МИХАЙЛОВ Михаил Ларионович

Найдено 1 определение
МИХАЙЛОВ Михаил Ларионович

(Илларионович) [3(15) янв. 1829 – 2(14) авг. 1865 ] – рус. публицист, писатель и поэт, переводчик; сподвижник Чернышевского. Род. в Оренбурге в семье чиновника. С 1846 – в Петербурге, вольнослушатель ун-та. В 1848–52 служил в Н.-Новгороде, занимался лит. деятельностью. С 1852 – вновь в Петербурге, сотрудник "Современника" и др. демократич. издании. В 1858–59 М. совершил поездку за границу, где встречался с Герценом и Огаревым. Зарубежные очерки делают М. популярным публицистом демократич. лагеря. В 1861 Шелгунов и М. в прокламации "К молодому поколению" выдвигают задачу подготовки кадров грядущей революции. "...Мы хотели бы, разумеется, – говорилось в прокламации, – чтобы дело не доходило до насильственного переворота. Но если нельзя иначе, мы не только не отказываемся от него, но мы зовем охотно революцию на помощь к народу" (цит. по кн.: Шелгунов Н. В., Воспоминания, 1923, с. 298). За распространение прокламации М. был осужден на каторгу и вечное поселение в Сибирь, где и погиб. Творчество М. пронизано идеей долга рус. интеллигенции перед народом. В центре публицистич. выступлений М. – вопрос о женском равноправии ("Парижские письма", "Современник", 1858, No 9, 10, 12, 1959, No 2; "Женщины, их воспитание и значение в семье и обществе", там же, 1860, No 4, 5, 8; "Женщины в Университете", там же, 1861, No 4; и др.). Полагая, что семья составляет основание общества, М. думал, что начинать социальное переустройство необходимо с изменения семейных отношений. В ст. "Иностр. лит-ра" (там же, 1861, No 4, 5) М., разбирая вопрос о труде и капитале, защищал "новое экономическое", т.е. социалистич. учение; в нем он видел "справедливое стремление к упрочению общего благосостояния, а не одних привилегированных сословий". Идеалом М. было такое общество, где "результат производства составляет собственность трудившегося". Для зап.-европ. народов М. видел выход в децентрализации произ-ва и создании с помощью правительств. субсидий рабочих производств. ассоциаций; путь России к социализму М., как и др. представители народничества, связывал с использованием сельской общины. М. отстаивал в своих лит.-критич. статьях принципы реализма. Иск-во, поэзия являются, по М., важнейшим фактором морально-политич. воспитания – "руководящей и зиждущей силой". Это было связано с мнением M. о том, что решающую роль в переустройстве общества играет распространение науч. мировоззрения; отсюда огромное значение, к-рое М. придавал "аристократии мысли" – литераторам, поэтам, ученым, художникам. Соч.: Полн. собр. соч., т. 1–4, СПБ, 1913–14; Соч., т. 1–3, М., 1958, вступит. статья М. Дикман и Ю. Левина. Лит.: Козьмин Б., Н. Г. Чернышевский и М. И. М., "Вопр. истории", 1946, No 7; Очерки по истории филос. и обществ.-политич. мысли народов СССР, т. 2, М., 1956, с. 288–299; Малютина ?., Встреча М. с Петрашевским в Красноярске, в альм. "Енисей", Красноярск, 1962, No 2 (34). Библ. в кн.: История рус. лит-ры. Библиографич. указатель, М.–Л., 1962, с. 460–62.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.