МИРОВОЙ РАЗУМ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

МИРОВОЙ РАЗУМ
платоновско-аристотелевская категория, обозначающая одно из верховных первоначал бытия, положенная в основу своей философии Г.В.Ф. Гегелем (абсолютная идея).

Источник: Евразийская мудрость от а до Я

МИРОВОЙ РАЗУМ

- в древнегреческой философии: Божественный Разум как источник космического порядка (Нус Анаксагора), как разумная регулирующая сила процесса мировых изменений (Логос Гераклита). В стоицизме Логос - "семя мира", источник и гарант мирового порядка и автор сценария мировых событий. В неоплатонизме Разум сверхкосмичен и порождается из Единого путем эманации: это средоточие божественных идей, полнота света, жизни и красоты. В русской религиозной философии тема Мирового разума, во-первых, возродилась в виде представления о Софии - Высшей Премудрости, имманентной и трансцендентной по отношению к миру, а, во-вторых, основательно критиковалась: "Но за этим скрыта большая скорбь и бессилие, скрыт страх перед этим самым мировым разумом и природным порядком" (Н.Бердяев).

Источник: Краткий религиозно-философский словарь

МИРОВОЙ РАЗУМ
термин идеалистич. философии и теологии, означающий не зависящее от природы и человека начало, к-рое составляет сущность мира, всей действительности. Это понятие неоднозначно толкуется философами и теологами. Гераклит и Анаксагор понимали М. р. («логос», «нус») одновременно как материальную и идеальную упорядочивающую, законополагающую силу мира. Позднее М. р. рассматривается как чисто идеальное начало: совокупность умопостигаемых, запредельных идей, высшая из к-рых — идея блага (у Платона), мыслящий, созерцающий сам себя ум (нус), перводвигатель (у Аристотеля). И благо и ум оказываются у них богом, конечной целью всех вещей. В стоицизме божеств. М. р. (отениый логос, целесообразность, закон, рок) отождествляется с природой (см. Пантеизм). У Филона Александрийского и Плотина М. р. интерпретируется преимущественно в релит, смысле. Для Филона, чьи идеи оказали значительное влияние на формирование христианства, М. р. — это и логос антнч. философии, и библ. слово божье, творческая, божеств. сила. В ср. века М. р. трактуется в духе аристотелизма и неоплатонизма, его «читают посредником между богом и миром. Гегель видел в М. р. «субстанциальную основу» и содержание всего действительного. В совр. бурж. философии идея М. р. в той или мной модификации обычно становится средством обоснования фидеизма. В маркснстск. философии термин «М. р.» является объектом критич. анализа.

Источник: Атеистический словарь

Найдено научных статей по теме — 4

Читать PDF
238.81 кб

Соотношение рассудка и разума в контексте развития мировой цивилизации

Кошлаков Дмитрий Михайлович
Показана актуальность проблемы соотношения рассудка и разума в мировоззрении и культуре.
Читать PDF
447.34 кб

Вера и разум в мировоззрении славянофилов и в имяславии: символический аспект

Шараков Сергей Леонидович
Рассматриваются эпистемологические воззрения старших славянофилов А. С. Хомякова и И. В. Киреевского и философов-имяславцев Флоренского, Булгакова, Лосева. Особое внимание при этом уделено проблеме соотношения веры и разума.
Читать PDF
242.37 кб

К вопросу о соотношении стратегий «Мягкой силы» и «Разумной силы» в мировой политике

Чихарев Иван Алекcандрович, Столетов Олег Владимирович
В данной статье авторы обращаются к анализу «мягкой силы» и «раз умной силы» как международно-политических стратегий. Структурируя эти стратегии, авторы соотносят их со стратегиями «жесткой силы» и «умной силы».
Читать PDF
51.88 кб

Мировые цивилизации: вражда или диалог? Рецензия на книгу «Партнерство цивилизаций: нет разумной аль

Яковлев Александр Иванович
Рецензия посвящена выходу в свет сборника статей известных российских ученых и дипломатов «Партнерство цивилизаций: нет разумной альтернативы», изданного Институтом востоковедения РАН и приуроченного к 10-й годовщине терактов 11 с