МИЛЕТСКАЯ ШКОЛА

Найдено 8 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

МИЛЕТСКАЯ ШКОЛА
(входит в ионийскую философию) - первая философская школа античной Греции. Деятельность ее представителей Фалеса, Анаксимандра, Анаксимена приходится на конец VII - VI вв. до н. э. Милетцев объединяет стремление объяснить все многообразие явлений из единого генетического субстрата, начала: воды, алейрона, воздуха. В круг их интересов входили и конкретно-научные вопросы. Они занимались геометрией, астрономией, географией.

Источник: Краткий философский словарь 2004

МИЛЕТСКАЯ ШКОЛА
самая ранняя материалистическая школа в древнегреческой философии, развивающаяся на побережье Ионийского моря ( в городах Милеете и Эфесе) и имеющая две философские школы - милетцев (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен) и Гераклита Эфесского, которые объеденяются в единый феномен. Аристотель называл их «физиками», то есть натурфилософами, ибо основное внимание они уделяли поиску природного первоначала («архэ»), отождествляя его с какой-то первостихией: Фалес с водой, Анаксимен с воздухом, Гераклит с огнем, Анаксимандр с апейроном (беспредельным).

Источник: Тематический философский словарь

Милетская школа
 (ионийская) — древнейшая философская школа в Греции; первые ее представители относятся к 6 в. до н. э. Милет был тогда крупным центром торговли, мореплавания, культуры, что обусловило широкий горизонт и научные интересы выдающихся милетцев, к к-рым относятся Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Милетцы сделали первые научные открытия в области математики, географии, астрономии; все они были стихийными материалистами. Единством, лежащим в основе бесконечного многообразия явлений, они считали нечто вещественное, телесное, особенное — воду, воздух и т. д. Эти философы были также стихийными диалектиками. К позднейшим, менее крупным представителям М. ш. принадлежали Гиппон и Диоген Апиолонийский (5 в. до н. э.).

Источник: Философский словарь. 1963

МИЛЕТСКАЯ ШКОЛА
условное обозначение первых древнегреческих естествоиспытателей и  натурфилософов (Фалеса, Анаксимандра и Анаксимена), проживающих в  Милетах в VI в. до н.э. до 494 до н.э. Занимаясь астрономией (в том числе навигационной) и географией (в том числе картографией), математикой и метеорологией, представители Милетской школы создали в результате первую не-мифологическую картину  мира. Первым в числе Милетский философов был Фалес. Будучи купцом, использовал торговые поездки для расширения научных знаний.  Он  был  гидроинженером,  изобретателем  астрономических приборов, предсказал  солнечное затмение. Свои познания связал в стройные философские представления о мире, утверждая, что все существующее возникло из воды. Земля держится на воде. Все, происходящее из воды, не лишено  одушевленности. Он утверждал, что ближе всего к Земле находится небо неподвижных звезд, а дальше всего – Солнце. Анаксимандр – младший современник Фалеса, признавал единым и постоянным источником рождения всех вещей – первовещество – апейрон, из которого обособляются противоположности теплого и холодного, дающее начало всем веществам: первоначально возникла огненная оболочка, облекшая воздух над Землей.  Притекающий воздух прорвал огненную оболочку и образовал три кольца, внутри которых оказалось некоторое  количество прорвавшегося наружу огня. Так образовалось три круга: круг звезд, Солнца и Луны. Животные и люди появились из отложений высохшего морского дна и изменили свою форму при переходе на сушу. Мир не вечен. После его разрушения выделяется новый мир. Смене миров нет конца. Последний в ряду Милетских философов – Анаксимен. В качестве первовещества он принимает воздух. Он обосновал новую идею о процессе разряжения и сгущения, посредством которого из воздуха образуются все вещества. Воздух – это дыхание,  обнимающее весь мир. Земля – плоский диск, парящий в воздухе.

Источник: Философия науки и техники: словарь

МИЛЕТСКАЯ ШКОЛА
условный термин, объединяющий первых др.-греч. естествоиспытателей и натурфилософов из Милета (Иония, зап. побережье Малой Азии) - Фалеса, Анаксимандра и Анаксимена (6 в. до н. э.- конец науч.-филос. традиции в Милете связывают с разрушением города персами в 494 до н. э.). Социально-историч. фон М. ш. определяют критомикенское прошлое милетской культуры и ее связи с древними вост. цивилизациями (Лидия, Вавилон, Персия, Египет), с одной стороны, колонизационная практика (более 90 колоний, согласно Плинию) и мощное торг.-ремесл. развитие Милета - с другой. Занимаясь астрономией (в т. ч. навигационной) и географией (в т. ч. картографией), математикой и метеорологией, представители М. ш. включали эти темы в более широкий космографич. и космогонич, контекст, создав в результате первую (письменно зафиксированную) немифологич. картину мира. Хотя названия трактатов Анаксимандра и Анаксимена «О природе», вероятно, позднейшего происхождения, сам термин «природа» (фюсис) в более конкретном употреблении (напр., природа звезд), возможно, фигурировал в этих соч. и уже с 5 в. до н. э. считался ключевым для понимания сущности новой науки и ее отличия от мифа. Восходящее к Аристотелю противопоставление «физиков» (первыми из к-рых были милетцы) «теологам» (мифологам) при всем своем значении не должно переоцениваться: внещ. отказ от мифологич. имен сопровождался сохранением традиц. структур мифологич. космогонии. Так, для всех представителей М. ш. космогонич. начало и космологич. периферия («бесконечное объемлющее») тождественны - принцип, действующий уже у Гомера (в «Илиаде» Океан - и источник рождения, и пространств. «предел» мира). Космогонич., геологич. и биологич. эволюционизм М. ш. также, вероятно, имеет мифологич. корни и связан с донауч. генеалогич. космогониями. Космология М. ш. лишена к.-л. единства стиля: ср. разительный контраст между геометрич. тектонизмом космоса Анаксимандра и биоморфной асимметричностью космоса Анаксимена. Влияния М. ш. многосторонни: Ксенофан, учившийся у Анаксимандра, использует натуралистич. объяснение метеорологич. явлений для критики антропоморфной религии Гомера и Гесиода; Пифагор развивает геометрич. тенденции космологии Анаксимандра; Гераклит в своем учении об огне усваивает учение Анаксимена, к философии к-рого примкнул и Анаксагор (согласно Теофрасту). Непосредственно к милетскому кружку ученых в кон. 6 в. до н. э. принадлежал выдающийся географ и историк Гекатей Милетский, автор первого географоэтнографич. трактата «Периэгеза» и «Генеалогий», содержавших рационалистич. критику генеалогич. мифов (он же усовершенствовал географич. карту Анаксимандра).

Источник: Советский философский словарь

МИЛЕТСКАЯ ШКОЛА
6 в. до н. э.) — древнейшая греческая научно-философская школа, включающая Фалеев, Анаксимандра и Анаксимена. Сложилась в Милете (на западном берегу Малой Азии, совр. Балат в Турции), крупнейшем торгово-ремесленном и культурном центре Ионии, основавшем в 7—6 вв. до н. э. много колоний по берегам Черного моря и связанном морскими путями с Востоком и Западом. Милетская школа была преимущественно естественнонаучной и не ставила теоретических проблем бытия и познания (поэтому правильнее говорить о ее «натурализме»); с нее начинается история европейской научной космогонии и космологии, физики, географии (и картографии), метеорологии, астрономии, биологии и (возможно) математики. Все это составляло единую науку «о природе», или «естественную историю» , которая описывает и объясняет космос в его эволюционной динамике: от происхождения светил и земли из правещества до возникновения живых существ (у Анаксимандра). Правещество вечно, бесконечно в пространстве (см. Алейрон), движение присуще ему «от веку», мир порождается из него спонтанно (может быть, посредством космогонического вихря). «Боги» народной мифологии отождествляются со стихиями и светилами (Анаксимен) или «бесчисленными мирами» (Анаксимандр), возникшими из единого правещества, которое само мыслится как высшее и абсолютное «божество» (Arist. Phys. 203ЫЗ).
Пантеизм Милетской школы имел скорее натуралистический характер (в отличие от гераклитовского). Милетская школа впервые отменила мифологическую картину мира, основанную на аксиологизации понятий верх—низ и противопоставлении небесного (божественного) земному (человеческому) (Arist. De caelo 270a5), и ввела всеобщность физических законов (грань, которую не смог переступить Аристотель). Фундаментальным для всех милетских теорий остается закон сохранения (ex nihil nihil), или отрицание абсолютного «возникновения» и «уничтожения» («рождения» и «гибели») как антропоморфных категорий (Anaximander, fi; В l; Arist. Met. 983b6). Философия впервые выступает как реформа обыденного языка, вырабатывается первая научная терминология: Анаксимандр заменяет «рождение» и «гибель» на «соединение» и «разделение», Анаксимен описывает все физические процессы в терминах «сгущения» и «разрежения». Два основных типа теории изменения в греческой натурфилософии, сопоставимые с преформацией и эпигенезом: 1) механическое «выделение из смеси» предшествующих качественно различных элементов; 2) качественное превращение одного исходного вещества, — представлены соответственно в теориях Анаксимандра и Анаксимена. Концепция «смеси» Анаксимандра оказала влияние на Анаксагора, Архелая, Эмпедокла, теория Анаксимена была возрождена Диогеном Аполлонийским. К кругу милетских ученых принадлежал также географ и историк Гекатей, давший рационалистическое толкование мифов. Ксенофан использовал натурализм Милетской школы для критики антропоморфизма традиционной греческой религии. Геоцентрическая модель была создана Милетской школой и отчасти преодолена учением Анаксимандра о бесчисленных мирах.
Лит.: Таннери П. Первые шаги древнегреческой науки, пер. с франц. СПб., 1902; Гомперц Т. Греческие мыслители, пер. с нем., т.1. СПб., 1911; Рожанжий И. Д. Развитие естествознания в эпоху античности. М., 1979; Зайцев А. И. Культурный переворот в Древней Греции VIII—V вв. до н.э. Л., 1985; Guthrie W. К. S. A history of Greek philosophy, v.l. Cambr., 1971; VemantJ.-P. Les origines de la pensee grecque. P., 1975; KirkG. S., Raven J. E., Schoeid M. The presocratic philosophers. Cambr, 1983.
А. В. Лебедев

Источник: Новая философская энциклопедия

МИЛЕТСКАЯ ШКОЛА
группа философов, живших в одном из крупных торговых центров Малой Азии г. Милете и ставших родоначальниками философии античного общества (VI—V вв. до н. э.). Огромной заслугой представителей М.ш. было то, что они первыми отказались от религиозномифологического объяснения мира и обратились к объяснению природы, исходя из нее самой. Этим были созданы необходимые предпосылки для возникновения и развития европейской науки.
Философы М.ш. были одновременно учеными и талантливыми изобретателями. Первый среди них Фалес, который сформулировал исходную онтологическую проблему: рассмотрение мира как единого гармоничного целого и обнаружение первоосновы этого единства. Сам этот вопрос и предложенное Фалесом его решение знаменовали собой начало принципиально нового, натурфилософского ракурса изучения природы. Ответ Фалес ищет не в действии сверхъестественных сил, а в наличии в природе некой общей субстанции, каковой он считал воду. Пребывая в состоянии непрерывного движения, она порождает все многообразие видимых вещей. С этих позиций Фалес выстраивал и свое космологическое учение. Земля — это плоский диск, плавающий на поверхности воды. Испарения питают Солнце и другие небесные светила. Затем вода падает в виде дождей на Землю, создавая и пополняя водоемы. Такой круговорот вечен. Сохранились многочисленные свидетельства о предсказании Фалесом солнечного затмения, причину которого он видел в том, что Луна закрывает Солнце.
Первого милетского философа справедливо считают основателем теоретической математики. Им были сформулированы и доказаны такие теоремы, как равенство углов у основания равнобедренного треугольника, а также прямых углов. Фалес разделил год на 365 дней и составил первый календарь. Философ и выдающийся ученый своего времени, Фалес был и изобретателем технических усовершенствований в строительстве мостов, гидротехником создателем гидравлических часов, измерял памятники, храмы и пирамиды в Египте.
Ученик и друг Фалеса Анаксимандр внес много нового в учение своего предшественника о субстанциональном единстве мира. Если у Фалеса первооснова описывалась в конкретночувственной форме текучей жидкости, то у Анаксимандра субстанция есть нечто неопределенное, не совпадающее ни с одним предметом, воспринимаемым нашими чувствами. Для обозначения этой первоосновы Анаксимандр использует понятие «апейрон», что погречески означает беспредельный. Находящийся в постоянном движении апейрон бесконечен и вечен. Учение Анаксимандра об апейроне как неопределенной основе всего многообразия чувственных вещей создавало предпосылки для выработки впоследствии философского понятия материи. Анаксимандр является автором первого философского сочинения на греческом языке «О природе». Он создал геоцентрическую модель Космоса, первую географическую карту. Животным предком человека Анаксимандр считал рыбу.
Eго ученик и последователь Анаксимен отказался от понятия «апейрон» и первоосновой всех вещей считал находящийся в постоянном движении воздух. При этом он различал воздух как субстанцию, и воздух, которым мы дышим. Основными противоположностями, обусловливающими переход воздуха из одного состояния в другое, являются тепло и холод, сгущение и разрежение. Разрежаясь, воздух становится огнем, сгущаясь, — ветром, облаком, водой, землей и камнем. Все остальные предметы образуются из этих веществ. Анаксимен признавал существование богов, но возражал против того, что они создали мир и управляют им. Сами боги, — утверждал он, — есть порождение воздуха.
М.ш. оказала огромное влияние на последующее развитие европейской философии и науки. Это определялось прежде всего тем, что милетские мудрецы преодолели абсолютное господство мифологии и перешли от мифологических фантазий к рациональности, создавая базу собственно научного мышления. Представители М.ш. заложили основы материализма и диалектики. Это был пока еще стихийный и наивный философский взгляд на мир. И все же именно эта школа дала начало насчитывающей тысячелетия истории европейской философии. По словам А. Герцена, Фалес и его последователи совершили подвиг, равный подвигам Геракла (см. Античная философия. Гераклит из Эфеса).

Источник: Философский словарь инженера. 2016

МИЛЕТСКАЯ ШКОЛА
первая наивно-материалистич. и стихийно-диалектич. школа древнегреческой философии, представленная Фалесом, Анаксимандром и Анаксименом. Название получила по имени г. Милета в Ионии (зап. побережье М. Азии), цветущего в 6 в. до н.э. экономич. центра. В Милете, как и в др. полисах Ионии, бурное развитие ремесла и торговли вызвало возвышение торг.-пром. класса, к-рый, окрепнув экономически, завоевал осн. позиции в политич. жизни полиса. Вместе с падением власти родовой аристократии стали играть все меньшую роль и ее традиц. представления. Обычные религ.-мифологич. представления о богах как внешних причинах всего происходящего в мире не отвечали запросам человека, стремящегося к естеств. объяснению явлений действительности. Возникает сомнение в достоверности мифов. Развитие математич., астрономич., географич. и др. знаний объясняется общим подъемом всех сторон обществ. жизни, в т.ч. развитием торговли, мореплавания, ремесла и строит. дела, а также использованием достижений восточной науки. Однако милетские философы развили нек-рые накопленные на Древнем Востоке знания, придав им более науч.-теоретич. характер. Представителям М. ш. свойственна была также связь с политич. деятельностью – Фалес был выдающимся политич. деятелем (он, напр., выдвинул идею панионийского союза), Анаксимандр основал милетскую колонию Аполлонию на побережье Черного моря и т.д. Все милетские философы – стихийные материалисты; для них единая сущность ("первоначало") многообразных явлений природы заключается "в чем то определенно-телесном" (см. Ф. Энгельс, Диалектика природы, 1955, с. 147): для Фалеса эта сущность – вода, для Анаксимандра – неопределенное и беспредельное первовещество (апейрон), для Анаксимена – воздух. В представлениях философов М. ш. о первоначале и закономерностях сущего сказываются эстетич. восприятие мира, связанная с этим деятельность художеств. воображения и образного мышления, пережитки мифологич., антропоморфич. и гилозоистич. представлений. Но в них отчетливо заметно становление собственно-теоретич. мышления: вода по Фалесу – это не просто вода, а жидкое начало вообще, апейрон по Анаксимандру уже не сводим к к.-л. виду материи, а воздух в понимании Анаксимена отличается от воды, как ее понимал Фалес, более подвижными (и, пожалуй, менее "ощутимыми") свойствами. Милетские материалисты поднялись выше видимости и за многообразием явлений усмотрели "первоначало сущего", к-рое не возникает и не уничтожается, а "сохраняется навеки" (Аристотель). В такой постановке вопроса о соотношении единого и вечного материального начала и многообразия преходящих вещей отразился также наивно-диалектич. взгляд М. ш. на мир: Анаксимандр проводил идею единства и борьбы противоположностей, Анаксимен – перехода количества в качество (все тела образуются посредством сгущения или разрежения воздуха). Этот диалектич. взгляд на мир был связан также с идеей закономерности: "А из чего возникли все эти вещи, – говорил Анаксимандр, – в то же самое они разрешаются согласно необходимости" (А 9, Diels9). В мире господствует необходимость, или, что то же самое, принуждение, "законность" или "справедливость". Мировая справедливость определяет место и "меру" распространения каждой вещи во Вселенной. Закономерность смены явлений, по представлениям М. ш., – это некий циклич. процесс, своего рода ритм живого космоса и его жизнеопределяющих "начал" или "стихий" (воды, апейрона, воздуха). Однако идея закономерности носила у милетцев в значит. мере антропоморфич. характер. Так, у Анаксимандра антропоморфизм сказался в использовании понятий "нечестивость", "наказание" и "возмездие" в их прямом смысле, хотя эти термины употребляются им одновременно и в переносном (метафорическом) смысле. Поэтому идея М. ш. о мировой необходимости или закономерности сохраняет еще сходство с мифологич. представлениями о роке (мойре). Вместе с тем она не тождественна религ.-мифологич. образам о сверхъестеств. силе, личном существе или высшем боге. Идея М. ш. о мировой справедливости, несмотря на свои антропоморфич. черты, частично совпадает с представлением о естеств. законе, с понятием о естеств. причинной обусловленности всего происходящего в мире. Милетские материалисты объявили природу свободной от вмешательства сверхъестеств. сил и существ. высказали догадку о вечности материального первоначала, указали на то, что явления мира подчиняются внутренне им присущему единообразному порядку (закономерности), а не произвольной воле богов. Признавая существование богов, они по существу не считали их создателями и управителями мира (напр., у Анаксимандра не бог, но апейрон "объемлет все и правит всем"). Огромное значение для последующего развития науки имели их поиски естеств. причин происходящих процессов и стремление рационально обосновать свои утверждения. В природе, а "не вне ее" (Герцен) они искали причины всего происходящего. Но исследование природы, основанное на наблюдениях и незначит. количестве опытных данных, неизбежно носило у них созерцат. и умозрит. характер, тем более, что естеств.-науч. представления и филос. воззрения составляли у них единое целое. Преобладание умозрения над опытом, художеств.-эстетич. восприятия мира над кропотливым анализом – характерная черта М. ш. Для милетских натурфилософов мир – это прекрасный и стройный порядок (космос), живое целое, к-рое человек созерцает, постигая силой своего мышления его сущность, общую закономерность, общую картину мира. Рассматривая мир как живое целое, М. ш. не делала принципиального различия между живым и мертвым, психическим и физическим и признавала за неодушевленными предметами лишь меньшую степень одушевленности (жизни); сама же одушевленность ("душа", психическое) рассматривалась как "тонкий" и подвижный вид первовещества. Поэтому, напр., Фалес наделял магнит "душой" и считал, что "душа" разлита во всем существующем и что "все полно богов" или душ в том смысле, что всем вещам присущ внутр. источник движения, активности или жизни. Пережитки мифологии более характерны для философских, чем для естеств.-науч. идей представителей М. ш. Эти пережитки объясняются первоначальной связью философии с мифологией и вместе с тем наблюдаемой в Древней Греции близостью филос. мышления с искусством, переплетением философии с художеств. творчеством, а для последнего мифология (к-рая была своего рода поэтич. творчеством), по словам Маркса, служила арсеналом и почвой (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 12, с. 736). Кроме того, уровень науч. знаний оставался недостаточным для полного преодоления мифологии. Пережитки мифологии относятся преимущественно к форме выражения, а не к содержанию идей М. ш. Зародившиеся в М. ш. науч. и филос. идеи оказали большое влияние на дальнейшее развитие материалистич. мысли Древней Греции. Фрагм.: Die Fragmente der Vorsokratiker. Griechiesch und deutsch, hrsg. von w. Kranz, 8 Aufl., Bd 1, Hamb., [1957 ]; на рус. яз. – в приложении к книге: Таннери П., Первые шаги древнегреч. науки, СПБ, 1902, с. 3–13, 20–4; Маковельский ?., Досократики, ч. 1, Каз., 1914, С. 9–24, 35–47, 51–7. Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 14, М.–Л., 1931, с. 57, 138, 373, 340, 498, 651–52 – примечание; Маркс К. и Энгельс Ф., Из ранних произведений, М., 1956, с. 131, 187, 199; Ленин В. И., Философские тетради, Соч., 4 изд., т. 38, с. 215, 244, 245; Герцен А. И., Письма об изучении природы, [М. ], 1946, с. 86–96; История философии, т. 1, [М. ], 1940, с. 25–40; История философии, [т. ] 1, М., 1957, с. 75–78; Лурье С. Я., Очерки по истории античной науки. Греция эпохи расцвета, М.–Л., 1947, с. 13–42; Соколов В. В., Античная философия, М., 1958, с. 5–7; Кессиди Ф. X., Филос. и эстетич. взгляды Гераклита Эфесского, М., 1963, с. 44–49; Лосев А. Ф., История античной эстетики, М., 1963, с. 339–44; Seydel R., Der Forschritt der Metaphysik unter den ?ltesten Ionischen Philosophen, Lpz., 1861; Сovоtti ?., Dal mito alla scienza. La scuola di Mileto, "Atti di R. Acc. di sc. mor. e pol. di Napoli", 1918; Gu?rin P., L´id?e de justice dans la conception de l´univers chez les premiers philosophes grecs de Thal?s ? H?rakclite, P., 1934. Ф. Кессиди. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.