термин платоновской философии, означает духовную субстанцию, организующую миропорядок, источник небесных идей.
МИРОВАЯ ДУША
Мировая Душа
Источник: Философия политики: глоссарий
МИРОВАЯ ДУША
классическая философема, впервые появившаяся у Платона, затем у Порфирия, Плотина, Прокла и впоследствии возродившаяся в философии крупнейшего русского неоплатоника Вл. Соловьева.
Источник: Евразийская мудрость от а до Я
МИРОВАЯ ДУША
(Weltseele) — душевная сила, понимаемая как принцип всей жизни. Понятие мировой души идет от Платона («Тимей»: мировая душа есть двигатель мира, она содержит в себе все телесное и его элементы, она познает все). Суть этой идеи заключается в движении, понимаемом как надмеханическое действие, как нечто организующее. Эту идею заимствовали затем стоики (пневма как мировая сила, пронизывающая все существующее) и неоплатоники (Плотин). В эпоху Возрождения она была воспринята Бруно, который представлял ее себе как всеоживляющий и творящий (наподобие художника) принцип. У Гердера и Гёте мировая душа имеет тот же смысл, что и мировой дух. В романтике, в частности Шеллингом, мировая душа понимается в смысле, близком к пониманию ее Бруно, а именно как принцип, который бессознательно «связывает всю природу во всеобщий организм». Гёте написал стихотворение, озаглавленное «Мировая душа». Это понятие использовалось также Фехнером и другими; см. Панпсихизм.
W. Schelling. Von der W., 1798.
W. Schelling. Von der W., 1798.
Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961
МИРОВАЯ ДУША
термин идеалистич. философии и теологии, к-рым обозначается некое единое и активное начало или существо, якобы оживляющее и одушевляющее Вселенную и обладающее способностью чувствовать и познавать. Платон, напр., усматривал в созданной демиургом М. д. связующее звено между миром чистых идей и чувств, предметами. Жизнь ее, по Платону, подчиняется математич. отношениям и гармонии, к-рые свойственны также космич. явлениям и душе человека. В той или иной форме идея М. д. присуща мн. учениям. В стоицизме М. д. (божеств, огненная пневма) отождествляется с природой, в системе веданта душа мира (брахман) является божеств. реальностью. Иногда она сводится к одной из ипостасей бога (напр. у Оригена - к Христу-логосу). Для Бруно М. д. - свойственное всему материальному формообразующее и одушевляющее начало, «внутр. художник материи». Шеллинг видит в М.д. орудие бога, к-рым он «действует на природу и мир духов», «художеств, мудрость», присущую мировому целому. Понятие М. д. играет важную роль в софиологии (Соловьев, Булгаков и др.). Следует выделить 2 тенденции в учении о М. д. Представители одной (напр., Бруно) стремятся с помощью М. д. объяснить факт сознания и движения материи (отсюда их пантеизм и ги-лозоизм). Сторонники другой, доминирующей, тенденции, вводя М. д. как посредника между богом и миром, пытаются избежать пантеизма и тем самым снять с бога ответственность за зло, царящее в мире. Это — одна из форм апологии религ. миросозерцания.
Источник: Атеистический словарь
МИРОВАЯ ДУША
(лат. anima mundi) - у древних греков оживляющее начало мирового организма, источник космической динамики, порождающее лоно для душ богов, демонов, животных и людей. Мировая душа охватывает весь мир симпатическими и антипатическими связями, образующими особый план единства сущего помимо материально-вещественного единства всего со всем. Писавшие о Мировой душе в эпоху Ренессанса и позже настаивали на одухотворенности этой Души, на том, что конечные причины всего происходящего в мире - духовны, а не материальны. Парацельс (XV в.) утверждал, что вся Вселенная пронизана непрестанным потоком жизненной силы - это Archeus, внутренняя жизненная сила природы, заслуживающая внимания и доверия как мыслителя-теоретика, так и врача-практика. Последний, в частности, должен научиться находить эту силу, давать ей возможность действовать в человеке, в его индивидуальном развитии и в процессах исцеления. У Вл.Соловьева Мировая душа трактуется как общность психической жизни всего человечества, его коллективная "душа", отпавшая от Бога, но восходящая к софийному совершенству в ходе истории. "Душа мира больна демонским одержанием", так что в деле спасения на нее не следует возлагать особых надежд (С.Булгаков). "Вера в существование души мира есть вера романтическая" (Н.Бердяев), она побуждает человека к слиянию с этой душой, а это и есть космическое прельщение. Августин, как заметил Л.Карсавин, ради личности, ради спасения индивидуальной души был "готов забыть душу мира".
Источник: Краткий религиозно-философский словарь
Мировая душа
- единая внутренняя природа мира, мыслимая как живое существо, обладающее стремлениями, представлениями и чувствами. Многие философские учения, выводившие единство мира из вечной области бытия идеального или умопостигаемого, признавали, однако, и живущую во всех явлениях мировую душу, как подчиненное начало, воспринимающее и осуществляющее в чувственной области и во временном процессе высшее идеальное единство, вечно пребывающее в абсолютном начале. Такой взгляд на мировую душу был изложен в "Тимее" Платона и затем стал одним из основных пунктов в философии Плотина и новоплатоников. Так как здесь мировая душа обозначается как третья начальная ипостась всего существующего (? ????? ?????? ?????????), ?? некоторые церковные писатели (особенно Ориген и его последователи) ошибочно отожествляли ее с третьим лицом Св. Троицы. Исчезнувшая в период схоластики, идея мировой души выступает на первый план у платоников эпохи Возрождения и начала новых времен, а в новейшее время - в философских стихотворениях Гете и в некоторых сочинениях Шеллинга. С другой стороны, метафизика слепой воли у Шопенгауэра и бессознательного мирового творчества у Гартмана удаляется от платонизма в сторону того еще более древнего взгляда на мировую душу, который вдохновлял философские и мистические умы Индии. По этому взгляду, безотчетно действующая и творящая мировая душа есть самостоятельная и единственная сущность вселенной, не предполагающая выше себя другого абсолютного и идеального начала. К подобному взгляду, независимо от чисто-метафизических умозрений, приходит логически всякий натуралистический монизм. Признавая реальное единство всего существующего, необходимо признать причину этого единства как действительную сущность. И если частичные элементы вселенной (атомы) должны быть сведены к динамическому определению (центры движущихся сил), которое в свою очередь исчерпывается психическими признаками стремления и представления, то необходимо допустить, что и существенное единство этих сил также имеет психическую природу, или есть мировая душа, как к этому должен был прийти, между прочим, известный натуралист и дарвинист Геккель. Но идея мировой души, как безусловно самостоятельной и единственной сущности всего, встречает непреодолимую трудность в факте целесообразного и планомерного мирового процесса, постепенно осуществляющего во времени нечто такое, что не дано реально в начале. При допущении мировой души как единственного первоначала, такой процесс являлся бы постоянным произведением чего-то безусловно нового или непрерывным творением из ничего, то есть чистым чудом.
Вл. С.
Источник: Философский словарь Владимира Соловьева