Мифологическое мировоззрение

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Мифологическое мировоззрение
исторически наиболее ранний тип мировоззрения, основанный на наглядно-образных представлениях о мире и человеке, комбинирующий реальное и воображаемое, человеческое и природное, прошедшее и настоящее в ответах на вопросы о первоначалах мира и общества (рода), первогероях и достижениях культуры.

Источник: Философия логика и методология науки Толковый словарь понятий. 2010 г.

Мифологическое мировоззрение
(или мифология) – способ объяснения природной и социальной действительности, господствующий на ранних стадиях общественного развития. Исторически первая форма мировоззрения – миф – начинает формироваться на языческом фундаменте. Миф похож и не похож на языческие представления о мире. Миф – это совокупность чувственно-наглядных представлений. Мир в мифе не анализируется, а переживается. Миф перенял у язычества, и, в свою очередь, передал дальше, как эстафету, другим формам духовно-практического освоения мира – принцип единства мира. Причем, это единство в мифе понималось буквально абсолютно. Мир в мифе представляет собой некую упорядоченную и взаимосвязанную совокупность. В частности мифические боги не просто олицетворяли те или иные явления действительности, они находились друг с другом в сложной системе взаимоотношений. В отношениях между мифическими существами человек мифологической эпохи фиксировал обнаруженные им в опыте причинно-следственные связи. В этих связях еще неотделимы сущность и явление, да и сами эти связи устанавливались по принципу «после этого – значит, вследствие этого». Миф – это не просто преодоление чуждости мира, это попытка проникновения в саму сущность его. Возникновение мифа означает и новый этап в самоопределении человека. Мифологическое мировоззрение – это оценочное восприятие действительности с позиций добра и зла. Данность мира как такового уже не может удовлетворить почувствовавшего свою силу героя мифа. Мир не может быть таким, каков он есть, он должен стать таким, каким он нужен человеку. Таким образом, отношение субъекта к миру оказывается не только познавательным, но и нормативным. Именно мифологическое представление о человеке позднее породило философское: «Человек есть мера всех вещей». В мифологии человек выступает в качестве главного действующего лица. Но и мир в мифе – не просто бесстрастная реальность, незыблемая данность, а активная сила, влияющая на человеческое существование.

Источник: Философия: основные понятия и определения. Учебно-методичесое пособие.



Найдено научных статей по теме — 7

Читать PDF
0.00 байт

Мифологическое мировоззрение и бурятский шаманизм

Ангархаев Доржи Арданович
В статье рассматриваются новые аспекты зарождения и развития шаманистских представлений в связи с фольклорным, эпически-песенным, улигерным народным творчеством.
Читать PDF
0.00 байт

Формирование религиозно-мифологического мировоззрения и мифы о религиозности

Жуков Артем Вадимович
Сделана попытка показать диалектику окружающего человека и человеческое общество религиозно-мифологического пространства как интеллектуального мира, находящегося в постоянном взаимном общении с миром человека
Читать PDF
0.00 байт

Миф в западноевропейской культуре. Основные принципы мифологического мировоззрения

Корнеева Наталья Петровна
В статье рассматривается проблема функционирования мифа в западноевропейской культуре как обоснования традиций.
Читать PDF
0.00 байт

Социальный смысл некоторых элементов архаичного (мифологического) мировоззрения предков осетин

Ф. А. Халимбекова
Читать PDF
0.00 байт

Мифологические представления как основные мировоззренческие константы, определяющие содержание отече

Николаева Е.В.
В статье получают раскрытие мифологические представления, определявшие содержание музыкального образования в период язычества.
Читать PDF
0.00 байт

Особенности мифологического сознания и его роль в шаманском мировоззрении (некоторые аспекты изучени

Нам Елена Вадимовна
Рассматриваются некоторые особенности мифологического сознания как основы для формирования архаического и традиционного мировоззрений. Утверждается, что мифологическое сознание является фундаментом шаманского мировоззрения.
Читать PDF
0.00 байт

Особенности мифологического сознания и его роль в шаманском мировоззрении (некоторые аспекты изучени

Нам Елена Вадимовна
В рамках данной работы рассматриваются некоторые особенности мифологического сознания как необходимой составляющей человеческого сознания вообще и как основы для формирования архаического и традиционного мировоззрений.