МИРОВОЕ ДРЕВО

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское]

МИРОВОЕ ДРЕВО
один из символов, который воплощает универсальную концепцию мира, зародившуюся в первобытном обществе. Мировое древо отделяет мир космический от мира хаотического, вводя меру, организацию, постоянные числа. Оно выступает связующим звеном между Вселенной и человеком. С его помощью различимы основные зоны Вселенной: верхняя (небо), средняя (земля), нижняя (подземное); временная сфера: прошлое, настоящее и будущее; три части тела: голова, туловище, ноги; основные элементы стихии: земля, вода, огонь.
С мировым древом связано число 3. Мировое древо воплощает 3-членное деление мира, 3 этапа любого процесса (рождение, жизнь, смерть).
Троичность мирового древа по вертикали подчеркивается отнесением к каждой части особого класса существ. С ветвями связаны птицы; со стволом - человек, копытные; с корнями - пресмыкающиеся.
Мировое древо помещается в священном центре мира и занимает вертикальное положение, являясь, таким образом, доминантой, определяющей организацию Вселенной.
Первые изображения мирового древа относятся к эпохе палеолита, были распространены как в Европе, так и в Азии, Северной Африке.

Источник: История и теория культуры

МИРОВОЕ ДРЕВО
в мифологической модели мира универсальный символ, объединяющий все сферы мироздания (космоса).
Может воплощаться в виде собственно дерева, крона к-рого достигает небес, корни опускаются в преисподнюю, ствол ассоциируется со срединным миром (земля), и др. символов — соответствий мировой оси — таковы мировая гора (ср. Меру, Куньлунь, Тайшанъ и т. п.), мировой Столп, первочеловек (ср. вьетского Тхэн Чу Чей), ритуальных соответствий (храм, колонна, крест, лестница и т. п.— ср. тибетский образ Цокшин) вплоть до символов типа древа познания и «мысленна древа» в древнерусской поэтической традиции (см. Боян).
По вертикали с Мировым древом связаны существа, воплощающие космические зоны: на вершине — птица (две птицы), у ствола — копытные (олени, кони и т. п.), иногда человек, у корней — змей (ср. скандинавский Иггдрасилъ, индонезийских Махаталу — птицу-демиурга в кроне М. д. и рогатую змею — его противницу — у корней, в мировом океане, рожденных из М. д. близнецов Латуре Дане и Ловаланзи и т. п.). По горизонтали М. д. моделирует пространство, ориентированное цо сторонам света: соответственно в различных моделях мира присутствуют пять деревьев — в центре и по главным направлениям, или М. Д. окружают 4 животных, 4 божества и т. п.— ср. четырех чаков в пантеоне майя, располагавшихся на деревьях, инд. локапал и др. В симметрических композициях, связанных с М. д., воплощались фундаментальные для мифологии различия между правым и левым, жизнью и смертью (у ацтеков — бог солнца й бог смерти Миктлантекутли) и т. д.
Мировое древо связывает все основные пространственно-временные координаты: ср. описание Ашваттхи, корни к-рой тянутся с неба вниз, а с земля — вверх, или корни ИггДарсиля, достигающие земель небесных асов, северных великанов и преисподней; русскую загадку о дереве, имеющем 12 сучьев, на каждом — по 4 гнезда и т. д. (год с 12 Месяцами), др.-инд. представления о годе как гнезде брахмана (см. о связи с М. д. в ст. Брахма) и т. п. С М. д. (древом Познания) связано сокровенное знание: ср. распространенный у индейцев и др. народов сюжет о разорителе Гнезда, становящемся культурным героем, Шина, пригвоздившего себя копьем к М. д., чтобы обрести шаманскую мудрость.
У Мирового древа совершается важнейший космогонический или ритуальный акт: по М. д. боги, шаманы и т. п. проникают во все миры, у его корней божество поражает своего противника (ср. Ра, убивающего змею под емкоморой, Перкунаса и т. п., поражающрг" змеевидного демона), приносится жертв-; (ритуал ашвамевха у дерева ашваттха), решаются судьбы людей (см. Норны), на нёЪг, обитают души и сам бог (Древо жизни в славянских апокрифах).

Источник: Мифологический словарь. Москва. Советская Энциклопедия. 1991



Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
131.54 кб

Мировое древо и ландшафтные знаки-символы его локализации (по материалам карельских эпических песен

Кундозерова Мария Владимировна
Статья посвящена проблеме локализации большого дуба, символизирующего в карельских эпических песнях и заклинаниях мировое древо.

Похожие термины:

  • МИРОВОЕ Яйцо или Древо

    или любой подобный символический объект в мировых Мифологиях. Меру есть "Мировая Гора"; Древо Бодхи или Ficus religiosa, есть Мировое Древо буддистов, также как Иггдразил является "Мировым Древом" древних
  • АШ ИГГДРАСИЛ Мировое Древо

    Символ Мира у древних скандинавов, "древо вселенной, времени и жизни". Оно вечно зеленое, ибо Норны Рока обрызгивают его ежедневно водой жизни из источника Урд, струящегося в Мидгарде. Дракон Нидхег