метакогниции
метакогниции
МЕТАКОГНИЦИИ — когниции второго порядка, т.е. знания субъекта о своей когнитивной системе и умение управлять ею. Хотя основы этого понятия были заложены достаточно давно в философской традиции, впервые в психологию оно было введено Дж. Флейвеллом в контексте исследований когнитивного развития. Флейвелл показал, что у детей лишь постепенно формируется способность к правильной оценке возможностей своей когнитивной системы, напр. возможностей запоминания. В дальнейшем М. стали исследоваться как одна из существенных структур, определяющих эффективность функционирования когнитивной системы. Так, показано, что затруднения с чтением часто обусловлены не собственно когнитивными дефектами, а неспособностью человека правильно оценить и применить свои ресурсы, т.е. М. Р. Стернберг выделяет восемь функций М.: — признание существования проблемы, — принятие решения относительно сути проблемы, стоящей перед субъектом, — отбор процессов более низкого уровня для ее решения, — выбор стратегии, — выбор ментальной репрезентации, — распределение когнитивных ресурсов, — контроль за ходом решения, — оценка правильности решения после его завершения. Понятие М. позволяет ввести новое измерение в анализ когнитивной системы: функционирование последней перестает выглядеть как механическое, а оказывается подчиненным регуляции со стороны субъекта. Д.В. Ушаков