МИХАИЛОВ Виктор Данилович

Найдено 1 определение
МИХАИЛОВ Виктор Данилович
(р. 12.7.1946) — спец. по соц. филос; д. филос. н., проф. Р. в Хоринском наслеге Верхневилюйского р-на Якутской АССР. Окончил филос. ф-т ЛГУ (1974), асп. кафедры филос. Ленингр. гос. пед. ин-та (1977). С 1977 по 1981 преподавал в Горно-Алтайском гос. пед. ин-те. С 1981 по наст. вр. работает в Якутском гос. унте. С 1989 по 1999 зав. кафедрой филос. С 1999 — президент обществ. Академии «Шаг в будущее» при Якутском гос. унте. Д. ч. Академии духовности Республики Саха (Якутия). Участник разработки Конституции Республики Саха (Якутия). М. — отличник Просвещения РФ, Заслуженный деятель науки Республики Саха (Якутия); Почетный работник высшего профессионального образования РФ. Ред. ряда науч. сборников. Канд. дисс. — «Научно-техническая революция как фактор человеческой активности» (1978); докт. дисс. — «Социальнофилософские основания гражданского согласия (общетеоретические подходы и региональная политика)» (1996). Иссл. М. посвящены проблемам гражданского согласия и толерантности. Важнейшим результатом изысканий М. является обоснование парадигмального характера согласия. Аргументация осуществлена на материале рефлексии над ист. процессом в соц.-полит. контексте. Теория гражданского согласия разработана в дух. измерении, ибо согласие, по мнению М., в каждый конкретный ист. период проявляет себя в виде определенной системы ценностей, норм и принципов идеол. регулирования факторов консолидации об-ва. Гражд. согласие представлено М. как конструктивный методол. инструмент универсального характера, пригодный в любой обл. соц. жизни. По М., согласие — многогранное явление. Переход от несогласия к согласию и наоборот возможен разл. путями. Он убежден, что совр. полит, филос. с ее парадигмой конфликта не соответствует действительности. Парадигма конфликта обусловлена необходимостью удовлетворить частный корпоративный интерес, тогда как парадигма согласия продиктована необходимостью выживания всего человечества. Гл. смысл филос. согласия в том и состоит, чтобы быть ценностным постулатом полит, решений. Динамическое единство гражд. об-ва и гос-ва требует ощутимых усилий с обеих сторон для сохранения этого единства.
Соч.: Гражданское согласие народов Якутии: истоки и перспективы // Якутия и Россия: Истоки и перспективы содружества, Якутск, 1992; Проблема мира и согласия между народами в контексте истории идей // Ученые записки Якутского гос. ун-та. Сер. «Гуманитарные науки». Якутск, 1994; Философия согласия. М., 1995; Парадигмальный характер гражданского согласия // Наука и образование. 1996. № 3; Идеология как смысловое ядро гражданского согласия // Вестник Академии духовности Республики Саха (Якутия). 1997. № 4; Культура мира и парадигма согласия: единство и различие // Логос. Культура. Цивилизация. М., 1999; Культура и власть: точки соприкосновения // Политическая система общества: Проблемы модернизации. Якутск, 2000; Парадигмальный характер социально-политического мышления // Молодежный вестник. 2000. № 1; Углубление диалога общества и власти // Международная жизнь. 2002. №11; Гражданское согласие в контексте российской социально-философской мысли // Известия Международной академии наук высшей школы. 2003. № 1; Диалоги о политике. Якутск, 2005; Власть и народ: От конфронтации к согласию. Якутск, 2005 (на якут, яз.); Справедливость как духовная черта личности // Вестник Академии духовности. 2006.

Источник: Философы России начала XXI столетия Биографии идеи труды. Энциклопедический словарь 2009