МИФОЛОГИЗАЦИЯ

Найдено 1 определение
МИФОЛОГИЗАЦИЯ
понятие, раскрывающее одну из характерных особенностей культурного сознания — сведение многообразия объективного мира, знаний и впечатлений о нем к моделям, структурам, ситуациям или мотивам, имеющим предельно обобщенный смысл, уже закрепленный в социокультурном духовном наследии прошлых эпох и, в частности, в мифе. При помощи этого понятия дается характеристика некоторым специфическим особенностям культурного сознания в разные исторические эпохи. С точки зрения М., миф существует не просто как древнее сказание, но как универсальная нерациональная образно-чувственная или художественная форма воплощения общей картины мира, и «тем самым миф утверждает нерасторжимость единичного и общего, человеческого и мирового», а «происходящее в реальной жизни в освещении мифа оказывается на уровне вечного и универсального» (Е.И. Ротенберг). Таким образом, М. заключается «в выявлении неких неизменных, вечных начал, позитивных или негативных, просвечивающих сквозь поток эмпирического быта и исторических изменений» (Е.М. Мелетинский). Эти начала и смыслы, благодаря их прикрепленности к определенным формам, структурам и ситуациям, приобретают относительную самостоятельность как устойчивые знаково-семантические комплексы, сквозь которые «отфильтровывается» содержание социокультурного опыта отдельного человека или целой исторической эпохи. В этом смысле М. означает введение нового материала реальной действительности в сферу культуры, т.е. освященного традицией и, может быть, мифологизированного круга явлений, форм и образов, которые на уровне мифа воспринимаются людьми как естественные и неоспоримые. Понятие М. чаще всего раскрывается в соотношении с процессами демифологизации, и история развития европейского социокультурного сознания может рассматриваться с точки зрения развития явлений М. и демифологизации. В этом плане переход от античной и средневековой культуры к культуре Нового времени прочно связывается с последовательным освобождением культурного сознания от мифов и мифологии. М. утрачивает свое значение в связи с утверждением самоценности земного существования и признанием приоритета практической человеческой деятельности во всех сферах жизни. Вместе с этим происходит постепенная эмансипация сознания от религиозно-мифологических воззрений и развиваются тенденции индивидуального познания объективного мира. Со временем процессы демифологизации приобретают всеобщий характер: утрачивает свое монопольное влияние религия и неуклонно развивается светская культура, естественнонаучное знание, происходит становление реалистической художественной культуры. В то же время современное понимание проблем М. не ограничивается концепцией демифологизации. В свое время Фр. Ницше (1844—1900) усматривал одну из причин всеобщего кризиса западноевропейской культуры в том, что на пути своего развития она постепенно полностью утратила способность воспринимать жизнь в ее полноте и всеобщности, и поэтому в будущем основой культуры, как в древности, должна вновь стать мифология, т.к. «без мифа всякая культура теряет свой здоровый творческий характер природной силы». В современной науке предлагается «различать спонтанно возникающие мифологические пласты и участки в индивидуальном и общественном сознании от обусловленных теми или иными историческими причинами сознательных попыток имитировать мифогенное сознание» (Ю.М. Лотман, Б.А. Успенский). Одной из всеобщих предпосылок усиления процессов М. является потребность современного человека в осмыслении и упорядочении (кодификации) многочисленных потоков разнородной информации и восстановлении единства мира перед лицом сложных глобальных процессов с вовлечением громадных масс людей. В ХХ в. М. происходит не на базе коллективно-бессознательных процессов, а на основе индивидуальной духовной деятельности человека, благодаря политике официальных структур в сфере общественной и идеологической жизни, а также в массовой культуре. Поэтому для современной цивилизации и культуры оказалось характерно развитие такого особого типа М. как мифотворчество. Мифотворчество наиболее последовательно проявило себя в общественном сознании и в художественной культуре ХIХ—ХХ вв., когда все более широкое распространение получило использование мифологических образов, сюжетов и мотивов при создании общей картины мира. Одновременно мифотворчество особенно явственно проявило себя в создании самобытных мифоподобных образов и произведений искусства, где сквозь реальное богатство жизни «просвечивают» универсальные темы и проблемы, общечеловеческие чувства, модели взаимоотношений между людьми и духовные ценности, находящиеся под угрозой исчезновения. Через М. искусство пытается преодолеть трудности познания общих начал современной цивилизации. В результате в ХХ в. возросший интерес к исследованию классических и архаических мифов, изучение особенностей мифопоэтического мышления оказались связаны с актуализацией проблем мифотворчества как в познании реального мира, так и в жизни общественного сознания. Однако понимание и оценка процессов М. применительно к современности не являются однозначными. Для культурологии ХХ в. оказалась характерна такая трактовка М., в основе которой — представление о мифе как превратной и иллюзорной, неадекватной реальному богатству и разнообразию действительности форме сознания, навязанной человеку извне государством, господствующей идеологией, современными средствами информации и рекламой. Тем самым утверждается, что М. вновь приобретает всеобщий характер, а мифология, хотя и в трансформированном виде, выходит за пределы религии и художественного творчества в сферы массового общественного сознания и культуры. В этих условиях новые мифы, неомифологические конструкции и образы утверждают некие общие надсословные и наднациональные принципы социальной жизни и поведения, становятся мощным фактором регуляции и стимулирования социальной и личной активности людей по отношению к общепринятым идеалам, ценностям и в сфере потребления. Таким образом, через подобные проявления мифотворчества происходит процесс М. самой реальности, т.к. миф проникает во все сферы жизни: в политику, мораль, эстетику, дипломатию, повседневную и индивидуальную культуру человека и досуг. В результате М. оказывается одним из важнейших проявлений массовой культуры, когда современное общество и современный человек оказались в состоянии потребления новых политических, идеологических, социальных, потребительских мифов как имеющих признаки реальности сведений о реальном мире. М. перестала означать только освоение мира в его исторически значимых общечеловеческих коллизиях, т.к. ее целью все более становится внушение человеку определенных убеждений или побуждений: признать общезначимость и неизменность окружающей его действительности или, в конце концов, купить тот или иной товар. «До М. внешний мир являл собой диалектическую взаимосвязь различных видов человеческой деятельности», а ныне миф «творит мир без противоречий, потому, что в нем нет глубины, и располагает его перед нашим взором во всей его очевидности, безмятежной ясности» «для воспевания вещей, а не для воздействия на них» (Р. Барт). Всеобщий характер М. в современной массовой культуре и массовом сознании приводит к тому, что оно (это сознание) приобретает «цитатный», мозаичный характер, и люди начинают рассматривать свой реальный жизненный опыт и повседневную деятельность в виде продолжения мира популярных литературных текстов, телевизионных передач, газет и рекламы, что превращает их существование в разновидность виртуальной реальности. В целом М. признается одной из главных особенностей культурного сознания современного человека.

Источник: Введение в теорию и историю культуры. Словарь.

Найдено научных статей по теме — 8

Читать PDF
0.00 байт

Мифологизация массового сознания к вопросу о философии и методологии исследования проблемы

Васильев Сергей Сергеевич
Рассматриваются философские и методологические аспекты изучения мифологизации массового сознания: природа формирования массового сознания, особенности поведения человека массы, проблемы взаимоотношения индивидуального и группового
Читать PDF
0.00 байт

Десакрализация и мифологизация философского дискурса в социокультурном расколе Реформации

Будянская Л. А.
Читать PDF
0.00 байт

Мифологизация сообщества на пределе потребления

Рогозина Эльвира Расилевна
Рассматриваются вопросы потребительского общества. Анализируются его структуры и мифы. Устанавливается, что сообщество потребителей миф; нет мифологии нет нового сообщества; современное общество потребляет миф о самом себе.
Читать PDF
0.00 байт

Индивидуальное сознание: мифологизация и секуляризация

Интымакова Лариса Григорьевна
В статье анализируются проблемы современного индивидуального сознания и возможности новых подходов к пониманию смысла и целей жизни человека.
Читать PDF
0.00 байт

Диалектика мифологизации и демифологизации социальной реальности в кризисном социуме

Залунин Владимир Иванович
В статье рассматривается сущность мифа и роль мифотворчества в механизме конструирования социальной реальности и историческом развитии общества.
Читать PDF
0.00 байт

Феномен мифологизации событийной истории

Цыганков Александр Сергеевич
Анализируется функциональное значение социокультурного процесса мифологизации событийной истории общественным сознанием.
Читать PDF
0.00 байт

Создание антиутопий как разновидность мифотворчества (на примере мифологизации социализма)

Коломыц Д.М., Коломыц О.Г.
В статье рассматриваются постмодернистская философия как вид мифотворчества. Теоретики российского западничества начиная с конца 80-х годов XX века вышли на создание антиутопии социализма на основании антисоветских мифологем.
Читать PDF
0.00 байт

Концепция мифа А. Ф. Лосева как теоретико-методологическая основа мифологизации в процессе формирова

Метелев А.В.
Рассматривается концепция мифа А. Ф. Лосева. Проводится критический анализ основным положений («тезисов»), которые характеризуют миф и мифологию.