МИНЬШЭН ЧЖЭСЮЭ
МИНЬШЭН ЧЖЭСЮЭ
Философия нар. благосостояния" - филос. концепция, выработанная идеологом партии Гоминьдан Дай Цзитао в 20-е гг. 20 в. и ставшая одной из теоретич. основ внутр. политики Чан Кайши. Исходный постулат М.Ч. гласит, что "жажда жизни" или "стремление к существованию" (шэнцунь дэ юйван) человеч. рода является движущей силой обществ. развития. Поскольку жизнь - это "изнач. цель человечества и одновременно - его конеч. цель", постольку жизнь есть "средоточие истории". Идейными основами М.ч. "служили этич. и политич. доктрины "гуманности, долга и добродетели" (жэньи даодэ сысян) в конф. трактовке, а также отд. положения, сформулированные Сунь Ятсеном. Центр, место в концепции М.ч. занимал тезис, характерный для всей немарксистской общественно-политич. мысли Китая 20 в. - об отсутствии в стране классовых антагонизмов, о возможности и необходимости разрешения всех обществ, проблем на путях социального партнерства: "человеколюбие (жэнь [2])-это сущностная характерная черта жизни человечества", "классовые различия ни при каких условиях не могут разрушить присущее человечеству чувство человеколюбия". В области политич. системы М.ч. пропагандировала элитаризм, харизматич. идеи, рассматривая лидеров Гоминьдана как "вождей, творящих историю", "обладающих истинным знанием", "единственную [реальную] силу, способную спасти Кит. Республику". М.ч. выступала оппонентом и альтернативой марксистской мысли. *Дай Цзитао. Суньвэньчжуи чжи чжэсюэ дэ цзичу (Филос. основы суньятсенизма). Шанхай, 1925; **Ван Цзюэюань. М.ч. шэнлунь (Подробный анализ философии нар. благосостояния). Тайбэй, 1972. С. Р. Белоусов