МЕЖУЕВ Вадим Михайлович

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

МЕЖУЕВ Вадим Михайлович
Родился 17 февраля 1933 г. Окончил философский факультет Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова (1956), аспирантуру Института философии АН СССР (1964). С 1957 г. редактор в издательстве МГУ им. М.В. Ломоносова, старший редактор в журнале «Философские науки». С 1962 г. в Институте философии АН СССР, гл. н. с. В 1971 г. защитил кандидатскую диссертацию «Марксистский историзм и проблема культуры». В 1984 г. защитил докторскую диссертацию «Теория культуры в историческом материализме». Сфера научных интересов: культура как философская проблема, философия культуры в истории философии и в составе современного культурологического знания, проблематика духовного производства и науки как явлений культуры, культурные и цивилизационные особенности российской модернизации. Осуществил анализ культуры как философскоисторической категории в ее связи с природными, социальными и личностными основаниями исторического процесса, в соотношении с экономической, политической идеологической сферами общественной жизни. Занимается выявлением смысла и содержания проблемы культуры в социальной философии марксизма, а также предшествующих ей классических философских системах, специфики философского подхода в культуре в отличие от ее специфически-научого изучения в рамках культурологических наук. Культура трактуется как сфера индивидуальной свободы и творческой самореализации личности, как личностный аспект человеческой истории. В социально-философском измерении она охватывает всю сферу общественного производства и воспроизводства человеком себя и своих отношений с другими, его самопроизводства. Исследует категории: «всеобщий труд», «духовное производство», «свободное время». Стремится выявить социальный смысл духовной деятельности, раскрыть основные формы общественного сознания с точки зрения производства людьми своих общественных отношений. Духовное производство, производство сознания, т. е. идей, образов и символов, – особая форма общественного производства, производства общественных отношений, компенсирующая собой в идеальной форме «отчужденность», овеществленность и обезличенность материальных (экономических и политических) отношений людей в обществе. В движении общественного производства особая роль принадлежит науке, научному производству, впервые полагающему «всеобщий труд» (т. е. духовную культуру) в качестве базового условия общественной жизнедеятельности.
Основные публикации Культура и история. М., 1977; Духовное производство; понятие, генезис, структура // Духовное производство. М., 1981; Национальная культура и современ ная цивилизация // Освобождение духа. М., 1991; Философия истории и историческая наука // Вопросы философии. 1994. № 4; Классическая модель культуры: проблема культуры в философии нового времени // Культура: Теория и проблемы. М., 1995; Между прошлым и будущим. М., 1996; Российский путь цивилизационного развития // Постижение времени. М., 1998; О национальной идее // Вопросы философии. 1997. № 12; Как возможна наука о культуре (культурология)? // Постижение культуры. М., 1998; Философия культуры. Эпоха классики. М., 2003; Философия в системе знания о культуре // Эпистемология и философия науки. 2005. № 1; Идея культуры. Очерки по философии культуры. М., 2006; Культурная функция философии // Философские науки. 2008. № 1; Маркс против марксизма. М., 2007; Современное знание о культуре. СПб., 2008; История, цивилизация, культура. Опыт философского истолкования. СПб., 2011.

Источник: Философы современной России. 2015 г.

МЕЖУЕВ Вадим Михайлович
(р. 17.12.1933) — спец. в обл. филос. культуры и соц. филос; д. филос. н., проф. Окончил филос. ф-т МГУ (1956), асп. ИФ АН СССР (1964). С 1957 по 1961 ред. изд-ва МГУ, ст. ред. ж. ФН. С 1962 по наст. вр. работает в ИФ РАН (прежнее название — ИФ АН СССР). Гл. н. с. этого ин-та. Канд. дисс. — «Марксистский историзм и проблема культуры» (1971). Докт. дисс. — «Теория культуры в историческом материализме» (1984). Сфера иссл. интересов М. — культура как филос. проблема, филос. культуры в истории филос. и в составе совр. культурол. знания, проблематика дух. производства и науки как явление культуры, культурные и цивилизац. особенности рос. модернизации. В трудах М. осуществлен анализ культуры как философскоист. категории, в ее связи с природными, соц. и личностными основаниями ист. процесса; в соотношении с экон., полит., идеол. сферами обществ, жизни. Значительная часть работ М. посвящена выявлению смысла и содержания проблемы культуры в соц. филос. марксизма, а также предшествующих ей класс, филос. систем. Свою осн. задачу он видит в уяснении специфики филос. подхода в культуре в отличие от ее специфически-науч. изучения в рамках культурол. наук. Культура трактуется им как сфера индивидуальной свободы и творч. самореализации личности, как личностный аспект человеческой истории. В своем соц.-филос. истолковании она охватывает собой всю сферу обществ, производства и воспроизводства человеком себя и своих отношений с другими, его самопроизводства. Отсюда обращение М. к таким понятиям соц. теории, как «всеобщий труд», «дух. производство», «свободное время» и пр. В работах, посвященных анализу дух. производства, М. стремится выявить соц. смысл дух. деятельности, раскрыть осн. формы обществ, сознания с т. зр. производства людьми своих обществ, отношений. Дух. производство, производство сознания, т. е. идей, образов и символов, — особая форма обществ, производства, производства обществ, отношений, компенсирующая собой в идеальной форме «отчужденность», овеществленность и обезличенность материальных (экон. и полит.) отношений людей в об-ве. В движении обществ, производства особая роль принадлежит науке, науч. производству, впервые полагающему «всеобщий труд» (т. е. дух. культуру) в качестве базового условия обществ, жизнедеятельности. В поел, годы в работах М. большое место занимают вопросы, связанные с судьбой марксизма и социалистической идеи в посткоммунистической России, ролью интеллигенции в демокр. преобразованиях, возможностью существования России как нац. гос-ва, спецификой ее культурной традиции и нац. идеи, перспективой ее цивилизац. развития.
Соч.: Культура и история. М., 1977 (пер. на ряд иностр. яз.); Духовное производство: понятие, генезис, структура // Духовное производство. (Социально-философский аспект проблемы духовной деятельности). М., 1981; Национальная культура и современная цивилизация // Освобождение духа. М., 1991; Философия истории и историческая наука // ВФ. 1994. № 4; Классическая модель культуры: проблема культуры в философии нового времени // Культура: Теория и проблемы. М., 1995; Между прошлым и будущим: Избранная социально-философская публицистика. М., 1996; Российский путь цивилизационного развития // Постижение времени. М., 1998; О национальной идее // ВФ. 1997. № 12; Как возможна наука о культуре (культурология)? // Постижение культуры. М., 1998; Философия в системе знания о культуре // Эпистемология и философия науки. М., 2005. Т. 3. № 1; Идея культуры. Очерки по философии культуры. М., 2006; Культурная функция философии // ФН. 2008. № 1.

Источник: Философы России начала XXI столетия Биографии идеи труды. Энциклопедический словарь 2009