МИРОНОВ Владимир Васильевич

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

МИРОНОВ Владимир Васильевич
Родился 4 апреля 1953 г. в Москве. Окончил философский факультет Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова (1979), аспирантуру там же. В 1984 г. в Московском государственном университете им. М.В. Ломоносова защитил кандидатскую диссертацию «Диалектикоматериалистическое понимание специфики философии и его значение для критики концепций сциентизма и антисциентизма». В 1997 г. там же защитил докторскую диссертацию «Наука и философия в системе мировоззренческих ориентаций современной культуры». С 1981 г. м.н.с., с 1983 г. ст. препод., с 1988 г. доц., с 1998 г. проф., зав. кафедрой онтологии и теории познания философского факультета Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова. С 1988 г. зам. декана, с 1998 г. декан философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова. В 2001-2006 гг. первый проректор, в 2006-2008 гг. проректор МГУ им. М.В. Ломоносова. Член-корреспондент РАН (2008). С 2005 г. вице-президент РФО. Пред. Учебно-методического совета по философии, политологии и религиоведению УМО Министерства науки и образования Российской Федерации. С 2007 г. пред. Ассоциации философских факультетов и отделений классических университетов России. Гл. ред. журнала «Вестник Московского университета. Серия: Философия», член редколлегии журналов «Вопросы философии», «Фи - лософские науки», «Вестник Российского философского общества». В 2005-2008 гг. был гл. ред. журнала «Вестник Московского университета. Серия: Политические науки». Награждён медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» 2-й степени (2005), медалью Министерства обороны Российской Федерации «За укрепление боевого содружества» (2005), нагрудным знаком «Почётный работник высшего профессионального образования Российской Федерации» (2002), Ломоносовской премией за преподавательскую деятельность (2003), Ломоносовской премией 2-й степени и памятной медалью за научно-исследовательскую деятельность (2008). В 2009 г. присвоено звание заслуженного профессора МГУ. Рассматривает философию как рационально-теоретическую форму сознания, которая является самосознанием теоретической деятельности, и, одновременно – ценностной формой сознания, которая, в свою очередь, является самосознанием всех форм мировоззренческого постижения мира. В этом смысле философия выступает как самосознание человеческой культуры в целом. Её функция в саморазвитии человека состоит в выдвижении рациональных и ценностных ориентиров. Основным методом, с помощью которого философия выполняет свою функцию в культуре, является герменевтическая интерпретация, посредством которой осуществляется нахождение и конструирование общекультурных и личностных смыслов бытия и человеческого существования. Поэтому столь важна роль философии в культуре, включающей наряду с ней также науку и религию с их ориентацией на рациональное и внерациональное осмысление мира соответственно. Сквозной темой является бытие и бытование философии в культуре, и её влияние на формирование мировоззрения человека и общества. Философия рефлексирует над теми ценностями, по которым живёт данное общество, обосновывает их и возвращает обыденному сознанию в виде той или иной системы мировоззрения. Драматическое раздвоение познания (сиентизм и антисциентизм) вызвано как внуитринаучными, так и общекультурными причинами. Среди них отказ от классического типа науки, для которого высшей ценностью был поиск истины. В этом случае наука легко интегрировалась в культуру и была составной частью общегуманистической системы ценностей. Современная наука, это, как принято теперь говорить, «технонаука». При сохранении существующих тенденций формирования глобального информ-пространства культура всё более реализуется как фрагментированное образование, её продукты носят клиповый характер. Важнейшее достижение информатизации, а именно, возможность мгновенно сделать новый артефакт повсеместно достоянием всех, оборачивается господством поп-культуры, с её стандартизацией и содержательной бедностью. Очень важно, поэтому, различать прогрессивную тенденцию технологического развития, и её негуманную реализацию в массовом обществе. Отмечает, что современная глобальная культура реализуется как поп-культура, а механизмом её функционирования выступает шоу. Чтобы выйти к гуманному типу глобального развития, философия должна предложить новое глобальное мировоззрение, которое бы базировалось на приоритете общечеловеческих ценностей. Но внутри самой философии наиболее броско очерченные позиции заняли направления, по определению отвергающие гуманизм, логику, историзм. Речь идёт о постмодернизме и постструктурализме. Эти направления стали своего рода поп-культурой в самой философии. Деконструкция как метод становится в центр философской рефлексии, а философия сводится к литературной эссеистике как языковому прочтению текста, интерпретируемого в виде бесконечного набора фрагментов. Способ выхода из кризисного состояния усматривается в возвращении философии к своей метафизической сущности. Метафизика есть основа философии, без взаимодействия с которой прочие философские дисциплины оказываются перед опасностью релятивизации.
Основные публикации: Образы философии и науки в современной культуре и философии. М., 1997; Специфика гуманитарного познания и философия как интерпретация (деконструктивизм или конструктивизм) // Вестник Московского университета. Философия. 1998. № 6; Глобальное коммуникационное пространство, культура и информаци онная безопасность // Человек и современный мир. М., 2002; Университетские лекции по метафизике. М., 2004. В соавт.; Глобальная коммуникация как фактор трансформации культуры // Политологическое образование в России. М., 2004; Философия и метаморфозы культуры. М., 2005; Онтология и теория познания. М., 2005. В соавт.; Современное коммуникационное пространство как фактор трансформации культуры и философии // Вопросы философии. 2006. № 2; Смысл философии как метафизики // Вестник Мурманского государственного технического университета. 2007. № 3; Процессы трансформации культуры в глобализующемся мире: коммуникационный вектор // Вестник Московского университета. Философия. 2010. № 3; Современные трансформации в культуре. СПб., 2011; Постмодернизм и метафизика // Философское образование. Вестник Ассоциации философских факультетов и отделений. Вып. 2. (Методические записки. Вып. 5). М. – СПб., 2011; Предметное определение метафизики // Метафизика. 2011. № 1; Глобализация и угрозы унификации // Философские искания: Московско-Петербургский сборник. Вып. 2. М., 2011; Философия и слово // Историко-философский альманах. Вып. 4. М., 2012; Философия как событие // Вестник Московского университета. Философия. 2012. № 1; Современные трансформации культуры // Актуальные проблемы культурологии. Вып. 1. СПб., 2013.

Источник: Философы современной России. 2015 г.

МИРОНОВ Владимир Васильевич
(р. 4.4.1953) — спец. по теории филос. знания, онтологии, и теории познания; д. филос. н., проф., чл.-корр. РАН, акад. Петровской академии наук и искусств. Р. в Москве. Окончил филос. ф-т МГУ в 1979. Обучаясь в асп., был переведен на должность мл. н. с; затем работал на кафедре систематической филос. (позднее кафедра онтологии и теории познания), ст. преп., доц. С 2001 по 2008 работал проректором МГУ — нач. Управления академической политики и организации уч. процесса МГУ. С 1998 (выборы 1998, 2003, 2008) избирается деканом филос. ф-та, с 1998 заведует кафедрой онтологии и теории познания. В 2003 за преп. деятельность награжден Ломоносовской премией, в 2008 за научно-исслед. деятельность — Ломоносовской премией и памятной медалью. М. награжден медалью «Орден за заслуги перед Отечеством II степени», нагрудным знаком «Почетный работник высшего профессионального образования РФ за заслуги в области образования» (2002), медалью Мин-ва обороны РФ «За укрепление боевого содружества» (2005). М. — спец. в обл. теории филос. и филос. культуры, автор большого числа крупных монографий, среди к-рых — «Образы науки в современной культуре и философии» (1997), «Философия и метаморфозы культуры» (2005). В определённом смысле новаторской стала монография М. (в соавт.) «Университетские лекции по метафизике» (2005), к-рая по существу возвращает в оборот теор. филос. сам термин «метафизика». Ряд работ М. переведены на ит., греч., кит. и нем. языки. Особо следует отметить вышедшую уже в двух изд. в Италии книгу «Судьбы марксизма в России: От любви к ненависти» (Roma: Luiss Edizoni), жанр которой также оригинален и представляет собой диалог рос. и итал. философов о судьбах марксизма. Все работы М. получили высокую оценку научной общественности и отзывы в ведущих рос. и заруб, научных ж., в част, в ж. РАН ВФ. В центре большинства работ М. находится обоснование положения о том, что филос. представляет собой синтез рационально-теор. и ценностно-эмоционального подходов к постижению бытия, к-рые невозможно отделить друг от друга и разнонаправленность к-рых задаёт границы смыслового пространства филос. Указанные векторы определяют особенности семиотического • пространства филос. коммуникации, к-рое реализуется как вневременной диалог мыслителей и культур. Т. о., филос. реализуется как диалог мыслителей и культур, внутри к-рого сталкиваются разнообразнейшие т. зр. и синтезируются в едином общечеловеческом мыслительном процессе противоположные концепции. Анализируя особенности филос. как рефлексив ной деятельности, М. обосновывает положение о том, что филос. представляет собой особое искусство интерпретации. Поскольку формой выражения гуманит. знания выступает текст, то диалог и познание осуществляется через постижение смыслов, т. е. через диалог текстов. Текст выступает важнейшим объектом философии, в его наиболее широком понимании, как некой смысловой вторичной реальности. Именно это выступает важнейшим источником приращения филос. знания. Серьезное внимание М. уделяет вопросам соотношения науки и культуры, влияния научно-техн. прогресса на культуру и мировоззренческой ответственности филос. за развитие об-ва. М. показывает, что под влиянием научно-техн. прогресса резко изменяется характер диалога между культурами, и это часто интерпретируется в обществ, сознании как «кризис» человеческой культуры в целом, тогда как на самом деле изменяются лишь механизмы адаптации («отставание» сознания индивида от массива новых явлений в культуре) и осуществляется глобальный переход человечества к иному интеграционному типу культуры, в основе к-рой лежат уже не этнические, а общечеловеческие ценности. М. отстаивает положение о том, что в совр. мире в условиях развития новейших форм коммуникации культура погружается внутрь глобального коммуникационного пространства, начинает функционировать по его законам, что приводит к поглощению разнообразия отдельных культур, основанных на этнических национальных ценностях и традициях. Именно это становится внутр. содержанием эпохи постмодерна. Культура все более реализуется как фрагментированное образование, ее продукты носят клиповый характер, заполняя культурное смысловое прво образцами поп-культуры, будь то обыденное сознание, наука или философия. В философии это реализуется как деконструктивистко-постмодернистская линия, направленная на разрушение класс, модели филос, с её установкой на завершенность и систематичность мысли. Деконструкция как метод становится в центр филос. рефлексии, а филос. сводится к литературной эссеистике как языковому прочтению текста, интерпретируемого в виде бесконечного набора фрагментов. Сама по себе такая позиция не является абсолютно новой в философии, но она отражает её функционирование на совр. стадии развития культуры, в к-рой доминирует фрагментарное, клиповое сознание, т. е. филос. вновь выступает в качестве самосознания культуры. В связи с этим обл. интересов М. выступает анализ совр. концепций постструктурализма и постмодернизма, к-рые он рассматривает с позиций классического понимания филос. именно как двойственной формы сознания, гармонично сочетающей в себе рационально-теор. и ценностно-эмоциональный компоненты. Это позволяет сделать М. вывод о том, что данные концепции не представляют собой полностью самостоятельную и оригинальную линию в филос. и по многим параметрам вполне вписываются в антисциентистскую традицию.
Социокультурный анализ их популярности позволяет сделать следующие выводы: неприятие данных концепций в профессион. среде побудило их представителей обращаться к иным формам собственной репрезентации, лежащими вне академической сферы; распространение данных концепций совпадает с развитием новейших форм коммуникации, в рамках к-рых нек-рые идеи постструктурализма и постмодернизма находят свое «реальное» воплощение. Именно в рамках смыслового Мегапространства Интернета происходит и «смерть автора», и появление гипертекстов, авторами к-рых может одновременно стать множество людей. Все это позволяет говорить о постструктурализме и постмодернизме как о филос. концепциях, отразивших состояние культуры второй пол. XX в. и связанных с резким изменением коммуникац. культурного пространства. Культура в рамках совр. коммуникационного пространства, изменение характера диалога между культурами, кризис культуры, интерпретируемый как изменение механизмов адаптации («отставание» сознания индивида от массива новых явлений в культуре), изменение места в культуре филос. и науки, становление интеграционной модели культуры, основанной не на этнических, а на общечеловеческих ценностях, а также противоречивые последствия темпов такого изменения становятся предметом иссл. М. обладает ярким публицистич. талантом, активно выступает в средствах массовой информации как популяризатор филос. мысли. М. — высококвалифиц. преп., опытный лектор. Участвовал в разработке образовательных программ по культурологии, политологии, магистерских программ. Он явлется автором учебника «Философия» (переизданного уже более 5 раз); учебника «Онтология и теория познания» (в соавт.). Под его ред. вышла в свет серия уч. по филос, в частности книга «Совр. проблемы естественных и социально-гуманитарных наук». М. — крупный организатор науки, участник и организатор международной конференций. Он является членом Научного совета РАН по методологии искусств, интеллекта, сопредседатель Международного центра междисциплинарных иссл. научно-техн. развития и инновационной политики университета г. Карлсруе, Германия. Он является гл. ред. ж. «Вестник МГУ» (Сер. 7 «Философия» и сер. 12 «Политические науки»); членом ред. колл. ж. ВФ и «Вестник Российского философского общества», ФН. Преде, экспертного совета ВАК по филос, социологии и культурологии (с июня 2005); вице-президент РФО; преде Учебно-методического совета по философии, политологии и религиоведению Учебно-методического объединения по класс, образованию; преде, диссертационного совета Д.501.001.37 — «Онтологияитеорияпознания», «Философия науки и техники» при МГУ.
Занимаясь организаторской деятельностью, М. и здесь имеет не только практич., но и теор. достижения, в частности, он явл. соавтором монографии, предназначенной для системы обучения гос. служащих «Принципы принятия управленческих решений в системе федеральных органов исполнительной власти» (М., 2003). Деятельность М. на посту преде Отделения по философии, политологии и религиоведению Учебно-методического совета по класс, университетскому образованию и члена Координационного совета по философии МО РФ способствует консолидации усилий филос. сообщества России, поступательному развитию филос. образования в нашей стране. Он является одним из инициаторов создания Ассоциации философских факультетов России. М. проявил организаторский талант, работая в должности декана филос. ф-та МГУ. Под его руководством на ф-те произошли серьезные структурные изменения, открыты новые кафедры, лаборатории и образовательные программы, значительно укрепилась материально-техн. база. Существенной модернизации подверглось содержание и качество подготовки спец. в обл. филос, политол. и религиоведения. Открыта подготовка студентов по спец. «Связи с общественностью». Коренные изменил произошли в тематике и информац. обеспечении научно-иссл. работы. Будучи деканом ф-та, он внес существенный вклад в организацию и проведение Рос. филос. конгрессов, руководил Оргкомитетом крупного научного форума — Международной конференции «Человек — Культура — Общество: Актуальные проблемы философии, политологии и религиоведческих исследований», посвященной 60-летию воссоздания филос. ф-та в структуре МГУ (февраль 2002), в к-ром участвовали филос. ф-ты всей страны, ряд ведущих философов мира. Активизировались международные связи филос. ф-та МГУ с ведущими ун-тами Запада и Востока. В последние годы на ф-те организованы встречи со студентами и преп., а также чтение лекций крупнейших представителей совр. филос, таких как К.-О. Апель, X. Альберт, Т. Нейгель, Ю. Кристева, П. Пежю, Дж. Реале, Д. Антисери, а также Л. Ферри, Ф. Эрибон, Л. Хикмен, Э. Марти. М. возглавлял делегации филос. ф-та МГУ в Свободный Интернациональный ун-т социальных иссл. (Рим, Италия), ун-т г. Канадзавы (Япония), ун-т г. Гуанджоу (Китай). Дважды возглавлял делегацию ф-та в Гейдельбергский ун-т (Германия). В результате одного визита (1998) удалось взять обширное интервью у одного из выдающихся философов современности, основателя герменевтики Г.-Г Гадамера (опубликовано), а во время второго визита (2000) М. по поручению ректора МГУ и решению Ученого совета МГУ вручал Гадамеру звание почетного профессора МГУ в связи с его 100-летием, выступал с речью на торжественном заседании. В ходе этих поездок на встречах с иностранными учеными и в лекциях для студентов значительное место уделялось информированию филос. общественности об истории и совр. состоянии филос. иссл. в России. Многочисленные статьи, интервью и выступления М. в печатных средствах, по телевидению и иных средствах массовой информации способствуют популяризации филос. и филос. образования в совр. рос. об-ве.
Соч.: Философия, ее предмет и роль в обществе. М., 1987; Философия. Учебник для студентов ввысших учебных заведений. (В соавт.). Ч. 1-2. М., 1996; Образы философии и науки в современной культуре. М., 1998; Философия. Учебник для студентов. М., 1998; Философия. Учение о бытии, познании и ценностях человеческого существования. Учебник. (В соавт.). М., 1999; Основные направления современной западной философии // Алексеев П. В., Панин А. В. Философия. Учебник. М., 2000; Программа общего курса «Онтология и теория познания» для студентов философского факультета. М., 2001; Мышление, основанное на свободе // Университет и школа. 2001. № 3-4; О философии, философском факультете и философах // Вопросы философии. 2002. № 5; Проблемы образования в современном мире и философия // Отечественные записки. 2002. № 5; Трансформация философии в эпоху глобализации // Философия хозяйства. М., 2002; Глобальное коммуникационное пространство, культура и информационная безопасность // Человек и современный мир. М., 2002; Философия. Уч. для вузов. (В соавт.). М., 2003; Принципы принятия управленческих решений в системе федеральных органов исполнительной власти. (В соавт.). М., 2003. Статьи: Логос (В соавт.), Меризм, Хаос (В соавт), Холизм // Словарь философских терминов / Под ред. В. Г. Кузнецова. М., 2003; «Деидеологизация» — новая идеология? (о месте философии в образовании) // Высшее образование в России: Научнопедагогический журнал. 2003. № 1 (перевод статьи на укр. язык опубликован в ж.: Вища школа. 2003. № 1); Средства массовой коммуникации как зеркало поп-культуры // Язык СМИ как объ ект междисциплинарного исследования: Учебное пособие. М., 2003; Социальная философия: Гл. 3. Ч. 4. 2. Гл. 5. Ч. 2. Уч. пособие. М., 2003; Принципы принятия управленческих решений в системе федеральных органов исполнительной власти. Учебно-методическое пособие для государственных служащих. (В соавт.). М., 2003; Философия и герменевтика // Альманах «Гуманитарий»: Научный ежегодник Историко-социологического ин-та Мордовского гос. ун-та. 2003. № 3; Статьи: Коммуникация глобальная, Локальная культура // Глобалистика: Энциклопедия / Гл. ред И. И. Мазур, А. Н. Чумаков. М., 2003; Разделы 1 (гл. 1), 4 (гл. 1-4) // Философия: Учебник для вузов / Под ред. А. Ф. Зотова и др. М., 2004; «За всем стоит Министр Высшего Глобального Образования...» // Платное образование. 2004. № 7-8 (июль-август); Глобальная коммуникация как фактор трансформации культуры // Политологическое образование в России: традиции и инновационный поиск: По материалам Всероссийской научно-практич. конф. М., 2004; Университетские лекции по метафизике. М., 2004; Онтология и теория познания. (В соавт.). Учебник для высших учебных заведений. М., 2005; Образование как основополагающая культурная ценность и опасности унификации // Мировой общественный форум «Диалог цивилизаций». Вестник 2008. М., 2008; Auf dem Gipfel der Geschichte. Wie es der Philosophie unter dem Roten Stern erging. Im Gesprah // Hochschule. Z 5588 Fl/2 Vierteljar. 1/2 1993; DalFamore all'odio: il destine del marxismo in Russia // Il destine del marxismo in Russia: Dall'idolatria al rifiuto. Roma, 2001.

Источник: Философы России начала XXI столетия Биографии идеи труды. Энциклопедический словарь 2009