обряды инициации или посвящения, и экзотерический, не связанный с таким условием. Сторонники мистицизма убеждены в возможности достигать истинного знания запредельных реальностей через интуицию, в сверхприродном прозрении, в откровении, в самоотдаче Высшему, в духовном союзе с Богом. Однако, "мистицизм без любви вырождается в магию" (Г.Федотов).

Источник: Краткий религиозно-философский словарь

Мистицизм
буквально означает такое умственное направление или учение, когда, во-первых, в развитии своих общих понятий и убеждений о мире, человеке, его жизни и назначении не устраняют длинного ряда умозаключений или созерцаний, но не обращают внимания на связь их с требованиями науки, ни на логическую точность понятий и уместность определенных предположений. Но мистицизм идет и далее. Нередко и в объяснении явлений жизни мистики руководствуются не точным исследованием их причинной связи и законов, но предположением таинственных причин и деятелей, не доступных точному исследованию. С подобным содержанием мистицизма естественно соединяется и та особенная форма его, что органом всех его построений бывают не наблюдение, не опыт, не логическая мысль, необходимая даже там, где мы считаем необходимым какие-нибудь отдаленные умозаключения, даже не простая вера мысли и сердца, но преимущественно и почти единственно внушения внутреннего чувства и воображения. К подобным свойствам его по содержанию и форме привходит и психологическая черта — самоуверенность и самонадеянность. Таково самое общее понятие мистицизма, по крайней мере, в полном его проявлении. Свойства его таковы, что сами собою обнаруживают в нем некоторую болезненность. Но отсюда еще не следует, что в мистических сочинениях все должно порицать; подобное заключение тем затруднительнее, что мистицизм имеет свои степени, и высшая степень его может быть слишком далека от низшей. А потому, чтобы с точностью определить значение мистицизма, нужно глубокое исследование, с одной стороны, постепенности или градации предметов познания, с другой — органов познания и признания истины и убеждений в ней. Касаясь органов признания истины, необходимо бы выяснить, чем именно отличается в жизни и в деле знания, и особенно в деле высших убеждений, значение внутреннего чувства и воображения в сравнении с деятельностью рассудка и силы суждения. Сам по себе мистицизм, в том смысле, когда он, пользуясь логическою работою мысли и точными исследованиями науки, принимает и внушения внутреннего чувства, не имел бы ничего предосудительного, потому что внутренне чувство имеет важное значение в деле нравственной или внутренней жизни, и особенно в таких вопросах и истинах, которые непременно требуют себе опоры и во внутреннем чувстве. Но мистицизм часто бывает вреден, когда он не знает меры ни в той степени, какая уместна для него в деле умственной и практической жизни, ни в роде предметов, к которым он делает свои применения. Мистицизм может повести к вредным последствиям, когда мистик, забывая определенные понятия научные или вообще передаваемые научением, руководствуется исключительно своим чувством и воображением. В таком случае, для него происходит опасность составления темных и чисто произвольных представлений, потому что воображение и чувство сами по себе действуют безотчетно. Еще более мистицизм подвержен опасности заблуждений, когда мистик составляет себе убеждения на основании своего внутреннего чувства и воображения о таких предметах, например, о всех царствах природы, где требуются, по крайней мере как основания для дальнейших выводов, самые точные исследования. Мистицизм бывает в силе обыкновенно в первоначальном периоде умственного развития, когда еще и не сознают его значения. Так, например, были мистики в средние века: Бернард Клервойский, Бонавентура, Эккард, Фома Кемпийский. Но не было недостатка в мистиках и в такие периоды, когда образование достигло уже значительной степени развития. К таким мистикам уже в начале новых времен относятся, например, Теофраст, Парацельс и Яков Бэм. Умеренный мистицизм заметен иногда даже у знаменитейших ученых, например, у Ньютона, Баадера, Шуберта. Причиною и поводом сильной наклонности к мистицизму бывает, с одной стороны, внутренняя и неистребимая потребность высших убеждений, касающихся жизни, а с другой — различные виды отрицания или препятствия нормальному их развитию. К таким препятствиям относятся долговременное преобладание безнравственности и безверия в целом периоде истории, долговременная личная рассеянность в жизни и даже тяжкие бедствия и лишения, потому что ими открывается в душевной жизни место развитию высших чаяний веры и упования.

Источник: Философский словарь или краткое объяснение философских и других научных выражений встречающихся в истории философии. 1876

Мистицизм
буквально означает такое умственное направление или учение, когда, во-первых, в развитии своих общих понятий и убеждений о мире, человеке, его жизни и назначении не устраняют длинного ряда умозаключений или созерцаний, но не обращают внимания на связь их с требованиями науки, ни на логическую точность понятий и уместность определенных предположений. Но мистицизм идет и далее. Нередко и в объяснении явлений жизни мистики руководствуются не точным исследованием их причинной связи и законов, но предположением таинственных причин и деятелей, не доступных точному исследованию. С подобным содержанием мистицизма естественно соединяется и та особенная форма его, что органом всех его построений бывают не наблюдение, не опыт, не логическая мысль, необходимая даже там, где мы считаем необходимым какие-нибудь отдаленные умозаключения, даже не простая вера мысли и сердца, но преимущественно и почти единственно внушения внутреннего чувства и воображения. К подобным свойствам его по содержанию и форме привходит и психологическая черта — самоуверенность и самонадеянность. Таково самое общее понятие мистицизма, по крайней мере, в полном его проявлении. Свойства его таковы, что сами собою обнаруживают в нем некоторую болезненность. Но отсюда еще не следует, что в мистических сочинениях все должно порицать; подобное заключение тем затруднительнее, что мистицизм имеет свои степени, и высшая степень его может быть слишком далека от низшей. А потому, чтобы с точностью определить значение мистицизма, нужно глубокое исследование, с одной стороны, постепенности или градации предметов познания, с другой — органов познания и признания истины и убеждений в ней. Касаясь органов признания истины, необходимо бы выяснить, чем именно отличается в жизни и в деле знания, и особенно в деле высших убеждений, значение внутреннего чувства и воображения в сравнении с деятельностью рассудка и силы суждения. Сам по себе мистицизм, в том смысле, когда он, пользуясь логическою работою мысли и точными исследованиями науки, принимает и внушения внутреннего чувства, не имел бы ничего предосудительного, потому что внутренне чувство имеет важное значение в деле нравственной или внутренней жизни, и особенно в таких вопросах и истинах, которые непременно требуют себе опоры и во внутреннем чувстве. Но мистицизм часто бывает вреден, когда он не знает меры ни в той степени, какая уместна для него в деле умственной и практической жизни, ни в роде предметов, к которым он делает свои применения. Мистицизм может повести к вредным последствиям, когда мистик, забывая определенные понятия научные или вообще передаваемые научением, руководствуется исключительно своим чувством и воображением. В таком случае, для него происходит опасность составления темных и чисто произвольных представлений, потому что воображение и чувство сами по себе действуют безотчетно. Еще более мистицизм подвержен опасности заблуждений, когда мистик составляет себе убеждения на основании своего внутреннего чувства и воображения о таких предметах, например, о всех царствах природы, где требуются, по крайней мере как основания для дальнейших выводов, самые точные исследования. Мистицизм бывает в силе обыкновенно в первоначальном периоде умственного развития, когда еще и не сознают его значения. Так, например, были мистики в средние века: Бернард Клервойский, Бонавентура, Эккард, Фома Кемпийский. Но не было недостатка в мистиках и в такие периоды, когда образование достигло уже значительной степени развития. К таким мистикам уже в начале новых времен относятся, например, Теофраст, Парацельс и Яков Бэм. Умеренный мистицизм заметен иногда даже у знаменитейших ученых, например, у Ньютона, Баадера, Шуберта. Причиною и поводом сильной наклонности к мистицизму бывает, с одной стороны, внутренняя и неистребимая потребность высших убеждений, касающихся жизни, а с другой — различные виды отрицания или препятствия нормальному их развитию. К таким препятствиям относятся долговременное преобладание безнравственности и безверия в целом периоде истории, долговременная личная рассеянность в жизни и даже тяжкие бедствия и лишения, потому что ими открывается в душевной жизни место развитию высших чаяний веры и упования.

Источник: Философский словарь или краткое объяснение философских и других научных выражений. Киев 1876 г.

МИСТИЦИЗМ
от греч. ???????? – таинственный) – в широком смысле истолкование явлений природы и общества как имеющих в своей основе таинственное, необъяснимое, сверхъестеств. начало. В этом смысле М. присущ всем без исключения религиям, в частности иудаизму, исламу, христианству, буддизму и др. В более узком смысле М. означает религ.-филос. концепцию, признающую возможность непосредств. сверхчувств. общения человеч. души с богом как "первичной духовной реальностью". Мистич. состояние сознания проявляется в фантастич. видениях, грезах, галлюцинациях, приступах экстаза и т.п. Как религ.-филос. явление мистика достигает наибольшего распространения в эпоху средневековья. Отношение христ. богословия и христ. церквей к М. было всегда противоречивым и определялось как историч. обстановкой, так и теми конкретными формами, в к-рых выражалось мистич. движение на том или ином этапе его развития. "Теория" божеств. откровения, лежащая в основе как иудейской, так и христ. догматики, по своему существу является выражением M. – она исходит из того, что авторы библейских книг писали их в состоянии боговдохновенности, т.е. духовно-мистич. единения с богом. Раннехристианские богословы Игнатий Антиохийский, Ориген, Августин активно пропагандировали М. По учению Оригена, цель жизни христианина заключается в достижении подобия Христу, а ступени совершенствования личности христианина означают ступени его приближения к полному слиянию с Христом. Дальнейшими проповедниками М. в христ. богословии явились Евагрий Понтийский и особенно автор Ареопагитик. В качестве формы теологич. обоснования М. в Ареопагитиках, а также у Симеона Нового-Богослова выступало т.н. апофатическое, или негативное, богословие, по к-рому постижение божества разумом возможно лишь в отрицат. определениях, указывающих на то, какие признаки ему не должны быть приписываемы, действительное же познание бога дается лишь мистич. озарением души верующего. Как для вост., так и для зап. христ. церкви М. представлялся всегда обоюдоострым оружием, – с одной стороны, усиливающим христ. рвение масс, а с другой, таящим в себе серьезную опасность для церкви, поскольку учение о непосредств. общении души верующего с богом легко переходило в представление о ненужности духовенства в качестве посредника между ними. Эта опасность ярко выразилась в ср.-век. мистике. В России М. нашел свое выражение в идеологии и культовой практике ряда сект хлыстовского направления. Участники "радений" при помощи различных средств психич. и физич. воздействия приводили себя в состояние исступления, рассматривавшееся как признак состоявшегося соединения с божеством. В наст. время эта практика сохранилась в секте пятидесятников. Как филос. явление, М. не пользовался сколько-нибудь значит. влиянием в эпоху, когда бурж. идеология разрывала феод.-религ. путы, о чем свидетельствует резко иронич. отповедь Канта Сведенборгу, виднейшему мистику 18 в. В бурж. философии 19 в. М. имел таких представителей, как Сен-Мартен, Баадер, поздний Шеллинг и др. Распространение М. резко усиливалось по мере загнивания бурж. культуры в эпоху империализма. Среди философов, обосновывавших М., наибольшую роль сыграли В. Соловьев, Джемс, Бергсон. К числу еще более поздних философов-мистиков относятся француженка Симона Вейль (1909–43), опубликовавшая кн. "Ожидание бога" (S. Weil, Attente de Dieu, [1950 ]), a также американец Уильям Стейс (р. 1886). В совр. богословии, а также в бурж. филос. лит-ре обоснование и оправдание М. находит все большее распространение. В условиях явного краха всей системы "рационалистического" богословия, оперирующего мнимо-логич. рассуждениями и претендующего на научность, идеологи религии вынуждены все больше прибегать к чисто мистич. фразеологии о неизреченной таинственности божеств. истин, о возможности их постижения лишь при помощи "религиозного опыта" (прагматизм), индивидуального религ. переживания (экзистенциализм), "встречи с богом" ("диалектическая теология" К. Барта). Лит.: Францев Ю. П., У истоков религии и свободомыслия, М.–Л., 1959; Джемс У., Многообразие религ. опыта, пер. с англ., М., 1910; G?rres J. von, Die christliche Mystik, Bd 1–4, Regensburg–Landshut, 1836–42; neue Aufl., Bd 1–5, Regensburg, [1879–80 ]; Steiner R., Das Christentum als mystische Tatsache und die Mysterien des Altertums, 3 Aufl., Lpz., 1910; Watkin E. I., The philosophy of mysticism, N. Y., 1920; Butler ?. С., Western mysticism..., L., [1922 ]; Thurston H., The physical phenomena of mysticism, Chi., 1952; Sсhоlem G., Die j?dische Mystik in ihren Hauptstr?mungen, Fr./M., 1957; Andrае Т., Islamische Mystiker, Stuttg., 1960. И. Крывелев. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

МИСТИЦИЗМ
1. Совокупность разл. учений, основанных на принципах мистич. познания. Синонимами М. в этом значении явл. понятия «мистика», «тайное (сокровенное) знание», «тайноведение». Мистич. идеи и учения, взятые как целое, явл. одним из универсальных культ. феноменов, представленных во всех этнокульт. и цивилизационных контекстах, на всех уровнях познавательного освоения действительности — от первобытного магизма и ранних форм религии до филос. мысли современности. В этом кач-ве М. выступает как специфическая разновидность иррационализма. Ряд авторитетных исследователей полагают, что на ранних этапах своего развития чел. мышление в целом носило внелогический («пралогический») характер, опираясь на ценностно-целевой комплекс «мистич. соучастия» (Л.Леви-Брюль), «интимной имманентности» (Ж.Батай), «непосредственного мистич. чувства» (Н.О.Лосский) и т.п. В зависимости от культурно-интеллектуального контекста и системного оформления соответствующих идей можно выделить ряд осн. форм М.: первобытный М. — разл. виды магии, эзотерическая мифология, шаманизм, нагуализм, культ предков; религ. (теол.) М. — представленные во всех нац. и мировых религиях учения о тайной «истинной сущности» бога, постигаемой тем или иным мистич. способом; религ.филос. М. — как конфессиональный, так и внеконфессиональный; оккультизм. Элементы М. могут включаться в филос.-теор. системы рационалистич. типа (напр., учение О.Конта о Верховном Существе как о телесно-духовном единстве человечества), или, напротив, принципиально мистич. идеи могут получать вполне рациональное системно-логическое и категориальное оформление («мистич. рационализм» неоплатонизма, схоласт. теология (см. Богословие), философия всеединства В.С.Соловьева). Благодаря обширной критике М. (в основном в его религ. и оккультной формах) в просветительской и классич. европ. философии XVII—XIX вв., сам этот термин приобрел ряд негативных коннотаций (напр., как обозначение склонности к туманным, неясным, запутанным идеям), а слово «мистика» в обыденном понимании чаще всего ассоциируется с вымыслом, пустыми фантазиями или даже с абсурдом. Кроме того, в массовом сознании современности М. чаще всего отождествляется с разл. формами оккультизма и паранауки. Критика М. в этих проявлениях по-прежнему явл. одной из насущных задач науки и философии, рационально-светской культуры в целом. 2. Комплекс принципиальных гносеологич. установок, лежащих в основании разл. способов интуитивно-эмоционального отражения и системного познания действительности. Общим для всех моделей мистич. гносеологии явл. убежденность в том, что истина открывается лишь внерациональным способом субъекту, получившему спец. духовно-практ. подготовку или обладающему особым даром, врожденными способностями и т.п. Гл. цель адепта М. — получение мистич. опыта, содержание к-рого затем приводится в образную или системно-логическую форму. Отличиями мистич. опыта от интуиции в науч. познании и в практ. деятельности (см. Инсайт) явл., с одной стороны, особая эмоциональная насыщенность переживаний субъекта (часто доходящая до экзальтации) и, с др. стороны, ориентация на постижение некой трансцендентальной сущности (как правило, сверхъестественной), к-рая явл. не только объектом познания, но и поклонения. При этом «истина обо всем» обретается не вовне субъекта, а мыслится как сущностно имманентная (см. Имманентное и Трансцендентное) ему (ср. выражение Майстера Экхарта: «Глаз, коим я вижу Бога, суть глаз, коим Бог видит меня»). Т.о., процесс постижения истины должен сопровождаться внутр. духовной трансформацией субъекта и/или обретением сверхъестеств., «паранормальных» способностей (последнее подчеркивает генетическую связь М. с магическими практиками). В обоих случаях мистич. опыт результируется не как чистое знание, а как сверхрациональная и целостная мудрость. Осн. модели мистич. гносеологии различаются по принципу источника мистич. опыта: «внешн.» источник (бог, дух-покровитель, наставник-мистагог и пр.) предполагает М. откровения, благодати, избранничества; «внутр.» источник («глубинное сознание» или подсознание самого субъекта) предполагает М. интуитивистского рода (см. Интуитивизм). Методы и средства достижения мистич. озарения, просветления и т.п. разнообразны; их можно условно разделить на интеллектуальные: медитация (наиболее развитая в индо-китайской традиции М.), культивация веры (Августин), интеллектуальная саморефлексия (неоплатонизм, Дионисий Ареопагит), нравственно-эмоциональная самоотрешенность (Экхарт), мнемонические практики (Дж.Бруно), символическая экзегетика (ведантизм, герметизм, каббалистика) и т.д., а также практ.: разл. психосоматические практики (йога, дзен-буддизм), послушничество (гностицизм, неопифагореизм), подвижничество (правосл. старчество, толстовство), аскеза и магические ритуалы. Мн. религ.-филос. течения М. сочетают интеллектуальные и практ. методы, как напр., последователи исихазма, суфизма или дзен-буддизма. Одна из центр. проблем М. в его гносеологич. измерении — необходимость выражения «неисповедимого» мистич. опыта в форме, пригодной для интерсубъектной трансляции, с одной стороны, и сокрытие его «тайного смысла» от непосвященных, с др. стороны. Благодаря этому последователи М. внесли существенный вклад не только в лексич. аппарат религии и философии, но и в худ. словесность (особенно в поэзию) и в изобразительное искусство. Лит.: Бердяев Н.А. Философия свободного духа. М., 1994; Бержье Ж., Повель Л. Утро магов. СПб., 1995; Беме Я. Аврора, или Утренняя заря в восхождении. М., 1991; Он же. Христософия. СПб., 1993; Гуревич П.С. Возрожден ли мистицизм? М., 1984; Дюпрель К. Философия мистики. М., 2006; Заблуждающийся разум? Многообразие форм вненаучного знания. М., 1990; Лосский Н.О. Творческая, интеллектуальная и мистическая интуиция. М., 1995; Майстер Экхарт. Духовные проповеди и размышления. М., 1991; Он же. Об отрешенности. СПб., 2002; Мистики ХХ века: Энциклопедия. М.; СПб., 1996; Мистическое богословие. Киев, 1991; Плотин. Избр. трактаты: В 2 т. СПб., 1994; Сведенборг Э. О небесах, о мире духов и об аде. Киев, 1992; Соловьев В.С. Мистика // Философский словарь Вл.Соловьева. Ростов н/Д, 1997; Успенский П.Д. Новая модель мироздания. СПб., 1992; Холл М.П. Энциклопедическое изложение масонской, розенкрейцеровской, герметической и каббалистической символической философии. Новосибирск, 1992; Хоружий С.С. Проблема личности в русской религиозной философии: мистика исихазма и метафизика всеединства // Хоружий С.С. После перерыва: пути русской философии. СПб., 1994; Швейцер А. Мистика апостола Павла // Швейцер А. Благоговение перед жизнью. М., 1992. Е.В.Гутов

Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
356.16 кб

Некоторые аспекты философского мистицизма в античности (мистицизм Филона Александрийского, Плотина и

Хлебников Г. В.
В статье обсуждаются некоторые проблемы отношений Бога, философии и мистицизма в сфере философской теологии.
Читать PDF
441.43 кб

Некоторые аспекты философского мистицизма античности (мистицизм как фокальная точка философии)

Хлебников Г. В.
Читать PDF
352.28 кб

Мистицизм пифагорейцев, Сократа, Платона и Аристотеля в контексте религиозной культуры античности

Хлебников Г. В.
Читать PDF
401.85 кб

2009. 01. 023. Хлебников Г. В. Мистицизм в философии. (аналитический обзор)

Хлебников Г. В.
Читать PDF
128.51 кб

Мистицизм в свете русской философии

Александров Владимир Борисович
В статье исследуются основания мистического видения мира, а также формы сознания, в рамках которых оно оказывается возможным.
Читать PDF
123.48 кб

Мистицизм с точки зрения метафизики виртуальности

Хамидулин Артем Маратович
В статье рассматриваются категория мистического и категория виртуального. Мистицизм анализируется с религиоведческих позиций, виртуальность представляется с точки зрения философии.
Читать PDF
1.01 мб

Супрематизм Малевича и мистицизм Экхарта

Планкина Татьяна Юрьевна
В статье анализируется проблема соотношения супрематизма Малевича и мистицизма Экхарта в контексте их учений. Сравниваются такие понятия, использованные в их сочинениях, как «ничто», «покой», «воля» и другие.
Читать PDF
70.62 кб

Немецкий средневековый мистицизм и мифология Третьего рейха: Майстер Экхарт в интерпретации Альфреда

Шилов Евгений Вадимович
Статья посвящена интерпретации одним из идеологов немецкого национал-социализма Альфредом Розенбергом идей философа и богослова позднего Средневековья Майстера Экхарта.
Читать PDF
99.87 кб

Рецензия на: Мистицизм: теория и история / Рос. Акад. Наук, Ин-т философии; отв. Ред. : Е. Г. Балагу

Малевич Татьяна Владимировна
Читать PDF
885.28 кб

Мистицизм и предельные состояния в спорте как вид социальной рациональности

Похилько Александр Дмитриевич, Бирюков Игорь Леонидович
В статье обозначается проблема корреляции непосредственного и опосредованного знания в духовности спортсмена.
Читать PDF
14.19 мб

К вопросу о роли Ибн ‘арабив истории исламского мистицизма

Насыров Ильшат
В западных академических кругах бытует представление, согласно которому решающую роль в упадке исламского мистицизма (суфизма) и его духовной практики сыграл философский суфизм крупнейшего мусульманского мыслителя Ибн ‘Араби (1165
Читать PDF
553.06 кб

Компаративные исследования мистицизма

М. Стобер
Сравнительное изучение мистицизма является полем академических исследований, которое развивалось примерно с середины XIX столетия.
Читать PDF
6.08 мб

Логика мистицизма

Гримм Стивен
Мистический опыт имеет два аспекта. Он включает в себя: 1) прямой контакт с Богом;2) единение с Богом.
Читать PDF
0.00 байт

О трансцендентальном мистицизме

Чернов Сергей Александрович
Критический анализ общего замысла «преодоления Канта», предпринятого кн. Е. Н. Трубецким в книге «Метафизические предположения познания» (1917).
Читать PDF
353.91 кб

Образ сознания в мистицизме Бхагавана Шри Раджниша

Кичко Жанна Анатольевна
The memoir considers the phenomenon of consciousness in the mystical practice of Bhagwan Shree Rajnees (Osho).

Похожие термины:

  • Сциентизм и мистицизм в русской философии

    С петровской эпохи начинают создаваться светские учебные заведения, основывается Академия наук, приглашаются видные ученые из-за рубежа, воспитываются национальные кадры специалистов. Подобная
  • МИСТИЦИЗМ, МИСТИКА

     (греч. — таинственный) — религиозно-идеалистический взгляд на мир. Зарождение М. связано с тайными обрядами (мистериями) религиозных об-в Древн. Востока и Запада. Главное в этих обрядах — общение