МИЧУРИН Иван Владимирович

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское]

МИЧУРИН Иван Владимирович
1855-1935) – рус., сов. биолог-
новатор, селекционер. Базируясь на дарвинизме, провел огромную экспериментальную работу по изучению путей управления наследственностью растений и се перестройки в интересах человека. Вывел более 300 новых сортов пло-довоягодных культур. Преобразование М. живой природы противоречило креационизму и встретило враждебное отношение церковников. Достижения М. получили признание и развитие лишь при Сов. власти.

Источник: Атеистический словарь

Мичурин Иван Владимирович
 (1855—1935) — советский биолог, почетный член АН СССР. Особенное развитие деятельность М. получила в годы Советской власти. Опираясь на труды Дарвина и свои многочисленные опыты, М. исследовал основы биологического учения об управлении наследственностью и изменчивостью организмов (генетика). Учение М. исходит из диалектического понимания живой природы, признания единства организма и внешней среды, зависимости зародышевых клеток, всего процесса оплодотворения от условий жизни организмов. М. разработал методы выведения новых форм растений (гибридизация географически отдаленных форм, межвидовая и межродовая гибридизация и др.). С помощью этих методов М. создал более 300 новых сортов плодово-ягодных растений. Теоретические основы мичуринского учения изложены в его работе «Выведение новых культурных сортов плодовых деревьев и кустарников из семян» (1911). М. стремился не только объяснить законы развития организмов, но и выработать учение о путях сознательного изменения их. «Мы не можем ждать милостей от природы, — говорил М., — взять их у нее — наша задача». Идеи М. о направленном изменении наследственной природы организма, о единстве организма и внешней среды и др. легли в основу мичуринского направления в биологии.

Источник: Философский словарь. 1963

МИЧУРИН Иван Владимирович
великий русский биолог-селекционер, положивший начало новому этапу в дарвинизме (см. Мичуринское учение). По окончании четырех классов уездного училища он работал в г. Козлове конторщиком на ж.-д. станции, затем часовщиком. С огромным трудом М. приобрел участок земли и в условиях постоянного безденежья и вражды со стороны чиновников, церковников и казенных «ученых» стал заниматься улучшением плодово-ягодных культур. Принцип всей деятельности М.: «Мы не можем ждать милостей от природы; взять их у нее - наша задача» (Соч. Т. I, с. 605), - находился в коренном противоречии с убеждениями большинства биологов дорев. периода, считавших, что человек «не в состоянии изменить свойств, данных растениям самим творцом» (Э. Регель). Создание новых сортов растений наглядно опровергало библ. легенду о сотворении мира. Не случайно к М. приходили церковники и требовали прекращения им селекц. работы: «Твои скрещивания, - заявляли они, - отрицательно действуют на религ.нравств. помыслы православных... Ты превратил сад божий в дом терпимости» (см. Мичурин И. В. Соч. Т. I, с. 45). После Окт. революции Сов. правительство и лично В. И. Ленин помогли М. решительно расширить масштабы его работы. Практич. достижения М. и его учение превращены сов. людьми в орудие активного преобразования природы. Колоссально возросло и их значение в борьбе с религ. пережитками в сознании людей.

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.

МИЧУРИН Иван Владимирович

(27 окт. 1855 – 7 июня 1935) – биолог и селекционер, основоположник нового направления в биологии (см. Мичуринское учение). Почетный член АН СССР (1935), действит. член ВАСХНИЛ (1935), заслуж. деятель науки и техники (1934). Род. в дер. Долгое Рязанской губ. Учился в гимназии, но из-за недостатка средств был вынужден бросить учебу. С 1889 целиком посвятил себя селекц. работе. За свою жизнь М. вывел более 300 новых сортов высококачеств. плодово-ягодных растений. В ходе их создания М. выработал оригинальные методы селекции и развил мн. положения учения Дарвина об эволюции органич. мира. М. выдвинул девиз: "Мы не можем ждать милостей от природы; взять их у нее – наша задача" (Соч., т. 1, 1948, с. 486). М. изучал философию марксизма-ленинизма, положив ее в основу своей научной деятельности. "Естествознание, – писал он, – по своему существу материалистично, материализм и его корни лежат в природе. Естествознание стихийно влечется к диалектике. Для избежания ошибочного понятия в усвоении необходимо знать единственно правильную философию, – философию диалектического материализма" (там же, с. 623). М. тесно увязывал свою теорию с с.-х. практикой; он сознательно опирался на марксистско-ленинские принципы единства теории и практики. По М., преимущества социалистич. науки состоят в том, что она марксистски обоснованно ставит перед собой задачу "... ввести научную мысль в плановое русло, неразрывно увязать теорию и практику, вынося работу ученых из лабораторий и кабинетов непосредственно на производство... и на твердой незыблемой базе марксистско-ленинской методологии поднять разработку философских проблем по биологии на высшую ступень" (там же, т. II, с. 515). После Октябрьской революции работами М. заинтересовался Ленин, увидев в них дело гос. значения. На базе плодового питомника М. (близ г. Козлова) был создан целый комплекс научно-исследоват., высших и средних уч. заведений по плодоводству. М. был награжден орденом Ленина и орденом Трудового Красного Знамени. Соч.: Соч., т. 1–4, 2 изд., М., 1948; Итоги 60-летних работ, 5 изд., М., 1949; Избр. соч., М., 1955; Принципы и методы работы, М., 1957. Лит.: Яковлев П. Н., И. В. Мичурин, М., 1951; Бахарев А. Н., И. В. М., М., 1955; Лысенко Т. Д., Сто лет со дня рождения И. В. М., "Тр. ин-та генетики АН СССР", 1956, No 23; Столетов В. Н., И. В. Мичурин, в кн.: Люди рус. науки, [кн. 3 ], М., 1963. Г. Платонов. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.