способ познания объективной действительности. Способ представляет собой определенную последовательность действий, приемов, операций.
В зависимости от содержания изучаемых объектов различают методы естествознания и методы социально-гуманитарного исследования.
Методы исследования классифицируют по отраслям науки: математические, биологические, медицинские, социально-экономические, правовые и т.д.
В зависимости от уровня познания выделяют методы эмпирического, теоретического и метатеоретического уровней. К методам эмпирического уровня относят наблюдение, описание, сравнение, счет, измерение, анкетный опрос, собеседование, тестирование, эксперимент, моделирование и т.д.
К методам теоретического уровня причисляют аксиоматический, гипотетический (гипотетикодедуктивный), формализацию, абстрагирование, общелогические методы (анализ, синтез, индукцию, дедукцию, аналогию) и др.
Методами метатеоретического уровня являются диалектический, метафизический, герменевтический и др. Некоторые ученые к этому уровню относят метод системного анализа, а др. его включают в число общелогических методов.
В зависимости от сферы применения и степени общности различают методы: 1) всеобщие (философские), действующие во всех науках и на всех этапах познания; 2) общенаучные, которые могут применяться в гуманитарных, естественных и технических науках; 3) частные – для родственных наук; 4) специальные – для конкретной науки, области научного познания.
От рассматриваемого понятия метода следует отграничивать понятия техники, процедуры и методики научного исследования.
Из истории научных открытий известно, что тот или иной научный метод, избранный исследователем в качестве определяющего, является надежным гарантом успеха. «При хорошем методе и не очень талантливый человек может сделать много, — писал И.П.Павлов. — А при плохом методе и гениальный человек будет работать впустую и не получит таких данных» [Павлов И.П. Лекции по физиологии нервной деятельности. М., 1952. С. 16].
Важно уяснить, что методы, подходящие для одной области научных исследований, окажутся не всегда эффективными для достижения целей в др. областях. Методы, пригодные на раннем этапе исследования, должны на последующей его ступени уступать место более сложным и совершенным. Так, напр., системный метод не может заменить анализ и синтез, но он является необходимым при изучении сложноорганизованных объектов. Отсюда можно сделать следующий вывод: выбор того или иного научного метода в процессе работы не менее важен, чем выбор самой темы, которая должна быть органически связанна с крупными программами научных исследований.
Обращаясь к изначальной необходимости обоснованного выбора научного метода в его объективном значении, исключая произвольность или субъективизм, следует иметь в виду правила, которым принадлежит центральное место. Они представляют собой предписания, предусматривающие порядок действий на пути к достижению цели исследования.