метафизическое ядро теории
метафизическое ядро теории
МЕТАФИЗИЧЕСКОЕ ЯДРО ТЕОРИИ — это понятие стало популярным в работах по методологии науки в связи с разработкой И. Лакатосом представления о научной теории не как об изолированной структуре, являющейся самостоятельной единицей знания, а как о серии сменяющих друг друга вариантов, названных им «научно—исследовательскими программами». Пытаясь описать процессы реального изменения теоретических знаний, Лакатос выделил в содержании научно-исследовательской программы особую часть, названную им «ядром» (под которым он понимал некоторую совокупность утверждений, выражающих основное содержание программы), и «защитный пояс», состоящий из различного рода методологических правил, способствующих сохранению, до определенного момента, ядра программы. С помощью подобного подхода Лакатос старался объяснить относительную независимость теоретических систем от противоречащих им эмпирических данных. В своей книге «Фальсификация и методология научно— исследовательских программ» Лакатос говорит о «метафизической основе» теорий, с помощью которых осуществляется защита ядра программы, приводя в качестве примера картезианскую модель мирового устройства. Как известно, эта модель основывалась на образе мира как некой машины и механистические характеристики мирового устройства играли роль метафизических предпосылок, определяющих направление конкретно—научного поиска. Хотя сам Лакатос не вводит четких различий между такими понятиями, как «метафизическое ядро», «метафизическая основа программы», и даже характеризует картезианскую метафизику как один из вариантов исследовательской программы, тем не менее из контекста его рассуждений можно понять, что совокупность метафизических утверждений составляет существенную часть «жесткого ядра» любой конкретно-научной теории. Само ядро, с этой точки зрения, является сложным образованием, состоящим из элементов различной природы. В него входят собственно метафизические допущения (чаще всего в виде скрытых оснований), задающие общий взгляд на основные характеристики мирового устройства, а также методологические принципы, определяющие характер и направленность исследовательского поиска (нормативная функция ядра) и описание эмпирических данных. Характеризуя эти составляющие как «внутреннюю историю» теории, Лакатос настаивает на том, что именно она имеет преимущественное значение для сохранения или отбрасывания конкретного варианта исследовательской программы по сравнению с совокупностью эмпирических влияний, определяемых как ее «внешняя история». Поскольку методологические соображения ученого сами так или иначе испытывают воздействие определенных представлений об особенностях мирового устройства, постольку метафизические утверждения оказываются при таком подходе существенной частью любой реально действующей исследовательской программы. Такие представители постпозитивистской философии науки, как Т. Кун и Дж. Агасси, также считали метафизические утверждения важным элементом теоретического сознания. В частности, Агасси видел в них прообраз теории, «незрелую» идею о способе решения возникшей проблемы, получающей впоследствии конкретизацию в соответствующих научных моделях. Он объяснял устойчивость теорий именно вхождением в их ядро совокупности метафизических представлений, поскольку последние труднее фальсифицируются и потому дольше сопротивляются возникающим контраргументам. С.С. Гусев