американский философ и психолог (Хадли, Массачусетс, 1863 —Чикаго, 1931). Профессор в Чикаго (1894), немаловажная фигура в направлении прагматизма, один из пионеров социальной психологии. Его задачей было показать генезис и социальную природу концепции себя (self) и мысли (mind). Его лекции опубликованы после смерти учениками: «Дух, Я и общество» (1934), «Социальная психология» (1964), «Философия поступка» (1972).
МИД Джордж Герберт
Источник: Философский словарь
A. Strauss (ed.). The Social Psychology of G. H. M. Chicago, 1956; W. R. Corti (ed.). The Philosophy of G. H. M., Winterthur 1973; H. Joas. Prakt. Intersubjektivität. Die Entwicklung des Werkes von G. H. M., 1980 (mit Bibl.); H. Joas (Hg.). Das Problem der Intersubjektivität. Neuere Beiträge zum Werk G. H. M. s., 1985; H. Wenzel. G. H. M. zur Einf., 1990.
Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961
Источник: Философский энциклопедический словарь
Социальная концепция М. повлияла на последующее развитие социальной психологии (решение проблем личности, социализации, социального контроля и др.) и легла в основу символич. интеракционизма. Вместе с тем она явно не способна выполнять роль общесоциологич. теории, т. к. отмечена неисторичностью, отсутствием анализа содержат. аспекта социальных взаимодействий, а также игнорированием роли крупномасштабных социальных структур. Ряд исследователей (М. Натансон, П. Мак-Хью) не без оснований сближают представления М. о социальной жизни с идеями феноменологической социологии.
Источник: Советский философский словарь
Основная тематика его работ относится к проблемам социального объяснения природы мышления и "Я" человека ("Разум, самость и общество с точки зрения социального бихевиориста", 1934), к интерпретации в духе прагматизма генезиса научных понятий ("Философия действия", 1938) и к весьма своеобразной ("презентистской") концепции реальности, согласно которой реальность, данная человеку, всегда конституируется и существует только в настоящем времени ("Философия настоящего", 1932). Заметное влияние на взгляды М. оказал дарвинизм, он придерживался установок натурализма. Человек в его концепции представал как организм, функционирующий по естественным законам. М. был также согласен с бихевиоризмом в том, что трактовка отношения между организмом и средой в терминах "стимул - реакция" открывает путь к объективным формам познания. Однако собственную концепцию М. часто называл "социальным бихевиоризмом", поскольку использовал в ней понятие интроспекции (значимость которой отрицалась основателями бихевиоризма) и считал, что понятия стимул и реакция применительно к человеку становятся осмысленными только тогда, когда они рассматриваются как аспекты коммуникативных действий и не изучаются в отрыве от социальных процессов, в контексте которых осуществляются эти действия.
The Philosophy of the Present. Chicago, 1932; Mind, Self and Society from the Standpoint of a Social Behaviorist. Chicago, 1934; The Philosophy of the Act. Chicago, 1938.
Источник: Современная западная философия: словарь
(27 февр. 1863 – 26 апр. 1931) – амер. философ и социолог прагматистского направления. Учился в Гарвардском ун-те и в Германии. С 1894 и до конца жизни – проф. философии Чикагского ун-та. Окружающий мир он трактует как совокупность реакций и форм поведения, как "серию ситуаций", а человеч. поведение – в духе бихевиоризма, как биологич. влечения, реакции. Последние М. рассматривает как исходный элемент общества. Отсюда и все социальные институты – только "способы отражать на социальном экране в увеличенном виде процессы, происходящие в нашей центральной нервной системе" ("Mind, self and society", Chi., 1934, p. 242). Однако "человеческое животное" превращается в индивида под действием социальных отношений. Первоначально это, по М., иррациональный процесс "моделирования" биологич. влечений младенца под давлением межчеловеч. отношений и форм активности, к-рые в виде определ. установок и действий образуют сознание индивида. Далее поведение последнего становится рациональным в том смысле, что в своих действиях он "играет роль", к-рую другие от него ожидают. Вслед за Кули, М. толкует "Я" как "Я – зеркало", т.е. как рефлекс образов поведения др. людей. По "роли", определяемой другими, в к-рую индивид себя "вкладывает", как "актер", обнаруживаются формы поведения и установок, характерные для социальной группы. Поэтому основы социальной эволюции составляют развитие систем символизации и коммуникации. Сознание личности находит полное выражение внутри символич. системы установок социальной группы как целого. Соч.: The philosophy of the present, Chi., 1932; Movements of thought in the nineteenth century, Chi. (Ill.), [1950 ]; The philosophy of the act, Chi. (Ill.), [1950 ]; The social psychology..., ed. by A. Strauss, Chi., 1956 (отрывки из соч. Мида). Лит.: Victoroff D., G. H. Mead; sociologue et philosophe, P., 1953; Natanson M., The social dynamics of G. H. Mead, Wash., [1956 ]. П. Зыков, М. Роговин. Москва.
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.
Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь
В.Л. Абушенко
Источник: Новейший философский словарь
(1901-1978) амер. антрополог, профессор Нью-Йорк., Йельского, Колумбийского ун-тов, видный деятель пацифистского, антирасового, экол. и экуменич. движений. Ученица Боаса и Бенедикт, М. развивала ведущую проблему этой школы — “культура и личность” — по трем направлениям: исследование проблем социализации детей, культурного смысла сексуальных ролей, социального и культурного измерения личности. Центральным для концепции М. является утверждение, что культурный характер есть совокупность закономерностей психич. жизни, обусловленных культурой. Эмпирия, основа этой концепции — двадцатипятилетние полевые исследования М. архаич. культур с применением прожективных тестов, фото- и киноописаний. Исходные мировоззренч. и теор. установки М. включают: а) предельную релятивизацию критериев культурной нормы вплоть до отказа от дихотомии “примитивное — цивилизованное” как европоцентристского предрассудка в духе функциональной школы (Малиновский, Радклифф-Браун); б) неокантианскую гносеологич. модель, рассматривающую науку только как процесс познания разл. истин, в том числе религиозных; в) гуманитарно-христ. экуменизм, оценивающий мистику, атеизм и социальный реформизм как разл. виды религ. энергии; г) филос. семантику А. Лавджоя, согласно к-рой характер обществ. сознания в конкр. культуре определяется набором ключевых для этой культуры понятий и их интерпретаций. По результатам своей первой экспедиции в 1925-26 на о. Тау (Самоа) М. опубликовала материал, ставший научной сенсацией — вывод об отсутствии в архаичной культуре специфич. конфликтов подросткового возраста, из чего следовало, что проблемы молодежи на Западе имеют чисто социальные источники. В 1931-33 на основании сравнит. изучения трех племен Новой Гвинеи М. выдвинула гипотезу о зависимости сексуального поведения от принципов культуры и, следовательно, об относительности норм сексуального поведения, к-рая оказала огромное влияние на идеологию феминизма. В 1936-50 в рамках этнограф. исследований жителей Бали у М. складывается новое отношение к архаич. ритуалам — как к специфич. проявлениям универсального космич. чувства, лежащего в основе всех религий, в том числе и христианства. В это время М. вместе с Р. Бенедикт организует сравнит. исследование типов нац. характеров, направленное на преодоление культурных стереотипов. Занявшись теорией нац. характера, М. сблизилась с представителями неофрейдистской школы “культура и личность”. М. подсказала англ. этнографу Дж. Гореру идею связать особенности рус. нац. характера с принятой в рус. семьях практикой длител. тугого пеленания младенцев, под влиянием к-рого у детей якобы формируется привычка к терпению и послушанию. Хотя М. отрицала прямую причинную связь между способами ухода за ребенком и типом культуры, “пеленочный детерминизм” вошел в историю науки как пример механицизма. В истории культуры М. различает три типа культур: постфигуративные, в к-рых дети учатся у своих предков; конфигуративные, в к-рых и дети, и взрослые учатся у равных, сверстников; префигуративные, в к-рых взрослые учатся также у своих детей. Концепция М. схватывает зависимость межпоколенных отношений от темпов научно-техн. и социальность развития, подчеркивает, что межпоколенная трансмиссия культуры включает в себя не только информ. поток от родителей к детям, но и молодежную интерпретацию совр. ситуации, влияющую на старшее поколение. Значит. обществ. резонанс получила написанная М. совместно с Дж. Болдуином книга о расовых предрассудках и ряд публикаций — исследований об амер. индейцах, разрушающих сложившийся в массовом сознании образ “дикаря”. В 60-х гг. под впечатлением нигилистич. тенденций контркультурного движения молодежи М. отказалась от этич. концепции функционализма, критикуя свои ранние труды за абсолютную релятивизацию понятий добра и зла. Теор. и культурологич. исследования М. кумулируются в утопич. проект создания всемирной “культуры участия”. На первом этапе, по ее мнению, должно быть реализовано семиотич. единство человечества, т.е. созданы универсальная система графов, единый геофизич. календарь и т.п.; на втором — выработан единый язык. Переход к этой “живой утопии” М. мыслит как результат двух “тихих революций”: технологич. модернизации “третьего мира” и “революции метафор” в развитом мире, в ходе к-рой соблазнительный демонизм понятия “ад” вытеснится живым образом “рая”, созданным из архаичных мифов, детских фантазий и плодов творчества экуменич. элиты. Эта революция приведет к созданию новой человеч. генерации, ориентированной на рай. Единицей общежития в новой культуре должен стать “очаг средней величины”, к-рый больше, чем нуклеарная семья, но меньше, чем родовой клан. Духовное существование его должно обеспечиваться сочетанием литургич. соборности и либеральными ценностями индивидуализма. Идеи М. продолжают оказывать серьезное влияние на этногр. и культурологич. исследования, а также на социол. школу символич. интеракционизма, хотя и подвергаются критике за апологетичность в анализе примитивных культур. Соч.: The Changing Culture of an Indian Tribe. N.Y., 1932; Sex and Temperament in Three Primitive Societies. N.Y., 1935; National Character // Anthropology Today. Ed. by A.L. Kroeber. Chi., 1953; Coming of Age in Samoa. N.Y., 1971; Twentieth Century Faith. N.Y., 1972; Культура и мир детства. М., 1988. Лит.: Кон И.С. Маргарет Мид и этнография детства // М. Мид. Культура и мир детства. М., 1988; Gordon J. Margaret Mead: The Complete Bibliography 1925-75; The Hague, 1976; Tuzin D.F., Schwartz T. Margaret Mead in New Guinea: An Appreciation // Oceania. 1980. V. 50, № 4. В.А. Чаликова. Культурология ХХ век. Энциклопедия. М.1996