Мировая культура

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Мировая культура
синтез лучших достижений всех национальных культур различных народов, от древних цивилизаций до наших дней.  

Источник: Словарь по культурологии

МИРОВАЯ КУЛЬТУРА
в широком смысле совокупность плодов и способов деятельности всего человечества, единство отдельных и многообразных культурных явлений на протяжении истории мировой цивилизации или в какой-либо определенный ее период. Концепция М. к. поддерживается сторонниками прогресса, т.е. единого поступательного развития человеческой цивилизации, и ее особенности выявляются в соотношении с теориями локальных цивилизаций и культурных циклов. Основы понятия М. к. были заложены в философии истории и культуры эпохи Просвещения, когда наряду с первыми систематическими попытками изучения национальных и региональных культур (напр., Индии и Китая) развивалось представление о едином мировом пути развития цивилизации. Описание картины прогресса человечества сопровождалось попытками определения общих неизменных законов разума, обеспечивающих единство исторического пути человечества, и подобный подход характеризовал труды представителей позднего европейского Просвещения, и, в частности, И.Г. Гердера (1744—1803). Именно историзм философии просветителей, осмысление ими культуры как процесса развития стало залогом формирования понятия М. к. На рубеже XVIII—ХIХ вв. важным вкладом в философскую концепцию М. к. как общности отдельных культур стала концепция Г.В.Ф. Гегеля (1770— 1831) об истории человечества как изображении процесса саморазвития Абсолютного Духа, когда «образы этих ступеней представляют собой дух всемирно-исторических народов, определенность их нравственной жизни, государственного устройства, искусства, религии и науки». В начале ХIХ в. понятие всемирности стали применять и к отдельным видам художественной деятельности. Напр., немецким просветителем и писателем И.В. Гёте в 1827 г. был предложен термин «мировая литература». В дальнейшем реальные предпосылки историко-культурного единства оказались прочно связаны со становлением капиталистической цивилизации. В «Немецкой идеологии» (1845—1846), книге, написанной К. Марксом (1818—1883) совместно с Фр. Энгельсом (1820—1895), отмечалось, что в эпоху капитализма происходит «уничтожение первоначальной замкнутости отдельных национальностей» и «во все большей степени история становится всемирной историей». Таким образом, устанавливается понимание М. к. как совокупности плодов деятельности отдельных наций, которые затем становятся всеобщим достоянием, а национальные культуры, в свою очередь, оцениваются как части общемирового культурного процесса. Вместе с тем общепринятой стала трактовка М. к. как свода выдающихся достижений культур и искусств отдельных народов и стран на всем протяжении развития мировой цивилизации. Напр., в 1919 г. М. Горьким был разработан проект издания «Библиотеки всемирной литературы». В современной теории культуры особенное внимание обращается на то, что М. к. не может считаться простая сумма результатов культурного развития различных народов, эпох и регионов. М. к. — это общность культур и культурных явлений, создавшаяся на основе их взаимосвязей и постоянного сотрудничества. Поэтому на долгое время основными при анализе проблем М. к. стали сравнительно-исторический и сравнительно-типологический методы исследования, когда общность и единообразие культурных процессов прежде всего определяются общими закономерностями развития отдельных типов цивилизаций. Наряду с этим признанными методологическими основаниями для выработки концепции М. к. стали теория диалогичности как общего способа существования человека и мира М. Бубера (1878—1965) и учение о диалоге культур, разработанное М.М. Бахтиным (1895—1975). В настоящее время существует тенденция рассматривать М. к. как некое наднациональное и надвременное целое, которое характеризуется некоторыми общими чертами, отличающими развитие как всей мировой цивилизации, так и отдельных ее форм и типов. В целом М. к. может характеризоваться как надбиологическая надстройка, т.к. она есть результат многообразной человеческой деятельности, в которой человек представлен одновременно как субъект и объект культуры. При всем многообразии форм М. к. отмечаются совпадения в структуре, типах, особенностях динамики и предметах культуры — артефактах, а также имеет место единство основных способов культурной деятельности, освоения духовного наследия и приобщения к знаниям. Для современного понимания М. к. характерно не только признание общности исторического процесса, но и выделение общих сторон картины мира, общечеловеческих ценностей, чувств и мыслей, которые и создают совокупность того, что можно назвать М. к. Современное понимание проблем М. к. тесно связано с общей концепцией торжества глобальных процессов, в которые втягиваются все без исключения народы, государства и регионы земного шара.

Источник: Введение в теорию и историю культуры. Словарь.