(«The Methods of Ethics») - произведение Г.Сиджвика, опубликованное в 1874; с авторскими изменениями переиздавалось пять раз; последнее, седьмое издание - с незначительными редакторскими изменениями (1907).
В «М.э.» Сиджвик предлагает свою концепцию этики и этической методологии, рассматривает проблемы обоснования морали, моральной эпистемологии и психологии.
В своих рассуждениях Сиджвик стремился представить мораль как осознанную внутреннюю потребность человека, к-рый должен понимать, почему и какие именно моральные требования ему следует выполнять. Поэтому главное назначение морального философа состоит не в призывах обывателя к моральному поведению, а лишь в прояснении морального сознания.
В качестве своих главных теоретических источников Сиджвик называл Аристотеля, Дж.Батлера, И.Канта, Дж.С.Милля. Взгляды Сиджвика принято относить к утилитаризму,, однако в действительности он был одним из самых серьезных критиков утилитаризма и, даже разделяя отдельные нормативные требования утилитаризма, указывал на противоречия, связанные с их принятием. Особенность «М.э.» состоит в том, что автор больше внимания уделяет не решению проблем, а их всестороннему анализу и уточнению, он ставит больше вопросов, нежели дает ответов. Этика, по Сиджвику, представляет собой исследование того, что человек должен (ought), или что для него является правильным (right), совершать в той мере, в какой это зависит от его произволения. Основным объектом этического исследования является мораль здравого смысла, поскольку даже стоящие на противоположных теоретических позициях моральные философы часто прибегают к ней для подтверждения своих выводов. Важное методологическое требование Сиджвика состоит в недопустимости определения правильного поведения посредством фактуальных суждений. Следуя этому требованию, Сиджвик считал необходимым, исключив из этического исследования неэтические положения, стремиться к построению этики на ее собственной основе. Исключение неэтических положений способствовало бы уменьшению поводов для разногласий между моральными философами. Согласие же широкого круга профессионалов по ключевым теоретическим положениям служило для Сиджвика подтверждением их достоверности. Решение главного этического вопроса, по Сиджвику, требует выявления рациональных процедур определения правильного поведения (в этом и состоят методы этики),а также логически с ними связанных конечных оснований действий (ключевых практических принципов). Этот вопрос этика решает, с одной стороны, проясняя с нейтральной позиции знание о правильности поведения; а с другой, предполагая построение строгой рациональной системы фундаментальных принципов морали, благодаря к-рой люди смогут отдавать себе отчет в необходимости совершения нравственных поступков и не будут воспринимать нравственные требования как навязанные извне. Значение «М.э.» автор видел в том, что они должны стать пролегоменами к построению такой системы. Сиджвик выделяет три вида конечных оснований действий: счастье, превосходство и совершенство (Excellence or Perfection), а также долг. Этим основаниям соответствуют три основных метода этики: эгоистический гедонизм, универсальный гедонизм (утилитаризм) и интуитивизм.
В эгоистическом гедонизме понятия правильного и должного определяются как средства достижения наибольшего личного счастья; в утилитаризме — как средство достижения универсального счастья; в интуитивизме — как безусловно предписываемые правила. Выбор именно этих этических методов Сиджвик объяснял тем, что выдвинутые в них конечные основания действий принимаются обыденным моральным сознанием, не являются эмпирическими фактами, не сводимы друг к другу, соответствуют основным дистинкциям человеческого существования (между сознательным существом как неизменной сущностью и потоком осознанного опыта, а в рамках последнего — между действием и чувством, или долгом и счастьем). Анализируя методы этики с т.з. их рациональности, Сиджвик предлагает следующие критерии рациональности: а) термины, в к-рых формулируются практические принципы, должны быть ясными и точными; б) должны быть подлинно самоочевидными (содержательно определенными, не тавтологичными); в) должны быть взаимно совместимыми и универсальными.
С т.з. предлагаемых критериев более правдоподобными и практически значимыми, по Сиджвику, являются ключевые принципы гедонизма и утилитаризма, но их эмпирическое обоснование в рамках данных методов Сиджвик считал несостоятельным. Ключевые моральные принципы по своей природе интуитивны. Сиджвик выделил три разновидности интуитивистского метода: перцептивную, или ультраинтуитивистскую (в к-рой фактически отрицалась значимость системы общих принципов для определения правильности поведения, всякая единичная интуиция признавалась правомерной); догматическую (в к-рой в качестве высших принципов рассматривались максимы здравого смысла, претензия к-рых на самоочевидность оправдана лишь при условии тавтологичности, а значит — практической бесполезности); философскую.
В философском интуитивизме Сиджвик обнаружил подлинно самоочевидные принципы, к-рые все же посчитал нужным сделать более точными: принцип равенства, или справедливости; благоразумия (Prudence) и рациональной благожелательности (Rational Benevolence). Последние два регламентировали отношение человека к личному и универсальному благу. Смысл принципа благоразумия, по Сиджвику, состоял в том, что человек не должен без особого основания предпочитать осуществление личного блага в настоящем осуществлению большего личного блага в будущем, а принципа благожелательности — в том, что человек не должен без особого основания предпочитать осуществление личного блага осуществлению большего блага другого человека. Высшее благо (Ultimate Good) Сиджвик отождествлял с счастьем, или удовольствием, к-рые трактовал как желаемую осознанную жизнь, включающую единство чувств, знаний и волений. Сиджвик полагал, что обнаруженные подлинно самоочевидные принципы поведения свидетельствуют об ошибочности представления о несовместимости интуитивистского и утилитаристского методов. Более того, интуитивизм необходим для рационального обоснования утилитаризма.
В отношении же возможности синтеза гедонизма и утилитаризма на сугубо этических основаниях Сиджвик был скептиком; противоречие между принципами наибольшего личного счастья и универсального счастья он считал фундаментальным для этики. Наличие этого противоречия, по его мнению, свидетельствует о разумности отказа от идеи полной рационализации морали.
В моральной эпистемологии Сиджвик разделял ключевые положения интеллектуализма этического. «М.э.» стали предметом оживленной дискуссии современников автора (среди них наиболее известные — Т.Грин, Дж.Э.Мур, Ф.Г.Брэдли). Лит.: Мур Дж.Э. Принципы этики. М.: Прогресс, 1984; Bradley F.H. Mr. Sidgwick's Hedonism // Bradley F.H. Collected Essays. Vol. II. Oxford: Clarendon Press, 1935; Schneewind J.B. Sidgwick's Ethics and Victorian Moral Philosophy. Oxford: Clarendon Press, 1977; Sidgwick H. The Methods of Ethics. 7th ed. Indianapolis; Cambridge: Hacket Publishing Company, 1981. О.В.Артемьева