МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО
совокупность общепризнанных правовых принципов и норм, регулирующих отношения между государствами, а также между др. участниками (субъектами) международных отношений. М. п. не только регулирует межгосударственные отношения в самых различных сферах человеческой деятельности, фиксирует определенные правила поведения государств на мировой арене, но и является динамичным инструментом преобразования этих отношений, а также консолидации усилий в направлении обеспечения мирного сосуществования государств с различным социальным строем и международной безопасности. Современное М. п.— результат деятельности и сотрудничества государств на международной арене, настойчивой борьбы социалистических и др. миролюбивых стран за утверждение в нем действительно демократических, прогрессивных принципов и норм и устранение всего старого, отжившего, мешающего поступательному движению человечества к миру, прогрессу и подлинной демократии. М. п. является важным инструментом внешней политики СССР, др. социалистических стран, а также развивающихся стран Азии, Африки и Латинской Америки. Осн. источниками современного М. п. являются международные конвенции, как общие, так и специальные, а также общие принципы права, признанные государствами. В качестве вспомогательного средства для определения правовых норм могут служить судебные решения (напр., решения Международного суда ООН), доктрины наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву, а также резолюции, декларации, решения и др. международно-правовые документы международных организаций. Существенный вклад в процесс кодификации и прогрессивного развития М. п. вносит Организация Объединенных Наций (ООН), в Международное право Уставе к-рой закреплены осн. принципы М. п. (см. Пакты ООН по социальным, экономическим и политическим правам, Акты ООН и ЮНЕСКО в области информации). Особенно важное значение для прогрессивного развития М. п. имеют принятые по инициативе СССР и др. социалистических государств международные соглашений, а также декларации Генеральной Ассамблеи и решения Совета Безопасности ООН. Благодаря появлению и развитию многообразных форм сотрудничества государств в разработке норм М. п., а также увеличению числа областей и проблем, к-рые стали предметом международно- правового регулирования, сфера сугубо внутренней юрисдикции государств значительно сузилась. Однако это ни в коей мере не означает отмирания суверенитета государств, к чему, по существу, ведут дело западные страны, пытаясь обосновать свою политику вмешательства. Реальности ядерно-космической эпохи диктуют необходимость разработки М. п., к-рое бы не только регламентировало отношения государств с различным социальным строем в многообразных областях их сотрудничества, но и служило надежной гарантией как создания, так и непосредственного функционирования всеобъемлющей системы международной безопасности — системы всеобщего правопорядка, обеспечивающей примат М. п. в политике. СССР и др. социалистические страны последовательно выступают за строгое и неуклонное соблюдение целей и положений Устава ООН, за добросовестное выполнение обязательств, вытекающих из общепризнанных принципов и норм М. п., из заключенных международных договоров.