МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОБМЕН ИНФОРМАЦИЕЙ

Найдено 1 определение
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОБМЕН ИНФОРМАЦИЕЙ
важная составная часть современных международных отношений. Большинство стран мира в той или иной степени занимается распространением своей информации, используя в этих целях самые различные каналы— радио, телевидение, кино, рекламу, предназначенные для зарубежного читателя издания и т.д. Особенно важную роль в области М. о. и. (определяемую масштабами деятельности и техническими возможностями систем сбора и распространения информации) играют крупнейшие информационные агентства — Ассошиэйтед Пресс, Юнайтед Пресс Интернэшнл (США), Рейтер (Великобритания), Агентство Франс Пресс (Франция), ТАСС (СССР) (см. Агентства информационные), а также международные телерадиообъединения: Висньюз (423 абонента в 85 странах), Евровидение, Интервидение, Международная организация радиовещания и телевидения (ОИРТ). 86 государств мира ведут радиопередачи, предназначенные для зарубежной аудитории, на иностранных языках. Для координации этой деятельности созданы специальные организации, как правило, тесно связанные с государственными учреждениями, занимающимися внешней политикой. Проблемы распространения информации приобрели интернациональный характер, стали предметом делового обсуждения в межгосударственных отношениях, важной частью политических дискуссий на международных форумах и совещаниях, в т.ч. в Организации Объединенных Наций (ООН) и ЮНЕСКО, при к-рых созданы специальные органы, занимающиеся вопросами информации и коммуникации (см. Информационные службы ООН и ЮНЕСКО).
Дискуссии по этим проблемам проходят остро, поскольку затрагивают глубинные мировоззренческие основы разных социальных систем и проблему существования дисбаланса в обмене и распространении информации. Поток информации из развитых капиталистических стран в развивающиеся примерно в 100 раз превосходит количество информации, идущей в обратном направлении.
Существенный дисбаланс в обмене информацией существует между капиталистическими и социалистическими странами. Поток информации с Востока на Запад (из-за ограничительных мер западных стран) в десятки раз меньше, чем с Запада на Восток (СССР, напр., затрачивает на закупку зарубежной периодики в странах Западной Европы и Северной Америки в 5 раз больше средств, чем эти страны на закупку советских печатных изданий; показ программ Запада на телеэкранах социалистических стран по объему в несколько раз превосходит демонстрацию телематериалов этих стран на Западе, та же картина наблюдается в области книгообмена, проката фильмов и т.д.). По данным Международного союза электросвязи, на долю 20 промышленно развитых стран мира приходится 90 % современных информационных и электронных систем, остальные 10 % находятся в распоряжении 135 государств, в основном на Азиатском, Африканском и Латиноамериканском континентах. Через сферу М. о. и. проходит линия напряженного политического и идеологического противоборства между силами прогресса и реакции, мира и войны, социализма и империализма. Сознавая важность роли средств массовой информации в формировании международного общественного мнения и влияния последнего на международную жизнь, Советский Союз настойчиво и последовательно отстаивает основополагающие принципы М. о. и., закрепленные в таких авторитетных документах, как хельсинкский Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, итоговый документ Мадридской встречи государств—участников СБСЕ, декларации и резолюции ООН и ЮНЕСКО (см. Акты ООН и ЮНЕСКО в области информации). Согласно советской концепции развития М. о. и., он призван служить сближению людей, идеалам мира и взаимопонимания между народами; государства и их средства массовой информации должны быть ответственными за содержание информации, распространяемой с их территории на др. страны; каждое государство обладает суверенными правами в деле распространения зарубежной информации на своей территории и может принимать меры для пресечения доступа информации, имеющей подстрекательский, враждебный и провокационный характер. СССР активно участвует в М.о. и., осуществляемом посредством Телеграфного агентства Советского Союза, Агентства печати Новости, Гостелерадио, по информационным каналам министерств и ведомств. Советский Союз — решительный сторонник необходимости ликвидации дискриминации в обмене информацией, демократизации средств информации, установления нового международного информационного порядка в отношениях между странами.

Источник: Современная идеологическая борьба. Словарь.