Методы научного исследования подразделяются на эмпирические (эмпирический – дословно – воспринимаемый посредством органов чувств) и теоретические.
Научное исследование – это цикл научной деятельности, его структурными единицами выступают направленные действия. Как известно, действие – единица деятельности, отличительной особенностью которой является наличие конкретной цели. Структурными же единицами действия являются операции, соотнесенные с объективно-предметными условиями достижения цели. Одна и та же цель, соотносимая с действием, может быть достигнута в разных условиях; то или иное действие может быть реализовано разными операциями. Исходя из этого, выделяются (см. Табл. 1):
– методы-операции;
– методы-действия.
Таким образом, методы исследования рассматриваются в следующей группировке:
Теоретические методы:
– методы – познавательные действия: выявление и разрешение противоречий, постановка проблемы, построение гипотезы и т.д. (Табл. 1);
– методы-операции: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, конкретизация и т.д. (Табл. 1).
Эмпирические методы:
– методы – познавательные действия: обследование, мониторинг, эксперимент и т.д. (Табл. 1);
– методы-операции: наблюдение, измерение, опрос, тестирование и т.д. (Табл. 1).
Теоретические методы (методы-операции) выделяются по основным мыслительным операциям, каковыми являются: анализ и синтез, сравнение, абстрагирование и конкретизация, обобщение, формализация, индукция и дедукция, идеализация, аналогия, моделирование, мысленный эксперимент.
Наряду с операциями логического мышления к теоретическим методам-операциям можно отнести также (возможно условно) воображение как мыслительный процесс по созданию новых представлений и образов с его специфическими формами фантазии (создание неправдоподобных, парадоксальных образов и понятий) и мечты (как создание образов желанного).
Теоретические методы (методы – познавательные действия). Общефилософским, общенаучным методом познания является диалектика – реальная логика содержательного творческого мышления, отражающая объективную диалектику самой действительности. Далее следуют научные теории, проверенные практикой: любая такая теория, по существу, выступает в функции метода при построении новых теорий в данной или даже в других областях научного знания, а также в функции метода, определяющего содержание и последовательность экспериментальной деятельности исследователя. Сюда же относятся доказательство и метод анализа систем знаний.
Далее, к теоретическим методам-действиям относятся два метода построения научных теорий: дедуктивный метод (синоним – аксиоматический метод) и индуктивно-дедуктивный метод.
Эмпирические методы (методы-операции): метод изучения литературы, документов и результатов деятельности, наблюдение, измерение, опрос, метод экспертных оценок, тестирование.
Эмпирические методы (методы-действия) . Эмпирические методы-действия подразделяются на три класса. Первые два класса можно отнести к изучению текущего состояния объекта.
Первый класс – это методы изучения объекта без его преобразования, когда исследователь не вносит каких-либо изменений, преобразований в объект исследования. Точнее говоря, не вносит существенных изменений в объект – ведь, согласно принципу дополнительности (см. принципы научного исследования) исследователь (наблюдатель) своим вмешательством не может не менять объект. Назовем их методами отслеживания объекта. К ним относятся: собственно метод отслеживания и его частные проявления – обследование, мониторинг, изучение и обобщение опыта.
Другой класс методов связан с активным преобразованием исследователем изучаемого объекта – назовем эти методы преобразующими методами – в этот класс войдут такие методы, как опытная работа и эксперимент. Различие между ними заключаются в степени произвольности действий исследователя. Если опытная работа – нестрогая исследовательская процедура, в которой исследователь вносит изменения в объект по своему усмотрению, исходя из своих собственных соображений целесообразности, то эксперимент – это совершенно строгая процедура, где исследователь должен строго следовать требованиям эксперимента.
Третий класс методов относится к изучению состояния объекта во времени: в прошлом – ретроспекция и в будущем – прогнозирование.
Литература: [70].