МИРОВЫЕ РЕЛИГИИ

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

Мировые религии
религии, вышедшие за рамки национальных границ: буддизм, христианство, ислам.

Источник: Культурология. Учебный словарь. 2014 г.

МИРОВЫЕ РЕЛИГИИ
(Weltreligionen) — так называют религии, распространенные среди значительной части человечества, и прежде всего христианство (более 750 млн верующих), ислам (более 400 млн), буддизм (550 млн).
А. Schweitzer. Das Christentum und die W., 1924; P. Schwarzenau. Der größere Gott — Christentum und Weltreligion, 1977; H.-W. Gensichen. W. und Weltfrieden, 1985.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

МИРОВЫЕ РЕЛИГИИ
термин, к-рый применяется по отношению к буддизму, христианству, исламу. М. р. появились в эпохи великих историч. поворотов, перехода от одной обществ.-экономич. формации к другой. М. р. формировались в условиях складывания «мир. империй», когда обнаруживалась «потребность дополнить мировую империю мировой религией» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 21, с. 313). М. р. свойственны прозелитизм, пропагандист, активность, их проповедь носит межэт-нич. и космополитич. характер. В них нашла иллюзорное выражение идея равенства всех людей, что и обусловило их широкое распространение. В конкр. историч. условиях различные направления М. р. со временем приобрели этннч. окраску.

Источник: Атеистический словарь

Мировые религии
религии, которые, в отличие от национальных, т. е. исповедуемых представителями одного этноса (например, иудаизм — религия евреев, так как она основывается на идее богоизбранности еврейского народа, с которым Яхве заключил завет; либо синтоизм — религия Японии, основанная на специфических чертах японского менталитета), распространены среди многих народов. Существуют три М. р.: буддизм, христианство, ислам. О буддизме и исламе в словаре есть специальные статьи, а поэтому рассмотрим основные направления в христианстве. Христианство возникает в I в, н. э. в восточных провинциях Римской империи. Существует три основных направления — православие (которое сохранило все общехристианские положения, принятие первыми Вселенскими соборами); католицизм (внесший значительные изменения в догматику, вероучение, культ, например вера в непогрешимость Папы Римского в вопросах веры и морали) и протестантизм, в свою очередь, подразделяющийся на несколько направлений. Среди них наиболее распространенными являются лютеранство (основатель — немецкий мыслитель Мартин Лютер, выдвинувший требование о прямом общении верующего с Богом, о праве каждого верующего читать и толковать Библию, которую он перевел на немецкий язык); англиканство (церковь Англии, созданная королем Генрихом VIII); кальвинизм (француз Жан Кальвин выдвинул требования об абсолютном предопределении, мирском аскетизме, республиканском устройстве Церкви и т. д.); анабаптизм; цвинглианство и др.

Источник: Философия. Словарь по обществознанию

МИРОВЫЕ РЕЛИГИИ
это религии, распространившиеся во многих странах мира, среди многих народов, в отличие от религий национальных, которые исповедует один народ, одна национальная группа или жители одного государства. Существуют следующие критерии М.р., выработанные учеными религиоведами в XX в.: объединение крупной общности людей; наличие последователей во многих странах и среди различных народов; М. р. не служит признаком национальной идентичности; наличие философской школы; влияние на ход мировой истории, культуры и искусства. Обычно к М.р. относят христианство, ислам и буддизм. По численности последователей христианство является первой в современном мире конфессией (около 2 млрд человек), распространено главным образом в европейских и американских странах, в меньшей степени в Азии, Африке, Австралии. Основными источниками вероучения являются Священное Писание (Ветхий и Новый Заветы Библии) и Священное Предание, а также догматы, выработанные на соборах, сочинения учителей и отцов церкви. В основе культа (служб, таинств, обрядов, праздников) лежат события земной жизни Иисуса Христа — воплотившегося богочеловека, пришедшего искупить грехи человечества (1 в. н. э.). Основной догмат (непререкаемая доктрина) христианства — учение о БогеТроице (Отец, Сын и Святой Дух — три лица одного Бога). В процессе развития христианство распалось на три крупные ветви: православие, католицизм и протестантизм, в каждой из них, в свою очередь, стали выделяться различные течения, направления, группы.
Ислам (мусульманство) — вторая по численности мировая религия (число последователей превышает 1 млрд человек, в 28 афроазиатских странах ислам является государственной религией). Ислам возник в VII в. н. э. в Западной Аравии в результате проповеди пророка Мухаммеда. Главным источником вероучения и практическим руководством к жизни является Коран; вторая по значимости священная книга — Сунна — «Священное предание», изложенное в хадисах — сборниках рассказов о деяниях и изречениях Мухаммеда. Основной догмат ислама — строго подчеркнутый монотеизм, вера в единого Бога Аллаха и его посланника пророка Мухаммеда. Основой культа являются «пять столпов»: символ веры (шахида), молитва (намаз), пост (ураза), милостыня (закят) и паломничество (хадж). В исламе существуют два крупных течения: шииты и сунниты (основное расхождение состоит в принципах выбора халифа — духовного и политического вождя).
Буддизм — древнейшая М.р. (VI в до н. э.), по численности последователей занимает третье место: около 400 млн. Основоположник — царевич Гаутама, получивший прозвище Будда (т.е. «просветленный», «познавший истину»). В фокусе внимания буддизма находится человек, его поведение. Буддизм — религия без божества, главное не поклонение богам, а соблюдение моральных принципов. Центральная проблема философии буддизма — освобождение человека от страдания, которое возможно только при выходе из круговорота обычной жизни (сансары) и переходе в нирвану (уход от страстей и страданий). В основе буддийского мировоззрения лежат четыре «благородные истины»: жизнь человека так или иначе связана со страданием; существует причина страдания, которой являются желания, стремления; возможно освобождение от страдания путем ухода в нирвану (погашение желаний, уход от страстей); существует «восьмеричный благородный» (поэтапный) путь спасения, с помощью которого можно достичь нирваны. В 1 в. до н. э. в буддизме произошел раскол на два основных направления: хинаяну и махаяну (противоречие заключается в разных взглядах на пути спасения).

Источник: Философский словарь инженера. 2016

Мировые религии
группа из трех религий (буддизм, христианство, ислам); отличающихся полиэтнич. распространенностью и отсутствием выраженной этноцентричности в своей догматике. По мнению совр. науки, абсолютное большинство известных истории религий возникло в качестве племенных культов. Политеизм преобладающей части религ. систем народов архаики, древности и отчасти ср.-вековья был связан не столько с неразвитостью их религ. представлений (в сравнении с монотеизмом), сколько именно с составной многоплеменной структурой этносов этого времени, что приводило к формированию и такого же рода составных религ. пантеонов. В религиях, основанных на “авторских” учениях — сакральных текстах (среди древнейших — зороастризм, конфуцианство, даосизм и иудаизм), уже проявилась явная претензия на универсальность (особенно в первых двух), на возможность их распространения за пределы породившего их этноса, хотя реальная прозелитич. практика при этом могла и не отличаться большой активностью в силу так и не решенного внутр. противоречия между универсалистской и этноцентристской тенденциями в каждой из названных религий. Тем не менее зороастризм к концу 1 тыс. до н.э. превратился уже в “почти” М.р.; по крайней мере его митраистич. направление получило значит. распространение среди народов эллинистич. и рим. мира, а по мнению Л.Н. Гумилева, проникло и на Тибет в форме религии “бон”. По большинству своих сущностных характеристик зороастризм уже фактически соответствовал критериям М.р. Однако в течение 4-8 вв. он был почти полностью вытеснен из традиц. зоны своего распространения христианством и исламом как учениями, отличавшимися большей социальной универсальностью. Аналогичная судьба постигла и родственное зороастризму манихейство, также обладавшее необходимыми параметрами и опр. шансами, чтобы стать М.р., но тоже не выдержавшее “конкуренции” с религиями “авраамического корня”. Т.о., феномен М.р. не является чем-то исключительным в истор. практике, а, напротив, отражает объективную тенденцию к повышению уровня культурной интегрированности народов того или иного региона, выработке и внедрению универсальных ценностно-регулятивных институтов подобной интеграции, что параллельно находило отражение и в такого же рода полит. тенденциях создания универсальных империй (Ассирийской, Персид., Македон., Рим., ср.-вековых Визант. и Священной Рим., Араб. халифата, Китайской и др.). Религ. явления, к-рые наука относит к М.р., объединены рядом специфич. характеристик, совокупность к-рых в большей или меньшей степени выделяет их среди осн. массы других религий. Во-первых, это высокая степень абстрактности осн. догматич. положений данных религий, разумеется, в известной мере привязанных к конкретно-истор. реалиям места и времени своего генезиса, однако обобщающих их на том теор. и метафизич. уровне, к-рый обеспечивает должный универсализм учений. Во-вторых, известный полиморфизм догматики, допускающей разл. варианты толкования исходного сакрального текста, исповедания и обрядовой практики, способность к разветвлению осн. учения на разные его культурные интерпретации, актуализированные для населения разл. регионов и социальных страт, повышающий уровень адаптивности М.р. к истор. культурным традициям исповедующих эти религии народов. В-третьих, больше или меньше выраженная, но всегда явно имеющая место социальная “растворенность” М.р. в обыденной жизни людей, регулятивная причастность к их бытовым проблемам и нравств. коллизиям, отсутствие жесткой границы между сакральным и мирским в социальной практике (в христианстве эта граница выражена несколько больше), высокий уровень интегрированности “низовых” культовых служителей в “толщу жизни” их паствы (в отличие от обособленных жреческих каст во многих других религиях), практич. участие всех верующих в обрядовых церемониях (также в отличие от многих древних религий, где обрядовая практика осуществлялась только жрецами), обращенность этих религий непосредственно к каждому верующему лично. В-четвертых, сравнит. понятность осн. догматич. постулатов для обыденного сознания верующих (по крайней мере в редуцированном изложении этих постулатов), возможность заслужить благоприятную посмертную перспективу правильным поведением (достижимость личного спасения) и т.п. В-пятых, формальное равенство всех людей перед лицом высших сил, отсутствие к.-л. сословных или нац. “привилегий” в этом вопросе. И наконец, в-шестых, откровенно прозелитич. характер религ. практики М.р., установка не только на воспроизводство культа, но и на расширение массы вовлеченных в данную религию людей, а также ряд иных специфич. особенностей. В принципе в догматике М.р. нет ничего такого, что существенно отличало бы их от большинства других религий древности и ср.-вековья, придавало бы им как ценностно-мировоззренч. системам более универсальный характер, чем, скажем, конфуцианству, митраизму и ряду других учений. По всей видимости, причины столь широкого распространения М.р. лежат преимущественно в социальной сфере, в потенциале консолидации людей вокруг идеи “верного пути”, в известном демократизме социальных установок, а также в должном эмоц. воздействии на сознание адептов этих религий. Лит.: Токарев С.А. Религия в истории народов мира. М., 1976; Митрохин Л.Н. Философия религии. М., 1993; МеньА. История религии. В поисках пути, истины и жизни. Т. 1-7. М., 1991-95; Тойнби А. Постижение истории. М., 1991; Миркина З.А., Померанц Г.С. Великие религии мира. М.,1995. А.Я. Флиер. Культурология ХХ век. Энциклопедия. М.1996

Источник: Большой толковый словарь по культурологии

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
216.78 кб

Мифы синто и мифы мировых религий

Пронина И. В.
В статье компаративно анализируются мифы мировых религий.
Читать PDF
128.20 кб

Икона в искусстве мировых религий

Науменко Ольга Николаевна, Науменко Евгений Александрович, Бортникова Юлия Александровна
Статья посвящена иконе как универсальному культовому предмету, встречающемуся в различных мировых религиях и имеющему общие историко-культурные особенности.
Читать PDF
305.87 кб

Танзанийские реалии мировых религий

Саватеев А.
«Азия и Африка сегодня», М., 2006 г., № 5, с. 58-65.
Читать PDF
577.02 кб

Религиозный фактор в мировой политике

Шестакова А.Г.
Вопрос об актуальности религиозного фактора в жизни современного общества то и дело поднимается как в средствах массовой информации, так и в научной периодике.
Читать PDF
265.19 кб

Форма города и религиозное мировоззрение

Дюков И.В.
В статье выявляется новаторская для современной науки безусловная связь формы города с мировоззрением общества.
Читать PDF
100.54 кб

Лидеры мировых религий собрались в Астане

Черный Семен
"НГ-религии", М., 1 октября 2003 г.
Читать PDF
586.58 кб

О сакральности природы в мировых религиях

Алилова Калимат М.
Цель.
Читать PDF
317.88 кб

Экология первичных религиозных мировоззрений

Вахрушев И. Б.
В данной статье мы рассматриваем первобытное мышление и мировоззрение, в которых уже наблюдается зарождение научных знаний и первых догадок древних людей о материальной основе природных явлений, о вечности, противоречивости и изме
Читать PDF
370.04 кб

Архетипы «Дом» и «Бездомье» в мировых религиях

Шутова Елена Викторовна
Статья представляет собой краткий анализ функционирования архетипов «Дом» и «Бездомье» в мировых религиях.
Читать PDF
140.98 кб

Религиозные аспекты терроризма в мировой прессе

Бочинин А. В.
Читать PDF
141.65 кб

Религиозные аспекты терроризма в мировой прессе

Бочинин А. В.
Читать PDF
136.66 кб

Религиозное мировоззрение и экологическая этика

Кулиев Таир Тофикович
В статье рассматривается, как в эпоху кризиса отношений человека с природой изложенные в Библии подходы могут способствовать распространению экологической этики.
Читать PDF
179.46 кб

Особенности научного и религиозного мировоззрений

Гусейханов М. К., Раджабов О. Р.
статье приведена специфика формирования научного и религиозного мировоззрения. Дается ана- лиз современных особенностей взаимоотношения естествознания и религии.
Читать PDF
80.90 кб

Бах и гендель: два религиозных мировоззрения в музыке

Малков П. Ю.
Автор обращается к религиозному восприятию двух великих композиторов И. C. Баха и Г.Ф. Генделя, анализируя темы и настроения их музыки.
Читать PDF
205.42 кб

ВЛИЯНИЕ РЕЛИГИИ НА МИРОВОЗЗРЕНИЕ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ

Сысоева Александра Геннадьевна, Филина Нина Владимировна
В данной статье затрагивается тема влияния религии на мировоззрение современной молодежи. Рассматривается отношение молодежи к религии, затрагивается проблема использования религии в целях распространения терроризма.