МИН ТАН
МИН ТАН
Пресветлый престол", "Зал просветления". Ритуальный зал, служивший в древнем Китае для приема правителем подданных. Именовался также Куньлунь по назв. свящ. горы - обиталища небожителей. В кит. культуре понятие "М.т." осталось символом гармонии, миропорядка. В древности слово "тан" ("зал", "храм") было синонимично понятию "мин [3]" ("ясный", "светлый"); т.о., назв. подчеркивало характер М.т. как места для инициации - "просветления", перехода в иное качество, причем инициация считалась исходящей от высшего начала и транслирующейся через правителя. Вероятно, первоначально М.т. был священным местом моления Небу (т янь) и воплощал функцию медиации между Небом и Землей. По легендам, первый М.т., соотносимый в разных источниках либо с архаич. традицией легендарных первоимператоров (см. Хуан-ди), либо с пер. Чжоу (11 - 3 вв. до н.э.), представлял собой крытое соломой сооружение без стен, имеющее четыре выхода, с "квадратным основанием и круглым верхом" (символика сторон света, квадратной Земли и круглого Неба). Согласно гл. 31 ("М.т. вэй" - "Позиции, занимаемые в М.т.") конф. канона "Ли цзи", там принимались и помазывались на правление ("вогосударствлялись" - то) правители уделов и вожди племенных союзов. Древнейшие упоминания о М.т. содержатся также в "Чжоу ли" и "Хуай-нань-цзы". В комплексе из пяти священных залов, расположенных по принципу девятеричного квадрата (см. Цзин вэй, Хэ ту, Цзин тянь, Цзю чоу), М.т. занимал южн. позицию, что по кит. космогонич. представлениям подчеркивало его главенство. Неоднократные попытки соорудить М.т. предпринимались императорами в эпоху Хань (кон. 3 в. до н.э. - 3 в. н.э.), для чего придворные ученые получали задания представить государю проект М.т. Традиция их построения прослеживается до 6 в., последующие упоминания о них сомнительны. Крупнейшие М.т. размещались в Лояне и Чанъане (совр. Сиань), они неоднократно горели и отстраивались вновь. Остатки предположительно классич. М.т. эпохи Хань найдены в южн. Пригороде Сиани. Сооружение представляло собой ступенчатую прямоугольную постройку, окруженную рвом с водой, со сторонами свыше 200 метров. В М.т. реализовывалась космогонич. символика инь ян, "пяти элементов" (у син [1]), слияния небесного и земного начал, к-рые передавались с помощью особенностей архитектуры М.т., и нумерологич. конструкции (см. Сян шу чжи сюэ); последние содержались в текстах, посвященных М.т. Вероятно также, что построение М.т. соотносилось с астрономией, в части, с созвездием Большой Медведицы. В зале М.т. правитель, чей образ сополагался с небесным началом, должен был осуществлять стяжение Неба и Земли, мира сакрального и людского, приводя вещи т.о. к гармонии (см. также Ван дао). Мироустроительная функция М.т. символически проявлялась, напр., в особом порядке размещения гостей-подданных в зале. В М.т. съезжались правители уделов (хоу, бо, цзы, нань), а также "варвары четырех сторон света", к-рые занимали строго определенные места в зале, соответственно "сторонам", откуда прибыли, лицом к правителю. В центре зала находился сам правитель и три гуна (князя, гун [2], см. Да тун [1], Гун [1]). Мироустроительная символика М.т. оказала влияние на разработку ряда текстологич. нумерологич. схем, воплощавших гармонию Поднебесной, на теорию акупунктуры, а также схемологию тай цзи ("Великого предела"), "пяти элементов". **Блинова Е.А. "Пресветлый престол" (М.т.) как пространственно-администр. (землеустроительная) схема // 19-я НК ОГК. Ч. 1. М., 1988; Ван Шижэнь. Хань Чанъань чэн наньцзяо личжи цзянь чжу (Ритуальная постройка эпохи Хань в южн. предместье Чанъаня) // Каоrу. 1963. №9; Maspero Н. Le Ming-Tang et la crise religieuse chinoise avail I les Han // Melange chinoise et bouddhiques. Vol. 9, 1948 - 51. Brux., 1951. E.A. Блинова