Мифологическое мировоззрение
Мифологическое мировоззрение
исторически наиболее ранний тип мировоззрения, основанный на наглядно-образных представлениях о мире и человеке, комбинирующий реальное и воображаемое, человеческое и природное, прошедшее и настоящее в ответах на вопросы о первоначалах мира и общества (рода), первогероях и достижениях культуры.
Источник: Философия логика и методология науки Толковый словарь понятий. 2010 г.
Мифологическое мировоззрение
(или мифология) – способ объяснения природной и социальной действительности, господствующий на ранних стадиях общественного развития. Исторически первая форма мировоззрения – миф – начинает формироваться на языческом фундаменте. Миф похож и не похож на языческие представления о мире. Миф – это совокупность чувственно-наглядных представлений. Мир в мифе не анализируется, а переживается. Миф перенял у язычества, и, в свою очередь, передал дальше, как эстафету, другим формам духовно-практического освоения мира – принцип единства мира. Причем, это единство в мифе понималось буквально абсолютно. Мир в мифе представляет собой некую упорядоченную и взаимосвязанную совокупность. В частности мифические боги не просто олицетворяли те или иные явления действительности, они находились друг с другом в сложной системе взаимоотношений. В отношениях между мифическими существами человек мифологической эпохи фиксировал обнаруженные им в опыте причинно-следственные связи. В этих связях еще неотделимы сущность и явление, да и сами эти связи устанавливались по принципу «после этого – значит, вследствие этого». Миф – это не просто преодоление чуждости мира, это попытка проникновения в саму сущность его. Возникновение мифа означает и новый этап в самоопределении человека. Мифологическое мировоззрение – это оценочное восприятие действительности с позиций добра и зла. Данность мира как такового уже не может удовлетворить почувствовавшего свою силу героя мифа. Мир не может быть таким, каков он есть, он должен стать таким, каким он нужен человеку. Таким образом, отношение субъекта к миру оказывается не только познавательным, но и нормативным. Именно мифологическое представление о человеке позднее породило философское: «Человек есть мера всех вещей». В мифологии человек выступает в качестве главного действующего лица. Но и мир в мифе – не просто бесстрастная реальность, незыблемая данность, а активная сила, влияющая на человеческое существование.
Источник: Философия: основные понятия и определения. Учебно-методичесое пособие.