МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Методы научного познания
разделяются на философские, общенаучные и конкретно-научные. Основным из философских методов является метод диалектики, применимый во всех областях познания и практики. Конкретно-научные методы вырабатываются каждой из частных наук и применимы в сфере конкретного, специального знания (например, методы хроматографии, катализа и др. в химии). Общенаучные методы познания отражают общие закономерности, присущие познавательной деятельности, и применимы во всех науках. Среди общенаучных методов можно выделить три уровня: методы эмпирического исследования, методы теоретического познания и общелогические методы. К методам эмпирического исследования относятся наблюдение, эксперимент, измерение. К методам теоретического познания аксиоматический метод, гипотетико-дедуктивный метод, системный подход и др. К общелогическим методам относятся индукция и дедукция, анализ и синтез, абстрагирование, сравнение, идеализация, аналогия, моделирование и др.

Источник: Философия: словарь основных понятий и тесты по курсу «Философия»

МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
от греч. путь) – это совокупность применяемых в науке средств получения, обоснования и применения научного знания, специфичных для различных типов наук, т.е. это средства, при помощи которых  осуществляется  процесс  познавательной  деятельности, это  совокупность определенных правил, приемов, норм познания и действия, основная функция которого – организация и  регуляция научной деятельности. В современной науке сложилась многоуровневая концепция методологического знания, согласно которой все методы научного познания по степени общности и широте применения  делятся  на  основные группы: 1)  философские методы  (диалектический  и метафизический, а также метафизический, интуитивный, феноменологический и др.) – это система принципов, операций и приемов, носящих всеобщий  универсальный характер при самом высоком абстрагировании, который задают самые общие регулятивы  исследования и их генеральную стратегию; 2) общенаучные методы (системный, структурно-функциональный, синергетический, наблюдение, дедукция и др.) – это промежуточная методологи между философией и фундаментальными теоретико-методологическими положениями специальных наук; 3) частно-научные  методы  (механики,  физики,  химии,  биологии  и  социальногуманитарных наук) – это совокупность способов, принципов познания, исследовательских приемов и процедур, которые применяются в той или иной специальной науке; 4) дисциплинарные методы –  это система приемов, свойственных для той или иной научной дисциплины, входящей в отрасль науки или появившейся на стыке наук.

Источник: Философия науки и техники: словарь

МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
это совокупность основных способов получения нового знания в рамках любой науки, сформулированных на основе знаний о свойствах реальности. Метод включает в себя способы эмпирического и теоретического исследования феноменов объективной и субъективной реальности, систематизацию, корректировку, проверку новых и полученных ранее знаний. Методы науки технологичны, и в различных областях науки они претворяются в многообразие методик научного исследования, которые подчиняются строгим правилам, как внутреннего порядка, так и их связи друг с другом уже в рамках того или иного метода.
Учение о методе начало развиваться в науке и философии Нового времени – с этого времени можно говорить и о появлении методологии науки. Ф . Бэкон видел важнейшую задачу науки в покорении природы и целенаправленном преобразовании культуры на основе результатов познания. Особое внимание Ф. Бэкон уделял экспериментальному исследованию природы, а единственно правильным источником научного знания называл индукцию. Р . Декарт в своем сочинении «Размышления о методе» основную роль в процессе познания, напротив, отводил дедукции. С ее помощью разум может достигнуть во всех областях знания полной достоверности, если только будет руководствоваться истинным методом. Правила рационалистического метода Р. Декарта состоят из четырех требований: 1) допускать в качестве истинных только такие положения, которые представляются ясными и отчетливыми, не могут вызвать никаких сомнений в их истинности; 2) расчленять каждую сложную проблему на составляющие ее частные проблемы или задачи; 3) методически переходить от известного и доказанного к неизвестному и недоказанному; 4) не допускать никаких пропусков в логических звеньях исследования. В современной философии науки существуют различные основания для классификации методов, в совокупности образующих методологию, которая понимается как система принципов и способов организации и ведения теоретической и практической деятельности и как учение об этой системе.
В методологии науки выделяют различные основания и соответственно этому дают классификации методов научного познания. По роли и месту в структуре научного познания различают методы формальные и содержательные, эмпирические и теоретические, фундаментальные и прикладные, а также методы исследования и изложения. В зависимости от природы объекта научного исследования разделяют естественно-научные и социально-гуманитарные методы; в свою очередь методы естественных наук могут быть подразделены на методы исследования живой и неживой природы. По степени общности и широте применения различают философские, общенаучные и частно-научные методы; к последним относится совокупность способов познания, исследовательских приемов и процедур, применяемых в той или иной области научного знания, например, в математике, химии, физике и др. В методологии науки рассматриваются и т. н. дисциплинарные методы – система приемов, применяемых в той или иной научной дисциплине, входящей в ту или иную отрасль науки, или возникшей на стыках наук; методы междисциплинарного исследования представляют собой совокупность синтетических, интегративных способов, работающих на стыке различных дисциплин, как то: методы теории систем, кибернетики, синергетики и др. Общенаучные методы исследования подразделяют на эмпирические и теоретические. К эмпирическим методам исследования относят наблюдение, эксперимент, измерение и сравнение.
Наблюдение есть целенаправленное, чувственное (преимущественно визуальное) отражение предметов и явлений внешнего мира. Научные наблюдения сопровождаются описанием объекта: это фиксация средствами естественного или искусственного языка сведений об объектах, полученных в наблюдении. С помощью описания чувственная информация переводится на язык понятий, знаков, схем, рисунков, графиков и цифр, принимая тем самым форму, удобную для дальнейшей рациональной обработки. При наблюдении отсутствует деятельность, направленная на преобразование, изменение объектов познания. Это может быть обусловлено рядом обстоятельств: недоступностью этих объектов для практического воздействия (например, удаленные космические объекты), нежелательностью, исходя из целей исследования, вмешательства в наблюдаемый процесс (фенологические, психологические, социальные и др.), отсутствием технических, энергетических, финансовых и иных возможностей постановки экспериментальных исследований объектов познания. По способу проведения наблюдения могут быть непосредственными и опосредованными. Эксперимент предполагает активное, целенаправленное и строго контролируемое воздействие исследователя на изучаемый объект для выявления и изучения свойств и отношений. При этом экспериментатор может преобразовывать исследуемый объект, создавать искусственные условия в целях его изучения, вмешиваться в естественное течение процессов. Отличительной чертой научных наблюдений и экспериментов является их воспроизводимость. Это означает, что при создании соответствующих условий эксперимент или наблюдение могут воспроизведены любым исследователем, владеющим технологией проведения эксперимента или наблюдения. Большинство научных экспериментов и наблюдений включает в себя проведение разнообразных измерений. Измерение – это процесс, заключающийся в определении количественных значений тех или иных параметров изучаемых объектов, явлений с помощью специальных технических устройств или процедур. Измерение включает в себя процедуру сравнения исследуемых объектов по самым разным параметрам.
Для проведения сравнения необходимо иметь определенные единицы измерения, наличие которых дает возможность выразить изучаемые свойства со стороны их количественных характеристик. Это позволяет широко использовать в науке математические средства и создает предпосылки для математического выражения эмпирических зависимостей. К общенаучным методам теоретического исследования относятся абстрагирование, идеализация и мысленный эксперимент, а также формализация, аксиоматический метод и метод гипотезы. В процессе абстрагирования происходит переход от чувственно воспринимаемых конкретных объектов к воспроизводимым в мышлении абстрактным представлениям о них. Абстрагирование заключается в мысленном отвлечении от каких-либо несущественных свойств, сторон и признаков изучаемого объекта и одновременном выявлении одной или нескольких значимых сторон, свойств и признаков наблюдаемого объекта. Переход от чувственно-конкретного к абстрактному всегда связан с упрощением и схематизацией исследуемого объекта. Вместе с тем абстрагирование предполагает возвращение к конкретному для экспериментального подтверждения полученных данных. Идеализация представляет собой мысленное внесение определенных изменений в изучаемый объект в соответствии с целями исследования. Изменения объекта, достигаемые в процессе идеализации, могут производиться также при помощи наделения его какими-то особыми свойствами, в реальной действительности неосуществимыми. Будучи разновидностью абстрагирования, идеализация включает в себя элемент чувственной наглядности (обычный процесс абстрагирования ведет к образованию мысленных абстракций, зачастую не обладающих никакой наглядностью). Эта особенность идеализации очень важна для реализации такого специфического метода теоретического познания, каковым является мысленный эксперимент. Мысленный эксперимент представляет собой оперирование абстракциями и идеальными объектами, что позволяет обнаружить закономерности строения, функционирования и развития исследуемых объектов.
Под формализацией понимается особый подход в научном познании, который заключается в построении абстрактно-математических моделей, раскрывающих сущность изучаемых процессов действительности. При формализации содержательные рассуждения об объектах переносятся в плоскость исследования формы, в системе научного знания именно математика и логика изучают закономерности формы. Формализация, как правило, дополняется интерпретацией, когда результаты функционирования логико-математической модели переносятся на содержательную теорию, позволяя получить новое знание. При аксиоматическом построении теоретического знания сначала задается набор исходных положений, аксиом, не требующих доказательства (по крайней мере, в рамках данной системы).
Затем из них по определенным правилам строится система выводных предложений. Совокупность исходных аксиом и выведенных на их основе предложений образует аксиоматически построенную теорию. Аксиоматизация предстает не только как способ построения теории, но одновременно и как метод получения нового знания. В методологии термин «гипотеза» используется в двух смыслах: как форма существования знания, которая нуждается в доказательстве, и как метод формирования и обоснования предположений о закономерностях и фактах, присущих исследуемым объектам. Гипотетико-дедуктивный метод заключается в построении (дедуктивном развертывании) и последующей проверке гипотезы в отношении таких явлений, которые не имеют объяснений в рамках существующей теории.
К общенаучным методам, применяемым на эмпирическом и теоретическом уровнях познания, относят: анализ и синтез, дедукцию и индукцию, аналогию и моделирование. Анализ предполагает разделение целого на части, тогда как синтез есть воссоздание целого из частей. На основе анализа и синтеза выстраиваются системно-структурный и функциональный методы исследования. Системно-структурный метод позволяет через раскрытие элементов системы и ее структуры (закономерности в связях элементов) исследовать особенности функционирования системы; а через познание особенностей функционирования системы можно обнаружить ее строение (элементы и структуру как способ их взаимосвязи). Индукция широко применяется в научном познании, позволяя переходить от знания о частном и единичном к знанию общего и закономерного. Метод индукции служит главным образом для нахождения эмпирических зависимостей между экспериментально наблюдаемыми свойствами объектов и явлений. Дедукция есть способ получение знаний о частном и единичном на основе знаний об общем. Получение новых знаний посредством дедукции существует во всех науках, но преобладает дедуктивный метод в математике, которая рассматривается как единственная собственно дедуктивная наука. Метод аналогии подразумевает установление сходства (или различия) между объектами и осуществляется в результате их сравнения. Вывод по аналогии в самом общем смысле можно определить как перенос информации с одного объекта на другой, при этом первый объект, который собственно и подвергается исследованию, называется моделью, а другой объект, на который переносится информация, полученная в результате исследования первого объекта (модели), называется оригиналом (иногда – прототипом, образцом и т. д .) . Использование моделирования диктуется необходимостью раскрыть такие стороны объектов, которые либо невозможно постигнуть путем непосредственного изучения, либо невыгодно изучать их таким образом из экономических соображений. Моделирование бывает: мысленное (идеальное) физическое или численное моделирование на компьютере и символическое (знаковое) моделирование. Е. И. Гришаева

Источник: История философии науки и техники.