МИФОЛОГИЗАЦИЯ
МИФОЛОГИЗАЦИЯ
понятие, раскрывающее одну из характерных особенностей культурного сознания — сведение многообразия объективного мира, знаний и впечатлений о нем к моделям, структурам, ситуациям или мотивам, имеющим предельно обобщенный смысл, уже закрепленный в социокультурном духовном наследии прошлых эпох и, в частности, в мифе. При помощи этого понятия дается характеристика некоторым специфическим особенностям культурного сознания в разные исторические эпохи. С точки зрения М., миф существует не просто как древнее сказание, но как универсальная нерациональная образно-чувственная или художественная форма воплощения общей картины мира, и «тем самым миф утверждает нерасторжимость единичного и общего, человеческого и мирового», а «происходящее в реальной жизни в освещении мифа оказывается на уровне вечного и универсального» (Е.И. Ротенберг). Таким образом, М. заключается «в выявлении неких неизменных, вечных начал, позитивных или негативных, просвечивающих сквозь поток эмпирического быта и исторических изменений» (Е.М. Мелетинский). Эти начала и смыслы, благодаря их прикрепленности к определенным формам, структурам и ситуациям, приобретают относительную самостоятельность как устойчивые знаково-семантические комплексы, сквозь которые «отфильтровывается» содержание социокультурного опыта отдельного человека или целой исторической эпохи. В этом смысле М. означает введение нового материала реальной действительности в сферу культуры, т.е. освященного традицией и, может быть, мифологизированного круга явлений, форм и образов, которые на уровне мифа воспринимаются людьми как естественные и неоспоримые. Понятие М. чаще всего раскрывается в соотношении с процессами демифологизации, и история развития европейского социокультурного сознания может рассматриваться с точки зрения развития явлений М. и демифологизации. В этом плане переход от античной и средневековой культуры к культуре Нового времени прочно связывается с последовательным освобождением культурного сознания от мифов и мифологии. М. утрачивает свое значение в связи с утверждением самоценности земного существования и признанием приоритета практической человеческой деятельности во всех сферах жизни. Вместе с этим происходит постепенная эмансипация сознания от религиозно-мифологических воззрений и развиваются тенденции индивидуального познания объективного мира. Со временем процессы демифологизации приобретают всеобщий характер: утрачивает свое монопольное влияние религия и неуклонно развивается светская культура, естественнонаучное знание, происходит становление реалистической художественной культуры. В то же время современное понимание проблем М. не ограничивается концепцией демифологизации. В свое время Фр. Ницше (1844—1900) усматривал одну из причин всеобщего кризиса западноевропейской культуры в том, что на пути своего развития она постепенно полностью утратила способность воспринимать жизнь в ее полноте и всеобщности, и поэтому в будущем основой культуры, как в древности, должна вновь стать мифология, т.к. «без мифа всякая культура теряет свой здоровый творческий характер природной силы». В современной науке предлагается «различать спонтанно возникающие мифологические пласты и участки в индивидуальном и общественном сознании от обусловленных теми или иными историческими причинами сознательных попыток имитировать мифогенное сознание» (Ю.М. Лотман, Б.А. Успенский). Одной из всеобщих предпосылок усиления процессов М. является потребность современного человека в осмыслении и упорядочении (кодификации) многочисленных потоков разнородной информации и восстановлении единства мира перед лицом сложных глобальных процессов с вовлечением громадных масс людей. В ХХ в. М. происходит не на базе коллективно-бессознательных процессов, а на основе индивидуальной духовной деятельности человека, благодаря политике официальных структур в сфере общественной и идеологической жизни, а также в массовой культуре. Поэтому для современной цивилизации и культуры оказалось характерно развитие такого особого типа М. как мифотворчество. Мифотворчество наиболее последовательно проявило себя в общественном сознании и в художественной культуре ХIХ—ХХ вв., когда все более широкое распространение получило использование мифологических образов, сюжетов и мотивов при создании общей картины мира. Одновременно мифотворчество особенно явственно проявило себя в создании самобытных мифоподобных образов и произведений искусства, где сквозь реальное богатство жизни «просвечивают» универсальные темы и проблемы, общечеловеческие чувства, модели взаимоотношений между людьми и духовные ценности, находящиеся под угрозой исчезновения. Через М. искусство пытается преодолеть трудности познания общих начал современной цивилизации. В результате в ХХ в. возросший интерес к исследованию классических и архаических мифов, изучение особенностей мифопоэтического мышления оказались связаны с актуализацией проблем мифотворчества как в познании реального мира, так и в жизни общественного сознания. Однако понимание и оценка процессов М. применительно к современности не являются однозначными. Для культурологии ХХ в. оказалась характерна такая трактовка М., в основе которой — представление о мифе как превратной и иллюзорной, неадекватной реальному богатству и разнообразию действительности форме сознания, навязанной человеку извне государством, господствующей идеологией, современными средствами информации и рекламой. Тем самым утверждается, что М. вновь приобретает всеобщий характер, а мифология, хотя и в трансформированном виде, выходит за пределы религии и художественного творчества в сферы массового общественного сознания и культуры. В этих условиях новые мифы, неомифологические конструкции и образы утверждают некие общие надсословные и наднациональные принципы социальной жизни и поведения, становятся мощным фактором регуляции и стимулирования социальной и личной активности людей по отношению к общепринятым идеалам, ценностям и в сфере потребления. Таким образом, через подобные проявления мифотворчества происходит процесс М. самой реальности, т.к. миф проникает во все сферы жизни: в политику, мораль, эстетику, дипломатию, повседневную и индивидуальную культуру человека и досуг. В результате М. оказывается одним из важнейших проявлений массовой культуры, когда современное общество и современный человек оказались в состоянии потребления новых политических, идеологических, социальных, потребительских мифов как имеющих признаки реальности сведений о реальном мире. М. перестала означать только освоение мира в его исторически значимых общечеловеческих коллизиях, т.к. ее целью все более становится внушение человеку определенных убеждений или побуждений: признать общезначимость и неизменность окружающей его действительности или, в конце концов, купить тот или иной товар. «До М. внешний мир являл собой диалектическую взаимосвязь различных видов человеческой деятельности», а ныне миф «творит мир без противоречий, потому, что в нем нет глубины, и располагает его перед нашим взором во всей его очевидности, безмятежной ясности» «для воспевания вещей, а не для воздействия на них» (Р. Барт). Всеобщий характер М. в современной массовой культуре и массовом сознании приводит к тому, что оно (это сознание) приобретает «цитатный», мозаичный характер, и люди начинают рассматривать свой реальный жизненный опыт и повседневную деятельность в виде продолжения мира популярных литературных текстов, телевизионных передач, газет и рекламы, что превращает их существование в разновидность виртуальной реальности. В целом М. признается одной из главных особенностей культурного сознания современного человека.