(р. 8.11.1936) — спец. в обл. теории диалектики, методол. науки, истории филос; д. филос. н., проф. Р. в Туле. Окончил филос. ф-т МГУ (1963). В 1972/73 учебном году стажировался во Франции (Парижский ун-т, Коллеж де Франс, Высшая Нормальная Школа); в 1988 в течение двух месяцев — стажер-исследователь в ун-тах Кембриджа, Оксфорда, Эдинбурга, в Лондонской школе экономики и политики (Великобритания). В 1963-77 работал в Горьковском политехническом ин-те, с 1977 — зав. кафедрой филос. Моск. (Рос.) химико-технологического ин-та (ун-та) им. Д. И. Менделеева. С 2003 по наст. вр. — проф. кафедры онтологии и теории познания филос. ф-та МГУ. В 1991 в течение триместра работал в качестве приглашенного проф. филос. ф-та ун-та г. Ницца во Франции, в осенний семестр 1994/95 — приглашенный проф. на кафедре филос. НьюЙоркского гос. ун-та (колледж в Кортланде). Канд. дисс. — «Теория эмпирического познания Джона Венна» (1967). Докт. дисс. — «Основания научного знания как проблема философии и методологии науки» (1984). В работах М. исследуются проблемы диалектики и ее истории, включая проблемы материалистической диалектики Маркса; проблемы онтологии, взаимоотношения филос. и специально-научного знания, методологии науки (прежде всего, проблема «Кант и методология современного научного познания»); нем. романтизм и филос. Ф. Ницше; проблемы оснований и развития науч. познания. М. выдвигает и обосновывает идеи о том, что антиномии совр. науч. познания имеют своей основой определ. типа отношение субъекта и объекта в процессе познания и что эволюция этого отношения определяет трансформацию антиномий и саму возможность их разрешения; о. том, что рассмотренная в своем развитии наука повторяет «концепт, демарши», известные из истории филос, и филос оказывается способной играть роль метода в силу того, что первой проходит тот путь, к-рым следуют частные науки; о том, что основания науч. знания представляют собой наиболее существенный момент развития этого знания, характеризующийся определ. типа противоречивостью в смысле Гегеля—Маркса; о том, что развитие совр. науч. познания и форм его теор. осмысления в методол. науки проходит в наст. вр. ньютоновско-кантовский этап, переходя к эволюционного типа моделям, в первую очередь, к той, к-рая представлена «Капиталом» Маркса, и что становление нового типа научности связано с преодолением внеш. по отношению к предмету познания характера методол. науки.
Соч.: О понятии «философские проблемы науки» // Философия. Методология. Наука. М., 1972; Диалектика оснований и развития научного знания // ВФ. 1976. № 1; Критический анализ эволюционного подхода к теории познания К. Поппера // Там же. 1979. № 7; Практическая опосредованность предмета познания и его отражение // Диалектика и практика. Вопросы теории социального отражения. М., 1984; Основания научного знания как проблема философии и методологии науки. М., 1987; И. Г. Фихте и наше время // Фихте и конец XX века. Уфа, 1992; Русская идея // Вестник МГУ. Сер. 7. «Философия». 1994. № 1; Лосев как диалектик // Материалы Междуна родной конференции. Уфа, 1994; Диалектика в современном мире // ФО. 1997. № 3; Декарт, Кант, Гуссерль // Декарт накануне XXI столетия. М., 1998; Постмодернизм перед судом философии // ФО. 1998. № 2; Присутствие Канта в современной философии // ФО. 2003. № 4; Маркс и образ современной науки // Новые идеи в философии. Вып. 14. Т. 1. Пермь, 2005; Глобализм, антиглобализм и средства массовой информации // Роль информации в формировании и развитии социума в историческом прошлом. М., 2004; Диалектика и современное научное познание // ФО. 2005. № 4; Комплексный подход к проблеме сознания // Философия сознания: Классика и современность. М., 2007; Кураев В. И. // Русская философия: Энциклопедия. М., 2007.
МЕТЛОВ Владимир Иванович
МЕТЛОВ Владимир Иванович
Источник: Философы России начала XXI столетия Биографии идеи труды. Энциклопедический словарь 2009