МИКЕШИНА ЛЮДМИЛА АЛЕКСАНДРОВНА

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

МИКЕШИНА ЛЮДМИЛА АЛЕКСАНДРОВНА
(p. 1930) — отечественный философ, специалист в области философии науки. Анализирует общие закономерности социокультурной детерминации и взаимодействие логических, когнитивных и ценностных аспектов знания. Микешина Л.А. Философия науки. Современная эпистемология. Научное знание в динамике культуры. Методология научного исследования. М., 2005.

Источник: Философия науки. Краткий энциклопедический словарь. 2008 г.

МИКЕШИНА Людмила Александровна
(p. 10.12.1930) — спец. по эпистемологии, философии и методол. науки; д. филос. н., проф., заслуженный деятель науки РФ. Р. в г. Благовещенске Амурской обл. Окончила филос. ф-т ЛГУ (1953). Научно-пед. деятельностью занимается с 1964, 15 лет работала асе, ст. преп., доц. кафедры филос. Ленингр. горного ин-та. С 1978 по наст.вр. работает на кафедре филос. Моск. пед. гос. ун-та (бывший Моск. гос. пед. ин-т им. В. И. Ленина); с 1986 по 2004 была зав. этой кафедрой. С 1982 по 1999 - проф. ИППК МГУ по совместительству. Докт. дисс — «Детерминация естественнонаучного познания». Преде. Научно-методического совета по филос. МО РФ (с 1993 по 2000). Отв. ред. первого и второго изд. «Хрестоматии по истории философии» (в 3-х ч., М., 1994, 1997), двух изд. «Философия науки. Хрестоматия» (М., 2005, 2006), подготовленных коллективом кафедры. В трудах М. исследуются общие закономерности социокультурной детерминации познания, единство и взаимодействие л огич., когнитивных и ценностных моментов. Ценностные и мировоззренческие предпосылки научного познания, а также метод, стиль научного мышления, научная картина мира рассматриваются в единстве методол. функций и форм социокультурной обусловленности познания. Неявное знание, имплицитные компоненты, принятые на веру эмп. высказывания исследуются как феномены, необходимые не только для понимания и интерпретации научных текстов, но и для целостного видения знания в единстве дорефлексивных и рефлексивных форм. Обосновываются идеи обновления традиционной эпистемологии на основе герменевтического опыта, смыслы образования рассматриваются в связи с интерпретирующей функцией субъекта. Исследуется многообразие когнитивных практик и принципы их возможного синтеза, формы диалога и когнитивного взаимодействия науки, филос. и культуры. Осуществлен анализ трансцендентальных измерений гуманит. знания, разрабатывается эпистемология ценностей на основе диалога и синтеза трансцендентального и диспозиционного подходов. Предложен концептуально-систематический подход к филос. и методол. науки как науч. и уч.' дисциплине.
Соч.: Структура и функции научного метода. М., 1977; Детерминация естественнонаучного познания. Л., 1977; Ценностные ориентации субъекта и формы их отражения в научном знании // ФН. 1982. № 6. Имплицитные компоненты в структуре научного знания // ФН. 1987. № 7; Ценностные предпосылки в структуре научного знания. М., 1990; Метаморфозы проблемы «когнитивное-ценностное» в философии и методологии // Ценностные аспекты развития науки. М., 1990; Современная проблематизация вечной темы // ФН. 1990. № 10; Неявное знание как феномен сознания и познания // Теория познания. Т. 2. М., 1991; Методология в контексте культуры. М., 1992; Судьба философии познания // Философия на рубеже веков. СПб., 1996; Герменевтические смыслы образования // Философия образования. М., 1996; Новые образы познания и реальности. (В соавт.). М., 1997; Теория познания и герменевтика // Вестник Российского гуманитарного научного фонда. 1998. № 4; Специфика философской интерпретации // ВФ. 1999. № 11; Философия познания: диалог и синтез подходов // ВФ. 2001. № 4; Философия познания: Полемические главы. М., 2002; Философия науки: Современная эпистемология. Научное знание в динамике культуры. Методология научного исследования. Учебное пособие. М., 2005; Философия науки как учебная дисциплина: принципы построения курса // Эпистемология и философия науки. М., 2005. Т. 3. № 1; Философия науки. М., 2005 (М., 2006); Трансцендентальные измерения гуманитарного знания // ВФ. 2006. № 1; Густав Шпет и современная методология социально-гуманитарных наук // Эпистемология и философия науки. 2006. Т. 7. № 1; Наука, философия, культура: формы диалога и когнитивного взаимодействия (case studies и их интерпретация) // Грани познания: Наука, философия, культура в XXI веке. М., 2007; Эпистемология ценностей. М., 2007; Категоризация и особенности создания абстракций в гуманитарных науках // Философия науки: Методология и история конкретных наук. М., 2007.

Источник: Философы России начала XXI столетия Биографии идеи труды. Энциклопедический словарь 2009