французский философ. Сомневался в достоверности человеческих знаний, настаивал на их зыбкости и относительности. Главным источником знаний, по Монтеню, являются чувства. По мысли Монтеня, нельзя подходить с одной и той же меркой к разным людям, ибо каждый человек индивидуален; да и один и тот же человек изменяется в течение жизни. Основным двигателем человеческих поступков считал стремление к счастью и удовольствию. Утверждал, что бессмертия души не существует. Смерть — это такой же равноправный элемент мирового порядка, как и жизнь. Непременные условия нравственности, по Монтеню, здравый смысл, веротерпимость, доброжелательность.
Даты жизни. Родился 28.2.1533 в замке Монтень в Перигоре. Был советником парламента в Бордо. В начале 80-х гг. был назначен мэром Бордо. Умер 13.9.1592.
Мишель Монтень
МОНТЕНЬ Мишель
МОНТЕНЬ Мишель
(1533 - 1592) - французский гуманист, философ, писатель, политический деятель. Основное произведение «Опыты», в котором представлена позиция возрожденческого скептицизма, свободомыслия и жизнеугеерждения, направленная против схоластического догматизма, религиозного фанатизма, суеверия и аскетизма. Признавая единственность материального мира, сомневался в наличии потустороннего мирз и бессмертия души. Рассматривал человека как природное существо, сознание которого определяется состоянием тела. Схоластической гносеологии, основанной на авторитете и умозрении, противопоставлял здравый смысл, самостоятельное рассуждение, факты и опытное исследование природы, утверждая исторический характер человеческого познания. Признавая Бога, Монтень рассматривал теологию как ложное знание, способ распространения невежества. Результатом философского исследования он считал незнание, которое является не границей, а источником бесконечного процесса познания. Причину религии Монтень видел в воображения и невежестве, которые позволяют правителям держать народ в повиновении. Люди от природы равны, различаются только одеждой. Государство и религия, сословное и имущественное неравенство уничтожили природное равенство людей и естественную мораль. «Опыты» Монтеня были запрещены Ватиканом. Скептицизм Монтеня оказал огромное влияние на становление философии и идеологии эпохи Просвещения.
Источник: Краткий философский словарь 2004
Мишель Монтень
(1533–1592)
«Давайте смотреть на вещи здраво»
Жизнь. Один из последних мыслителей эпохи Возрождения, Монтень по праву считается представителем лагеря скептиков. На этой стадии развития возрожденческая мысль уже утратила тот искренний духовный порыв, которым она отличалась в начале своего пути. Многие образы, идеалы и ценности ушли в прошлое. Человек уже не представлялся таким удивительным чудом, которое можно поставить вровень даже с самим Богом – на поверку он оказался слишком слабым, недолговечным и непредсказуемым. В самом деле, может ли рассматриваться в качестве равного Богу тот, кто способен умереть от банальной простуды или укуса бешеной собаки?! Однако и другая крайность, когда во всем видят лишь божественную силу, также вредна. Из этого и родился скептицизм Монтеня, направленный, с одной стороны, против рутинного духа схоластической философии и средневековой теологии, а с другой стороны – против излишнего оптимизма в отношении человеческих возможностей. Главным произведением французского мыслителя стала книга под названием «Опыты», которую многие исследователи и специалисты называют настоящим философским шедевром эпохи Возрождения. Однако далеко не все в этой книге представляется таким ясным и простым, как может показаться на первый взгляд. Скептицизм Монтеня тонок и многогранен, его мысли не следует трактовать слишком прямолинейно.
Критика общепринятых мнений. «Наш кругозор крайне узок, мы видим не дальше своего носа», – вот, пожалуй, основной лейтмотив всего творчества Монтеня. С этого утверждения начинается его смелая атака на все общепринятые нормы и правила, которые человечество считает единственно верными только потому, что они созданы людьми авторитетными. Однако, говорит Монтень, даже самый беглый анализ истории античного мира показывает, что наши предки (в лице греков и римлян), имея совершенно иные установки и ценности, намного опередили нас в развитии культуры, искусства, философской мысли. А вся беда, по его мнению, заключается в неспособности нашей цивилизации отказаться от привычных штампов и стереотипов и заняться наконец самым серьезным и всесторонним их исследованием. Только таким образом можно будет отделаться от многих заблуждений и избежать их впоследствии.
Критика диктата в культуре. Другой бедой современной культуры является догматизм в системе образования. Монтень называет настоящей бедой то, что изучение наук «ведется по распоряжению властей, когда все школы на одно лицо и придерживаются одинакового способа воспитания и обучения». В такой системе нет места свободе мысли, мнений и научных методов, что полностью унифицирует, обезличивает культуру в целом. Человек в таком мире не может свободно выбирать между различными точками зрения, идеями, направлениями, потому что их попросту не существует. А это, в свою очередь, ведет к авторитаризму, нетерпимости, религиозному фанатизму и суеверию в жизни целых народов, считающих себя цивилизованными.
Сомнение как метод. Человек имеет право на сомнение; это дает ему возможность освободиться от рутины и догматизма, от всего, что навязывается «сверху». Почему бы, в самом деле, не усомниться в непререкаемых истинах мира – общепринятых схоластических теориях или даже некоторых религиозных догматах? Причем их не надо отвергать с ходу, как это делают неразумные «ниспровергатели» устоев, но, усомнившись – проверить, исследовать.
Монтень о вере. Совершенно очевидно, что такая смелая позиция не могла не привести к некоторым нестыковкам в учении. И Монтень, ставя под сомнение существование Бога, тем не менее очень много рассуждает о преимуществе божественного над человеческим. «…Я сужу так, что много божественного и высокого, что намного превосходит человеческий ум, есть в истине и в удовольствии, получаемом от Божьей благодати, освещающей нас… Есть только вера, которая обнимает и надежно охраняет эти высокие тайны нашей религии». При этом Монтень выступал как ярый критик всякого рода суеверий, как то: чертей, ведьм, колдунов, во что верило в те времена большинство людей. Однако Монтень на этом не останавливался и отвергал даже саму возможность всяких религиозных чудес, сообщениями о которых полон Новый Завет. По мнению Монтеня, ничего сверхъестественного в нашей земной жизни нет, все можно объяснить и понять на основе здравого смысла и научного подхода. Все же непривычное и непонятное человек склонен приписывать неким высшим силам, с помощью которых можно легко и просто понять увиденное.
Монтень о религии. Очевидно, что подобные взгляды и убеждения могли в то время привести Монтеня к большим неприятностям. Видимо, понимая это, он во многих местах своих «Опытов» старается уважительно говорить о католической церкви. Более того, по ходу дела он резко критически отзывается об атеизме и разного рода богохульствах. Что же касается скептицизма, то Монтень заявляет о его несомненной пользе для человека, ибо он помогает последнему освободиться от многих заблуждений и ошибок, осознать суетность и тщету всякого мирского знания. А это, в свою очередь, может привести прозревшего человека в лоно Церкви, ибо только божественное знание дает силу и твердую уверенность в жизни.
Правда, часто Монтень не сдерживается и обрушивает град критических стрел в адрес первых христианских подвижников и их последователей, отличавшихся религиозным фанатизмом. Это их усилиями, говорит Монтень, были уничтожены многие памятники и ценности богатейшей античной культуры. Неправильно понимая и извращая христианскую веру, они нанесли огромный урон культурному наследию Европы, ибо «ученые люди понесли ни с чем не сравнимый ущерб». «Полагаю, – замечает далее Монтень, – что эти бесчинства причинили науке гораздо больше вреда, нежели все пожары, произведенные варварами».
Монтень о человеке. В рассмотрении сущности человека Монтень дошел практически до материалистического взгляда на его природу. Человек, по его убеждению, по сути своей ничем не отличается от животного – ни физиологически, ни даже психически. Ибо, по словам Монтеня, и животные, так же как и человек, наделены «разумом и способностью рассуждать». Поэтому наше человеческое сознание есть всего лишь функция тела, организма. Однако возможностей для познания у нас больше, чем у животных, поэтому призыв «Познай самого себя» остается для человека вполне актуальным. В какие бы тяжелые ситуации он ни попадал, он всегда должен сохранять оптимизм и занимать жизнеутверждающую позицию.
«Давайте смотреть на вещи здраво»
Жизнь. Один из последних мыслителей эпохи Возрождения, Монтень по праву считается представителем лагеря скептиков. На этой стадии развития возрожденческая мысль уже утратила тот искренний духовный порыв, которым она отличалась в начале своего пути. Многие образы, идеалы и ценности ушли в прошлое. Человек уже не представлялся таким удивительным чудом, которое можно поставить вровень даже с самим Богом – на поверку он оказался слишком слабым, недолговечным и непредсказуемым. В самом деле, может ли рассматриваться в качестве равного Богу тот, кто способен умереть от банальной простуды или укуса бешеной собаки?! Однако и другая крайность, когда во всем видят лишь божественную силу, также вредна. Из этого и родился скептицизм Монтеня, направленный, с одной стороны, против рутинного духа схоластической философии и средневековой теологии, а с другой стороны – против излишнего оптимизма в отношении человеческих возможностей. Главным произведением французского мыслителя стала книга под названием «Опыты», которую многие исследователи и специалисты называют настоящим философским шедевром эпохи Возрождения. Однако далеко не все в этой книге представляется таким ясным и простым, как может показаться на первый взгляд. Скептицизм Монтеня тонок и многогранен, его мысли не следует трактовать слишком прямолинейно.
Критика общепринятых мнений. «Наш кругозор крайне узок, мы видим не дальше своего носа», – вот, пожалуй, основной лейтмотив всего творчества Монтеня. С этого утверждения начинается его смелая атака на все общепринятые нормы и правила, которые человечество считает единственно верными только потому, что они созданы людьми авторитетными. Однако, говорит Монтень, даже самый беглый анализ истории античного мира показывает, что наши предки (в лице греков и римлян), имея совершенно иные установки и ценности, намного опередили нас в развитии культуры, искусства, философской мысли. А вся беда, по его мнению, заключается в неспособности нашей цивилизации отказаться от привычных штампов и стереотипов и заняться наконец самым серьезным и всесторонним их исследованием. Только таким образом можно будет отделаться от многих заблуждений и избежать их впоследствии.
Критика диктата в культуре. Другой бедой современной культуры является догматизм в системе образования. Монтень называет настоящей бедой то, что изучение наук «ведется по распоряжению властей, когда все школы на одно лицо и придерживаются одинакового способа воспитания и обучения». В такой системе нет места свободе мысли, мнений и научных методов, что полностью унифицирует, обезличивает культуру в целом. Человек в таком мире не может свободно выбирать между различными точками зрения, идеями, направлениями, потому что их попросту не существует. А это, в свою очередь, ведет к авторитаризму, нетерпимости, религиозному фанатизму и суеверию в жизни целых народов, считающих себя цивилизованными.
Сомнение как метод. Человек имеет право на сомнение; это дает ему возможность освободиться от рутины и догматизма, от всего, что навязывается «сверху». Почему бы, в самом деле, не усомниться в непререкаемых истинах мира – общепринятых схоластических теориях или даже некоторых религиозных догматах? Причем их не надо отвергать с ходу, как это делают неразумные «ниспровергатели» устоев, но, усомнившись – проверить, исследовать.
Монтень о вере. Совершенно очевидно, что такая смелая позиция не могла не привести к некоторым нестыковкам в учении. И Монтень, ставя под сомнение существование Бога, тем не менее очень много рассуждает о преимуществе божественного над человеческим. «…Я сужу так, что много божественного и высокого, что намного превосходит человеческий ум, есть в истине и в удовольствии, получаемом от Божьей благодати, освещающей нас… Есть только вера, которая обнимает и надежно охраняет эти высокие тайны нашей религии». При этом Монтень выступал как ярый критик всякого рода суеверий, как то: чертей, ведьм, колдунов, во что верило в те времена большинство людей. Однако Монтень на этом не останавливался и отвергал даже саму возможность всяких религиозных чудес, сообщениями о которых полон Новый Завет. По мнению Монтеня, ничего сверхъестественного в нашей земной жизни нет, все можно объяснить и понять на основе здравого смысла и научного подхода. Все же непривычное и непонятное человек склонен приписывать неким высшим силам, с помощью которых можно легко и просто понять увиденное.
Монтень о религии. Очевидно, что подобные взгляды и убеждения могли в то время привести Монтеня к большим неприятностям. Видимо, понимая это, он во многих местах своих «Опытов» старается уважительно говорить о католической церкви. Более того, по ходу дела он резко критически отзывается об атеизме и разного рода богохульствах. Что же касается скептицизма, то Монтень заявляет о его несомненной пользе для человека, ибо он помогает последнему освободиться от многих заблуждений и ошибок, осознать суетность и тщету всякого мирского знания. А это, в свою очередь, может привести прозревшего человека в лоно Церкви, ибо только божественное знание дает силу и твердую уверенность в жизни.
Правда, часто Монтень не сдерживается и обрушивает град критических стрел в адрес первых христианских подвижников и их последователей, отличавшихся религиозным фанатизмом. Это их усилиями, говорит Монтень, были уничтожены многие памятники и ценности богатейшей античной культуры. Неправильно понимая и извращая христианскую веру, они нанесли огромный урон культурному наследию Европы, ибо «ученые люди понесли ни с чем не сравнимый ущерб». «Полагаю, – замечает далее Монтень, – что эти бесчинства причинили науке гораздо больше вреда, нежели все пожары, произведенные варварами».
Монтень о человеке. В рассмотрении сущности человека Монтень дошел практически до материалистического взгляда на его природу. Человек, по его убеждению, по сути своей ничем не отличается от животного – ни физиологически, ни даже психически. Ибо, по словам Монтеня, и животные, так же как и человек, наделены «разумом и способностью рассуждать». Поэтому наше человеческое сознание есть всего лишь функция тела, организма. Однако возможностей для познания у нас больше, чем у животных, поэтому призыв «Познай самого себя» остается для человека вполне актуальным. В какие бы тяжелые ситуации он ни попадал, он всегда должен сохранять оптимизм и занимать жизнеутверждающую позицию.
Источник: Философия. Краткая история.