МИКРОКОСМ
Микрокосм
(μικρός малый, κόσμος мир) малый мир. Человека называют малым миром, потому что в нем сосредоточено в миниатюре все то, что есть в целом мире. См. Макрокосм.
Источник: Философский словарь или краткое объяснение философских и других научных выражений. Киев 1876 г.
Микрокосм
греч. "mikro", "маленький" и "kosmoz", "мир") - "малый космос". В греческой и позднейшей герметической философии "человек" понимался как созданный по образу и подобию Вселенной.
Источник: Философия политики: глоссарий
Микрокосм
см. Микрокосмос) — человек как подобие, символ макрокосма (макрокосмоса), Вселенной. Учение и понятие о микрокосме возникло со времен Платона, развивалось Николаем Кузанским, Джордано Бруно, Гете, Лейбницем, у последнего это монада.
МИКРОКОСМ
(греч. mikros – малый, kosmos – Вселенная) – в античной философии понимание человека как мира, Вселенной в миниатюре. М. воплощает в себе макрокосм – Вселенную. Вселенная, макрокосм мыслилась также по образу М. – человека. Платон рисует образ космоса – человека-великана. Идея единство М. и макрокосма несла в себе зерна более поздней пантеистической философии. В эллинистический период человек представлялся в виде образа неба, где искусства, науки, ремесла являются «звездами».
Источник: Краткий философский словарь.
МИКРОКОСМ
(греч. малый мир) - в античной философии: представление о человеке как о божественном существе, в котором есть все, что есть в мироздании (макрокосме) - небесное и земное. Отвергалось на христианском Востоке, напр., св. Григорием Нисским: величие человека - "не в подобии тварному миру, но в том, чтобы быть по образу природы Сотворшего". На Западе отвергалось антропологией томизма: человек - личностное единство тела и души, сообразное Богу, а не всего лишь сплав космических реальностей.
Источник: Краткий религиозно-философский словарь
МИКРОКОСМ
от греч. mikros kosmos — маленький мир) — человек как уменьшенная модель Вселенной, макрокосма. В астрологии микрокосм обозначает соответствие знаков Зодиака частям человеческого тела. Но, как правило, мистики не настаивают на «абсолютном подобии» человека Вселенной. Речь идет лишь о том, что процессы, происходящие внутри человеческого организма, аналогичны вселенским процессам и подчиняются одним и тем же законам. Концепция микрокосма известна практически во всех развитых мистических учениях и служит основой для многочисленных метафизических теорий. Наиболее развитая и самая древняя теория микрокосма принадлежит даосской натурфилософии. Именно оттуда она распространилась по всему древнему миру. Сам термин «микрокосм» появился в западной философии во времена Сократа и Платона (в V в. до н. э.), а чаще всего он встречается в учении Демокрита. Благодаря неоплатоникам, с идеей микрокосма познакомились гностики, а вслед за ними христианские схоласты, иудейские каббалисты и философы Возрождения, например, Парацельс, который отмечал, что «тело происходит из элементов, душа — из звезд, а дух — от Бога». Древние астрологи представляли Вселенную в виде большого организма, похожего на человеческое тело, разделенное на 12 частей, каждая из которых управлялась соответствующим созвездием. Согласно теории арабского астролога и врача XIII в. Виллановы, Овен управляет головой, а Телец — затылком и шеей, Близнецам подчинены руки, Раку — грудь, Льву — сердце, рот, язык и печень. Дева управляет животом и внутренностями, Весы — кожей, почками и тазом. Скорпион господствует над детородными органами, Стрелец — над бедрами и ягодицами. Под управлением Козерога находятся коленные суставы, Водолей властвует над икрами ног, а Рыбы — над ступнями. Источ.: Шейнина Е. Я. Энциклопедия символов. М., 2001; Энциклопедия мистических терминов. М., 1998.
Источник: Символы, знаки, эмблемы: энциклопедия