Метонимия

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

Метонимия
риторическая фигура или риторический троп (см.), состоящий в том, что содержащее ставится вместо содержимого, действующее вместо действия, например, весь дом, т. е. живущие в нем, праздновал возвращение потерянного сына.

Источник: Философский словарь или краткое объяснение философских и других научных выражений встречающихся в истории философии. 1876

Метонимия
(μετωνυμία) риторическая фигура или риторический троп (см.), состоящий в том, что содержащее ставится вместо содержимого, действующее вместо действия, например, весь дом, т. е. живущие в нем, праздновал возвращение потерянного сына.

Источник: Философский словарь или краткое объяснение философских и других научных выражений. Киев 1876 г.

Метонимия
Стилистическая фигура; употребление одного слова вместо другого, но не в качестве скрытого сравнения, как в случае метафоры, а на основе более или менее обязательного или постоянного отношения соседства или взаимозависимости; например, причины вместо следствия, и наоборот («бледная смерть смешала темные батальоны»); содержащего вместо содержимого («Вокруг меня бурлила шумная улица»); части вместо целого (если соотношение носит чисто количественный характер, во всяком случае, если количественная характеристика преобладает, тогда стилистическую фигуру называют синекдохой; так в «Сиде» говорится о «тридцати парусах», имея в виду тридцать кораблей). Лакан полагает, что в основе метонимии лежит замещение в том виде, в каком оно проявляется в сновидениях и при симптомах некоторых заболеваний: «Замещение (Verschiebung) – это поворот значения, аналогичный тому, какой имеет место в метонимии. У Фрейда он предстает как наиболее удобный способ обойти цензуру» («Структурные компоненты литературы в подсознании»).

Источник: Философский словарь.

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF

Риторическое осмысление сетевого общества: метафора или метонимия?

Егоров А.Е.
Предметом статьи является анализ эволюции философского дискурса от классического, основанного на «принципе тождества», к современному, постклассическому, идеалом которого является «различие».