состоит из двух взаимосвязанных компонентов милосердия и благотворительности. Милосердие высшее проявление человеческого сострадания и идеал духовного развития, объединяющее жалость, сопереживание с активной, деятельной любовью к ближнему, с конкретно выраженной добротой по отношению к страждущим и обездоленным. Религ. милосердие по своей сути теоцентрично: вопервых, оно выводится из божеств. нравственного закона как одна из добродетелей, преодолевающих греховность, и, во-вторых, истинным признается милосердие, сопряженное с верой в Бога. Внешним проявлением милосердия является помощь и участие, внутренним сострадание.
Милосердие тесно связано с благотворительностью бескорыстным оказанием помощи нуждающимся и неимущим; оно лежит в основе благотворительной деятельности. Осн. принципы религ. благотворительности содержатся в Библии, особенно в Евангелиях, Коране, Типитаке и др. священных книгах. В исламе принцип благотворительности является одним из догматов.
Традиция милосердия, благотворительной деятельности активно развивалась в восточ-нохрист. церкви с самого начала ее формирования. Концепция милосердия является одной из центральных в православии. Совр. правосл. богословы представляют милосердие как активное вмешательство христиан в земные дела ради уничтожения самих причин страдания.
В совр. православии интерес к соц. служению, деятельности церкви в об-ве начинает возрождаться с 50-х гг. 20 в. Эти вопросы ставятся на поместных и архиерейских соборах, в выступлениях руководителей церкви, на страницах церк. изданий. Возрождение религ. милосердия в православии обусловлено интересом к личности, ее свободам, к социальному обеспечению и защите прав нуждающихся слоев населения, к установлению добрых межнациональных отношений.
В православии милосердие это не жалость, это образ жизни целого церк. организма, в к-ром отсутствуют праг матические критерии. Милосердие это состояние, когда человек становится милосердным не во имя себя или даже другого, а «ради Христа». В православии проблема спасения решается на основе свободы выбора: пути спасения только открыты, но не предначертаны пойдет ли человек по ним, зависит от него самого. И реальная практика милосердия, жизнь в соответствии с ним во всей полноте бытия (и разума, и чувств, и воли) как раз и является путем к спасению.
Большой опыт М.-б. д. накопила катол. церковь. Катол. благотворительная практика опирается на соответствующее теологическое обоснование, к-рое включает и общехрист. принципы, и собственно катол. постулаты. Она связана с концепцией спасения путем совершения различного рода «добрых дел» в пользу неимущих, нищих, страдающих. Уже в средние века делаются попытки осуществлять сотрудничество светских, в т. ч. государственных, и церк. учреждений в делах милосердия и благотворительности. Значительное внимание теологическому обоснованию милосердного служения уделяется в совр. катол. церкви. Напр., папа Иоанн Павел II в окружном послании «Центезимус аннус» (1991) напомнил о традициях благотворительности и милосердия в христ-ве, о первых христианах, к-рые распределяли свои богатства среди бедных, проявляя чувство солидарности.
Подход протестантизма к проблеме благотворительности и милосердия отличается от катол.: человек спасается в первую очередь верой в Бога. Это не значит, что верующий не должен совершать «добрые дела», однако добрые дела, совершаемые не во славу Божию, а ради каких-то иных целей, — греховны. Любовь к ближнему воплощается, т. обр., в выполнении Божьих заповедей.
В исламе милость и милосердие рассматриваются как важнейшие качества атрибуты самого Бога. В Коране предусмотрена целая система мер, приучающих человека заботиться о слабых, беззащитных, нуждающихся в помощи.
До Октябрьской революции 1917 М.-б. д. р. о. в Российской империи имела большое распространение и существовала как в лоне Русской Православной церкви, так и в рамках др. конфессий. В годы советской власти М.-б. д. р. о. в нашей стране была запрещена законом как один из атрибутов эксплуататорского обва, примиряющий соц. — классовые антагонизмы и закрепляющий социальное неравенство (см., напр., постановление ВЦИК и Совнаркома РСФСР от 8 апр. 1929 «О религиозных объединениях» (ст. 17) и др. законодательные акты). Ныне М.-б. д. р. о. восстанавливается и расширяется в различных регионах страны. Реальные проблемы совр. об-ва ставят перед религ. орг-циями задачу возрождения и воплощения в жизнь мн. религ. добродетелей, в т. ч. милосердия и благотворительности. Правовые запреты на М.-б. д. р. о. были преодолены принятием Закона Российской Федерации «О свободе вероисповеданий» (от 25 окт. 1990), к-рый создал возможность для возрождения религ. мотивированного соц. служения. В кон. 1995 Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации приняла закон о благотворительной деятельности и благотворительных орг-циях, призванный, в частн., способствовать развитию партнерских отношений между светскими и религ. благотворительными орг-циями и гос-вом.
В наст. вр. М.-б. д. осуществляется по разным направлениям и в разных формах. Одним из наиболее важных направлений является помощь страдающим людям в рамках медицинских учреждений, людям с умственно-психическими и физическими недостатками, детям-инвалидам. Др. важным направлением М.-б. д. в совр. России, тесно связанным с первым, является забота о детях, немощных стариках и инвалидах вне лечебных учреждений. Много внимания религ. орг-ции уделяют работе с алкоголиками и наркоманами.
Весьма существенной является деятельность религ. орг-ций в сфере образования: напр., Русская Православная церковь открывает воскресные школы, финансируемые из церк. благотворительных фондов; аналогичная деятельность характерна и для др. христ. и нехрист. конфессий на территории совр. России.
Помощь беженцам, мигрантам, жертвам межэтнических распрей, бездомным, людям, попавшим в экстремальную ситуацию, распределение гуманитарной помощи является одним из важнейших направлений М.-б. д. Так, в рамках катол. благотворительной орг-ции «каритас» существует комиссия по миграции и беженцам, действует также правовая служба, оказывающая помощь мигрантам и беженцам по различным правовым вопросам, и т. п. Большая благотворительная работа ведется и в Департаменте милосердия и благотворительности Духовного управления мусульман Европейской части России.
Работа в тюрьмах и исправительно-трудовых колониях с заключенными также является неотъемлемой стороной М.-б. д. в совр. России. Особенно активно ведут эту работу прот. конфессии и правосл. орг-ции. Попечительство над школами-интернатами, детскими домами, домами престарелых, больницами, создание благотворительных столовых, бесплатная раздача пищи, обуви, оказание денежной помощи, уход за одинокими престарелыми на дому основные сферы М.-б. д. прот. религ. орг-ций, опирающихся, как и католики, на поддержку различных зарубежных миссий.
Христ. ре лиг. орг-циями различной конфес. принадлежности предпринимаются усилия для налаживания контактов с благотворительными фондами мусульманских, буддистских и др. конфессий. Так, Отдел по церковной благотворительности и социальному служению Московской Патриархии активно развивает связи с катол. благотворительной орг-цией «Каритас», имеющей большой опыт в сфере подобной деятельности. Характерным является тот факт, что благотворительная помощь и милосердная поддержка оказываются независимо от национальной и религ. принадлежности.
Практически все религ. орг-ции (как традиционные, так и «новые», нетрадиционные) проводят большую работу в сфере милосердия и благотворительности. Несмотря на то что М.-б. д. р. о. в последние годы наталкивается на ряд трудностей (как правило, финансового и организационного характера), все же она неуклонно расширяется, получает все больший размах, а в связи со сложностями социальноэкономич. бытия в нашей стране — и настоятельную необходимость.
Милосердно-благотворительная деятельность религиозных организаций
Милосердно-благотворительная деятельность религиозных организаций
Источник: Религии народов современной России