МИКЕШИН Михаил Игоревич

Найдено 1 определение
МИКЕШИН Михаил Игоревич
(р. 10.12.1955) — спец. по истории философии и методол. науки, д. филос. н. Р. в Ленинграде. Окончил физический ф-т ЛГУ (1979). Научно-пед. деятельностью занимается с 1979. Работал науч. сотрудником Санкт-Петерб. филиала ИИЕТ РАН с 1989 по 2001. Проф. кафедры филос. Санкт-Петерб. гос. горного ин-та (технического ун-та). Докт. дисс. — «Социальная философия шотландского Просвещения» (2005). В трудах М. исследуется социальнофилософская мысль эпохи Просвещения в историческом и социальном контексте. «Конструирование общества» интерпретируется как центральная проблема британского литературно-философского дискурса XVIII в. Шотландский проект развития «науки о человеке» в условиях «демократического интеллектуализма» понимается как стремление учесть эмпирически данную «социальность» человека в самих основаниях философских теорий. Выявление ограниченности разума оказывается утверждением о социальном человеке. Концепции шотландских мыслителей (Д. Юма, А. Смита) адекватно прочитываются только с учетом того, что для них определяющим человека является ответственное социальное действие, а мышление должно быть поставлено последнему на службу. Субъекты эмпирически даны во взаимосвязанной множественности, поэтому философ не имеет права пренебрегать коллективностью субъекта. М. показывает, что используемые шотландскими мыслителями основные концепты, такие как «человек», «разум», «здравый смысл», «привычка», «обычай», «традиция», «симпатия», «беспристрастный наблюдатель», «улучшение» и др., имеют целый ряд оттенков, фиксирующих личностные, познавательные и социальные смыслы. Эпистемологический инструмент «беспристрастного наблюдателя» создает проекцию человека в другом, чьи стандарты и отклики реконструируются с помощью «симпатии», которую Юм считает принципом коммуникации. Общество рассматривается как коммуницирующее сообщество, и коммуникация оказывается в основании гуманитарных и социальных наук. Методологические достижения Ньютона были восприняты шотландскими мыслителями в общенаучном и общефилософском смысле. Подобно тяготению, «симпатия» может быть описана, но не объяснена эмп. наукой. В науках естеств. и соц. эмп. иссл. не дают знания сущности, однако могут описать силы и качества взаимодействующих индивидуумов, не измышляя гипотез По поводу природы этих свойств и сил. Постоянство человеческой природы в философии истории Юма методологическое: единообразие есть регулятивный принцип, а не онтологическое утверждение о неизменности человеческих характеров и идей. Без принципов симпатии и единообразия невозможно никакое понимание прошлого.
Соч.: Социокультурные аспекты становления научной формы знания в механике Ньютона // Диалектический материализм и философские вопросы естествознания. (В соавт.). М., 1981; Христиан Вольф и русское вольфианство. (В соавт.). // ФН. 1990. № 1; Пролегомены ко всякой будущей философии техники // Вопросы истории естествознания и техники. 1991. № 3; Социальная философия Давида Юма // ВФ. 2003. № 8; Интеллектуалы и их среда: клубы и общества в Шотландии в XVIII веке // Человек. 2004. № 1; Социальная философия шотландского Просвещения. СПб., 2005; Рецепция британской социальнофилософской мысли в России XVIIIXIX вв. (В соавт.). СПб., 2006; Максимы Бенджамина Франклина. (В соавт.) // Человек. 2007. № 1; А. М. БелосельскийБелозерский и его философское наследие. (В соавт.). СПб., 2007; David Hume in Russia. (В соавт.) // The Reception of David Hume in Europe. London, 2005; Walter Scott and the Idea of History in Russia // The Reception of Walter Scott in Europe. (В соавт.). London, 2007.

Источник: Философы России начала XXI столетия Биографии идеи труды. Энциклопедический словарь 2009