Метод (познания)

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Метод (познания)
(от греч. methodos – путь исследования, теория) – 1) искусственная, не существующая в природе рациональная система правил и операций познавательной деятельности, которые обусловлены свойствами системы “субъект – объект познания”; 2) в общем смысле – рациональный способ достижения цели с помощью соответствующей упорядоченной деятельности.

Источник: Философия логика и методология науки Толковый словарь понятий. 2010 г.

МЕТОД ПОЗНАНИЯ
система принципов, приемов, правил, требований, которыми необходимо руководствоваться в процессе познания. Мыслители прошлого высоко оценивали значение методов научного познания. Философ нового времени Ф. Бэкон сравнивал метод со светильником, освещающим путнику дорогу в темноте. Он отмечал: даже хромой, идущий по дороге, опережает того, кто бежит без дороги. Несмотря на то, что большинство ученых на своем опыте убеждались в большой конструктивной роли метода, разработка методов познания вплоть до нашего времени отставала от развития самого содержания науки. Известный ученый двадцатого столетия Дж. Бернал писал в середине XX века, что до сих пор изучение научного метода идет гораздо медленнее, чем развитие самой науки: ученые скачала находят что-то, а затем уже, как правило, безрезультатно размышляют о способах, которыми это было открыто. Ныне все большее число будущих специалистов начинают осознавать, что в условиях информационного взрыва, который переживает наша цивилизация, значительное внимание следует уделять методам ориентации в фактическом материале науки, методам его применения. Все более актуальным становится создание справочников, заключающих в себе фактологию, передача части информации для ее переработки «машинному интеллекту)»и обучение специалистов методам решения творческих задач. Каждый метод имеет несколько аспектов: 1) объективно-содержательный; 2) операциональный; 3) праксеологический. В первом аспекте метод оказывается обусловленным предметом познания через теорию; можно даже полагать, что метод есть та же теория, только повернутая своим острием на практику дальнейшего познания объектов. Системный метод (или системный подход) имеет своим основанием системную теорию, или общую теорию систем. Операциональный аспект, а он выражен в приведенном определении понятия метода, зависит уже не столько от объекта исследования, сколько от субъекта, от его компетентности и способности перевести соответствующую теорию в систему правил, принципов, приемов, составляющих эту сторону метода. Праксеологический аспект метода составляют такие его свойства, как его эффективность, ясность и общепонятность, надежность и т. п. На этой основе возможен выбор из группы однопорядковых методов наиболее эффективного для того или иного субъекта, проводящего исследования. Существует множество разных методе», классифицируемых по разным основаниям: методы качественные и количественные, содержательные и формальные, исторические и логические, ц т. п. Широко распространено деление методов по широк охвата действительности. Итогом этого деления являются методы: 1) всеобщие, универсальные (сюда относятся философские методы и формально-логические); 2) общенаучные (системный метод, метод моделирования и др.) и специальные (метод газожидкостной хроматографии, энцефалография как метод исследования головного мозга и многие другие).

Источник: Краткий философский словарь 2004

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
193.88 кб

О методологии познания

Понукалин А. А.
Высказывается предположение о существовании в природе множества законов сохранения, образующих иерархию.
Читать PDF
188.77 кб

Диалог как метод познания

Белоусова Т. В.
Статья поднимает проблему диалога как метода познания, в ее основе анализ работ М. Бубера, В. Библера, М. Бахтина, И. Лакатоса и др.
Читать PDF
483.20 кб

Изучение методов познания бытия

Трынкин Вадим Владимирович
Любое серьёзное исследование естественнонаучное, гуманитарное, философское всегда стремится глубже проникнуть в тайны Бытия. Сами сущности мира могут быть материальными или духовными.
Читать PDF
420.17 кб

Методология исторического познания

Пустовалова Олеся Викторовна
Вопросы методологии являются одними из первостепенных в науке, исключением не являются и историческая наука.
Читать PDF
434.84 кб

Методология исторического познания

Кимелев Юрий Анатольевич
Читать PDF
558.28 кб

К вопросу о методе познания истории

Тынянова Ольга Николаевна
Представлен авторский взгляд на возможность применения синергетики к изучению исторических процессов и в преподавании истории.
Читать PDF
611.77 кб

Методология биологического познания

Кочергин Алексей Альбертович
Настоящая статья посвящена методологии биологического познания, этапам ее развития и ее связи с проблемой концептуализации понятия «наследственность».
Читать PDF
667.59 кб

К методологии исторического познания

Ковальчук М. А.
Автор провел обзор имеющихся методологических подходов к изучению отечественной и мировой истории. Выдвинута гипотеза о дальневосточной субцивилизации как составной части российской цивилизации (историческом регионе).
Читать PDF
115.76 кб

Нарративный метод научного познания.

Яковлев Виталий Юрьевич
В статье анализируется значение и роль нарратива в организации и презентации научного познания, характеристике коммуникации в познавательном процессе.
Читать PDF
2.23 мб

Кинематограф – методология – познание

Штейн С. Ю.
В статье поднимается проблема необходимости формирования парадигмального знания в отношении кинематографа и культуры в целом.
Читать PDF
7.45 мб

Психосемантика цвета как метод познания

М.А.Борисова, Н.Н.Карловская
Читать PDF
130.40 кб

К методологии психологического познания

Шилков Юрий Михайлович
Предпринята попытка уточнения некоторых особенностей психологического познания с точки зрения современной методологии науки. Прежде всего, оговаривается различие между методологией познания в классической и современной науке.
Читать PDF
63.69 кб

О научном методе в философском познании

Краевский В.
Читать PDF
504.21 кб

Построение методологии научного познания

Креймер Михаил Абрамович
Количество информации не переходит в новое качество знания, так как ограничено четырьмя аналитическими измерениями. Совершенствоваться могут алгоритмы синтетических моделей по построению заключений.
Читать PDF
150.57 кб

Моделирование как метод научного познания

Синявская Елена Валентиновна
В статье сделана попытка с различных позиций раскрыть суть и особенности метода моделирования в научном познании универсального мира.