(metarealism). Художественно-интеллектуальное течение 1970–1990-х годов в России, представленное поэзией и эссеистикой Виктора Кривулина, Елены Шварц, Ольги Седаковой, Алексея Парщикова, Ивана Жданова, Ильи Кутика, Владимира Аристова и др., а также изобразительным искусством Евгения Дыбского, Игоря Ганиковского и др. В философском плане метареализм – это мета-физический реализм, то есть реализм, выходящий за пределы физической реальности. В стилевом плане – это мета-форический реализм, переходящий от условного подобия вещей к их взаимопричастности, то есть от метафоры – к *метаболе.
То, что в искусстве обычно называют «реализмом», – это реализм всего лишь одной из реальностей, социально-эмпирической. Метареализм – реализм многих реальностей, связанных непрерывностью образных превращений. Есть реальность, открытая зрению муравья, и реальность, открытая блужданию электрона, и реальность, свернутая в математическую формулу, и реальность, про которую сказано – «и горний ангелов полет». Образ-метабола – способ взаимосвязи всех этих реальностей, утверждение их растущего единства.
Метареальный образ не просто отражает одну из этих реальностей (жизнеподобный реализм), не просто сравнивает, уподобляет (метафоризм), не просто отсылает от одной к другой посредством намеков, иносказаний (символизм), но раскрывает их подлинную сопричастность, взаимопревращение – достоверность и неминуемость чуда. «Я знаю кое-что о чудесах: они как часовые на часах» (О. Седакова). Чудеса блюдут законы иной реальности внутри этой, образ становится цепью метаморфоз, охватывающих Реальность как целое, в ее снах и пробуждениях, в ее тайном и явном. Приставка «мета» прибавляет к «реализму» то, что сам он вычитает из всеобъемлющей Реальности.
При этом образы устремляются к пределу культурной всеотзывчивости, архетипической и кенотипической (*кенотип) многозначности, укореняются в глубинах языковой памяти. Образная база метареализма – история мировой культуры, в ее энциклопедических сжатиях и извлечениях. Метареальный образ – это маленькая словарная статья, микроэнциклопедия культуры, спрессованной всеми своими жанрами и уровнями, переводящей себя с языка на язык. Отсюда отсутствие явно выраженного лирического героя, который заменяется суммой видений, геометрическим местом точек зрения, равноудаленных от «я» или расширяющих его до «сверх-я», до лирического «Оно».
Метареализм не следует возводить к символизму с его двоемирием, разделявшим реальность на низшую и высшую. Метабола отличается от символа тем, что предполагает взаимопроникновение реальностей, а не отсылку от одной, служебной, к другой, подлинной. Привилегии уничтожены. В метареальном искусстве каждое явление воспринимается как цель в себе, а не средство для постижения или отображения чего-то другого. Нравственный императив, обращенный И. Кантом к человеку, распространяется метареализмом на весь мир явлений.
В отличие от сюрреализма, метареализм обращается не к подсознанию, а к сверхсознанию. «С сюрреалистическими образами дело обстоит так же, как с образами, навеянными опиумом…» (А. Бретон, «Манифест сюрреализма»). Сюрреалисты отталкивались от чрезмерно трезвой и сухой буржуазной действительности. Метареализм, отталкиваясь от социально-политического утопизма советского общества, зовет к пробуждению, к выходу из гипнотического опьянения одной, «этой» реальностью, к многомерному восприятию мира.
Особенности метареализма часто характеризуются по контрасту с другим художественно-интеллектуальным течением этой эпохи – *концептуализмом. Концептуализм – это поэтика голых понятий, самодовлеющих знаков, отвлеченных от реальности, которую они призваны обозначать. Метареализм, напротив, – это поэтика многомерной реальности во всей широте ее возможностей и превращений. Внутри одной культурной ситуации концептуализм и метареализм выполняют две необходимые и взаимно дополнительные задачи: отслаивают от слов привычные, ложные, устоявшиеся значения – и придают словам новую многозначность и полносмысленность.
Полемика между метареализмом и концептуализмом по своей логической сути воспроизводит давний спор в средневековой философии между реализмом и номинализмом, умеренная разновидность которого так и называлась – «концептуализм». Обладают ли общие идеи (например, «любовь», «благо», «красота») полнотой реальности или они ограничены лишь сферой слов (номинаций) и понятий (концептов)? В метареализме выявляются творческие потенции реальности, способной к слиянию с идеей, в концептуализме – ущербность идей, схематизированных вплоть до отслоения от реальности. Современная культура была бы неполна, если бы из нее было вытеснено одно из начал: синтетически-мифологическое, метареальное, или аналитически-рефлексивное, концептуальное.
*Комос, Концептуализм, Космопоэзис, Лирическое «оно», Метабола, Многомирие, Технопоэйя, Универсика
Поколение, нашедшее себя: О молодой поэзии начала 80-х годов // Вопросы литературы. 1986. № 5. С. 40–72.
Тезисы о метареализме и концептуализме; Что такое метареализм? // Литературные манифесты от символизма до наших дней / Сост. и предисл. С. Б. Джимбинова. М.: Согласие – ХХI век, 2000. С. 514–527.
МЕТАРЕАЛИЗМ
МЕТАРЕАЛИЗМ
Источник: Проективный словарь гуманитарных наук. Новое литературное обозрение. 2017 г.
МЕТАРЕАЛИЗМ
metarealism) - художественно-интеллектуальное течение 1970-х-1990-х гг. в России, представленное поэзией и эссеистикой Ольги Седаковой, Виктора Кривулина, Алексея Парщикова, Ивана Жданова, Александра Еременко, Елены Шварц, Аркадия Драгомощенко, Ильи Кутика, Владимира Аристова, и др. (иногда к этому движению относят неясный термин "метаметафоризм"). В философском плане метареализм - это мета-физический реализм, т.е. реализм не физической данности, а сверхфизической природы вещей. В стилевом плане - это мета-форический реализм, переходящий от условного подобия вещей к их реальной взаимопричастности, т.е. от метафоры - к метаболе (см.).
То, что в искусстве обычно называют вреализмомг, - это реализм всего лишь одной из реальностей, социально-эмпирической. Метареализм - это реализм многих реальностей, связанных непрерывностью метаболических превращений. Есть реальность, открытая зрению муравья, и реальность, открытая блужданию электрона, и реальность, свернутая в математическую формулу, и реальность, про которую сказано - ви горний ангелов полетг. Образ-метабола - способ взаимосвязи всех этих реальностей, утверждение их растущего единства.
Метареальный образ не просто отражает одну из этих реальностей (зеркальный реализм), не просто сравнивает, уподобляет (метафоризм), не просто отсылает от одной к другой посредством намеков, иносказаний (символизм), но раскрывает их подлинную сопричастность, взаимопревращение - достоверность и неминуемость чуда. в...Я знаю кое-что о чудесах: они как часовые на часахг (О. Седакова). Чудеса блюдут законы иной реальности внутри этой, образ становится цепью метаморфоз, охватывающих Реальность как целое, в ее снах и пробуждениях, в ее выпадающих и связующих звеньях. Приставка вметаг прибавляет к вреализмуг то, что сам он вычитает из всеобъемлющей Реальности.
При этом слова устремляются к пределу культурной всеотзывчивости, архетипической и кенотипической (см.) многозначности, укореняются в глубинах языковой памяти. Метареализм - поэзия подчеркнутых слов, каждое из которых стремится к максимуму значимости и многозначности. Как самохарактеристика этой поэзии звучат строки Ивана Жданова:
То ли буквы непонятны, то ли
нестерпим для глаза их размах -
остается красный ветер в поле,
имя розы на его губах.
Значение достигает такой интенсивности, что исчезает разница между означающим и означаемым. От букв, составляющих имя розы, остается ветер, окрашенный в цвет самого цветка: назвать - значит приобрести свойства названного. В той сверхдействительности, которую исследуют поэты- метареалисты, нет человечески условного противопоставления вещи и слова: они обмениваются своими признаками, мир читается как книга, написанная буквами внестерпимого размахаг.
Образная база метареализма - история мирового культуры, в ее энциклопедических сжатиях и извлечениях. Метареальный образ - это маленькая словарная статья, микроэнциклопедия культуры, спресованной всеми своими жанрами и уровнями, переводящей себя с языка на язык. Отсюда отсутствие явно выраженного лирического героя, который заменяется суммой видений, геометрическим местом точек зрения, равноудаленных от вяг, или, что то же самое, расширяющих его до всверх-яг, состоящего из множества очей.
Метареализм не следует возводить к символизму , который подразделял реальность на внизшуюг и ввысшуюг, вмнимуюг и вподлиннуюг, приготовляя тем самым восстание этой внизшейг реальности и последующее торжество плоского реализма. Метабола отличается от символа тем, что предполагает взаимопроникновение реальностей, а не отсылку от одной, служебной, к другой, подлинной. Привилегии уничтожены. В метареальном искусстве каждое явление воспринимается как цель в себе, а не средство для постижения или отображения чего-то другого. Нравственный императив, предназначенный Кантом только для человека, распространяется метареализмом на весь мир явлений.
Метареализм имеет мало общего с сюрреализмом, поскольку обращается не к подсознанию, а к сверхсознанию, не опьяняет, а протрезвляет творческий разум. вС сюрреалистическими образами дело обстоит так же, как с образами, навеянными опиумом...г (А. Бретон, вМанифест сюрреализмаг). Сюрреалисты отталкивались от чрезмерно трезвой и сухой буржуазной действительности. Метареализм отталкивается скорее от пьяной хмари и марева, обволакивающего исторический горизонт коммунизма, и каждым образом зовет к пробуждению, к выходу из гипнотического опьянения одною, вэтойг реальностью, к многомерному восприятию мира.
Поэты и художники-метареалисты, при всем различии индивидуальных манер, объединяются метафизическим чувством пространства, через которое каждая вещь граничит с чем-то иным, вперешагиваетг себя. Явления здесь не фиксируются на уровне отдельных вобъектовг или всимволовг - дискретность преодолевается непрерывностью силовых линий, эстетика которых отличает метареализм и от вжизнеподобногог, и от абстрактного искусства. В живописи - у Евгения Дыбского, Игоря Гониковского - метареализм проявляется как снятие оппозиции между вабстрактнымг и впредметнымг: изображается структура, а не эмпирическая поверхность вещей, но при этом сама структура обнаруживает свою собственную вещность. Среднее между геометрически условной абстракцией и реалистически очерченной вещью - это само пространство, представляющее собой абстракцию от отдельных вещей и вместе с тем вещественную наполненность и протяженность самих абстракций.
На метареальной картине с пространства содран наружный слой, вкожаг (которую пристально рассматривают гиперреалисты), но не обнажена геометрическая схема, анатомический вкостякг (как в абстрактционизме). Срез проходит где-то посередине между кожей и скелетом: среди мышечных напластований, волокнистых сплетений, лимфатических узлов и кровеносных сосудов - всей той мягкой и проводящей органической ткани, через которую совершается обмен веществ между вещами, метаболизм пространственной среды. Пространство в его многослойности, упругости, способности простираться из себя и за себя, в его зримой мета-физичности, - главный герой метареального искусства.
-----------------------------------------------------------
M. Эпштейн. Парадоксы новизны. О литературном развитии Х1Х-ХХ веков. М.,
Советский писатель, 1988, 139-176
М. Эпштейн. Постмодерн в России: литература и теория. Москва, ЛИА Р. Элинина, 2000, 106-140.
M. Эпштейн. Тезисы о метареализме и концептуализме. Что такое метареализм?, в кн. Литературные манифесты от символизма до наших дней. Сост. и предисл. С. Б. Джимбинова. М. ХХ1 век - Согласие, 2000, сс. 514-527.
Михаил Эпштейн
То, что в искусстве обычно называют вреализмомг, - это реализм всего лишь одной из реальностей, социально-эмпирической. Метареализм - это реализм многих реальностей, связанных непрерывностью метаболических превращений. Есть реальность, открытая зрению муравья, и реальность, открытая блужданию электрона, и реальность, свернутая в математическую формулу, и реальность, про которую сказано - ви горний ангелов полетг. Образ-метабола - способ взаимосвязи всех этих реальностей, утверждение их растущего единства.
Метареальный образ не просто отражает одну из этих реальностей (зеркальный реализм), не просто сравнивает, уподобляет (метафоризм), не просто отсылает от одной к другой посредством намеков, иносказаний (символизм), но раскрывает их подлинную сопричастность, взаимопревращение - достоверность и неминуемость чуда. в...Я знаю кое-что о чудесах: они как часовые на часахг (О. Седакова). Чудеса блюдут законы иной реальности внутри этой, образ становится цепью метаморфоз, охватывающих Реальность как целое, в ее снах и пробуждениях, в ее выпадающих и связующих звеньях. Приставка вметаг прибавляет к вреализмуг то, что сам он вычитает из всеобъемлющей Реальности.
При этом слова устремляются к пределу культурной всеотзывчивости, архетипической и кенотипической (см.) многозначности, укореняются в глубинах языковой памяти. Метареализм - поэзия подчеркнутых слов, каждое из которых стремится к максимуму значимости и многозначности. Как самохарактеристика этой поэзии звучат строки Ивана Жданова:
То ли буквы непонятны, то ли
нестерпим для глаза их размах -
остается красный ветер в поле,
имя розы на его губах.
Значение достигает такой интенсивности, что исчезает разница между означающим и означаемым. От букв, составляющих имя розы, остается ветер, окрашенный в цвет самого цветка: назвать - значит приобрести свойства названного. В той сверхдействительности, которую исследуют поэты- метареалисты, нет человечески условного противопоставления вещи и слова: они обмениваются своими признаками, мир читается как книга, написанная буквами внестерпимого размахаг.
Образная база метареализма - история мирового культуры, в ее энциклопедических сжатиях и извлечениях. Метареальный образ - это маленькая словарная статья, микроэнциклопедия культуры, спресованной всеми своими жанрами и уровнями, переводящей себя с языка на язык. Отсюда отсутствие явно выраженного лирического героя, который заменяется суммой видений, геометрическим местом точек зрения, равноудаленных от вяг, или, что то же самое, расширяющих его до всверх-яг, состоящего из множества очей.
Метареализм не следует возводить к символизму , который подразделял реальность на внизшуюг и ввысшуюг, вмнимуюг и вподлиннуюг, приготовляя тем самым восстание этой внизшейг реальности и последующее торжество плоского реализма. Метабола отличается от символа тем, что предполагает взаимопроникновение реальностей, а не отсылку от одной, служебной, к другой, подлинной. Привилегии уничтожены. В метареальном искусстве каждое явление воспринимается как цель в себе, а не средство для постижения или отображения чего-то другого. Нравственный императив, предназначенный Кантом только для человека, распространяется метареализмом на весь мир явлений.
Метареализм имеет мало общего с сюрреализмом, поскольку обращается не к подсознанию, а к сверхсознанию, не опьяняет, а протрезвляет творческий разум. вС сюрреалистическими образами дело обстоит так же, как с образами, навеянными опиумом...г (А. Бретон, вМанифест сюрреализмаг). Сюрреалисты отталкивались от чрезмерно трезвой и сухой буржуазной действительности. Метареализм отталкивается скорее от пьяной хмари и марева, обволакивающего исторический горизонт коммунизма, и каждым образом зовет к пробуждению, к выходу из гипнотического опьянения одною, вэтойг реальностью, к многомерному восприятию мира.
Поэты и художники-метареалисты, при всем различии индивидуальных манер, объединяются метафизическим чувством пространства, через которое каждая вещь граничит с чем-то иным, вперешагиваетг себя. Явления здесь не фиксируются на уровне отдельных вобъектовг или всимволовг - дискретность преодолевается непрерывностью силовых линий, эстетика которых отличает метареализм и от вжизнеподобногог, и от абстрактного искусства. В живописи - у Евгения Дыбского, Игоря Гониковского - метареализм проявляется как снятие оппозиции между вабстрактнымг и впредметнымг: изображается структура, а не эмпирическая поверхность вещей, но при этом сама структура обнаруживает свою собственную вещность. Среднее между геометрически условной абстракцией и реалистически очерченной вещью - это само пространство, представляющее собой абстракцию от отдельных вещей и вместе с тем вещественную наполненность и протяженность самих абстракций.
На метареальной картине с пространства содран наружный слой, вкожаг (которую пристально рассматривают гиперреалисты), но не обнажена геометрическая схема, анатомический вкостякг (как в абстрактционизме). Срез проходит где-то посередине между кожей и скелетом: среди мышечных напластований, волокнистых сплетений, лимфатических узлов и кровеносных сосудов - всей той мягкой и проводящей органической ткани, через которую совершается обмен веществ между вещами, метаболизм пространственной среды. Пространство в его многослойности, упругости, способности простираться из себя и за себя, в его зримой мета-физичности, - главный герой метареального искусства.
-----------------------------------------------------------
M. Эпштейн. Парадоксы новизны. О литературном развитии Х1Х-ХХ веков. М.,
Советский писатель, 1988, 139-176
М. Эпштейн. Постмодерн в России: литература и теория. Москва, ЛИА Р. Элинина, 2000, 106-140.
M. Эпштейн. Тезисы о метареализме и концептуализме. Что такое метареализм?, в кн. Литературные манифесты от символизма до наших дней. Сост. и предисл. С. Б. Джимбинова. М. ХХ1 век - Согласие, 2000, сс. 514-527.
Михаил Эпштейн
Источник: Проективный философский словарь