Местр, Жозеф де

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

МЕСТР ЖОЗЕФ ДЕ

род. 14 апр. 1753, Шамбери - ум. 26 февр. 1821, Турин) - франц. политический деятель и философ. Защищал резко выраженное консервативное католич. учение о государстве, в эпоху Реставрации пользовался большим влиянием. Основатель новейшего ультрамонтанизма: абсолютная власть над всеми народами земли принадлежит церкви и папе, постоянному наместнику Бога. Осн. произв.: "Essai sur le principe generateur des constitutions politiques", 1810; "Les soirees de St. Petersbourg, ou le gouvernement temporel de la providence", 2 vol., 1821; "Du pape", 2 vol., 1819.

Источник: Философский энциклопедический словарь

МЕСТР ЖОЗЕФ ДЕ

французский политический деятель, писатель и философ (Шамбри, 1753 — Турин, 1821). Получил юридическое образование в Турине, был членом сената в Савойе (1774). Позднее —посол Сардинии в Санкт-Петербурге при Александре I. Здесь написаны его основные работы, в частности: «Эссе об основополагающем принципе политических конституций» (1810), «Анализ философии Бекона» (1836). Вместе с Боналъдом был одним из самых ярых противников Французской революции XVIII в. Разуму, которым столь озабочены философы и идеологи, он противопоставил здравый смысл, веру и интуицию интеллектуального сознания. Его философия истории, в основе которой лежит божественный замысел, Провидение, близка теории Боссюе. Стоит также отметить его блестящую и остроумную «Переписку», опубликованную между 1856 и 1886 гг.

Источник: Философский словарь

МЕСТР ЖОЗЕФ ДЕ

1.4.1753, Шамбери, Савойя - 26.2.1821, Турин), граф, франц. публицист, политич. деятель и католич. философ. Воспитан иезуитами, в 1774 окончил Туринский ун-т. В 1802-17 посланник сардинского короля в Петербурге, где былинаписаны осн. соч.: «Опыт о порождающем принципе человеч. учреждений» («Essai sur le principe generateur des constitutions politiques...», 1810), «О папе» («Du pape...», v. 1-2, 1819), «Петербургские вечера...» («Les soirees de St. Petersbourg...», v. l-2, 1821). В начале деятельности М. рассчитывал с помощью масонства способствовать установлению обновленного религ. миропорядка. Великую франц. революцию считал божеств. карой за грехи человечества В антиреволюц. трактате «Соображения о Франции» («Considerations sur la France...», 1796) М. выступал против руссоистских идей обществ. договора и естеств. добродетели, а также рационализма вольтеровского типа. Политич. воззрения М. обусловлены его идеей о внесении в мир религ. упорядоченности: ее пособниками и установителями он готов признать не только Бурбонов или Наполеона, но даже революц. пр-во, поскольку оно отрешилось от анархии (отсюда скандально знаменитая апология палача как вершителя порядка). Идеально упорядоченным обществом М. считал ср.-век. Европу 12-13 вв., предлагая «реставрировать» теократич. конгломерат монархич. гос-в, спаянный непосредств. духовным авторитетом папы. Как философ истории М.- сторонник религ. провиденциализма; божеств. провидению противится злое, своевольное на, чало. Вместе с Л. Бональдом М. явился идеологом европ. клерикальномонархич. движения 1-й пол. 19 в.

Источник: Советский философский словарь

МЕСТР Жозеф де
(1753, Шамбери – 1821, Турин) – философ, публицист, политический деятель, основоположник традиционалистского, консервативного течения во французской политической мысли. Выходец из Савойи, из патриархальной и глубоко религиозной семьи. Был членом Сената Савойи, канцлером Сардинского королевства, посланником короля Сардинии в СанктПетербурге (1802–1817). В своем творчестве М. выступал последовательным противником и критиком философии Просвещения, которой противопоставлял идеи божественного права и божественного Провидения, главенствующего в истории и в любых политических институтах. Человек – ничто, если не опирается на божественный промысел или противопоставляет себя ему, он лишь инструмент в руках Провидения. В человеческих делах не существует ничего случайного, все вытекает из порядка Провидения, включая и хаос, порожденный божественной волей в неведомых человеку целях. Подвергая жесткой критике рационализм и априоризм Просвещения, М. настаивает на опытном происхождении политической науки, необходимо опирающейся на исторический опыт и традицию. Признавая значимость разума в естественных науках, ограничивает его компетенцию в области политики и морали, отвергая «абстрактность» просвещенческих принципов, применимых лишь к «общечеловеку», не существующему в реальной действительности. Апологии разума в Просвещении М. противопоставляет свою апологию предрассудков, т.е. мыслительных форм, в которых происходит накопление исторического опыта, полезного для развития как индивида, так и общества. Представление об индивиде, наделенном своеволием и стремлением к социальности, М. считает ложной и пустой абстракцией, выдумкой либералов. Природа человека носит общественный характер, но ни общество, ни индивид не есть цель сама по себе – оба существуют ради высшего предназначения. M. выступает против концепций общественного договора, утверждая, что общество не может быть результатом соглашения, уже предполагающего существование общества, а значит – языка и власти. Он отстаивает идею традиционного иерархического общественного порядка, согласного с божественной волей, проповедует синтез религии, философии и науки.
Соч.: Рассуждения о Франции. М., 1997; Санкт-Петербургские вечера. СПб., 1998; Oeuvres complètes. V. 1–14. Lyon, 1924–1928. Лит.: Дегтярева, М.И. Традиция: модель или перспектива? (Жозеф де Местр и Эдмунд Бёрк) // Полис. 2003. № 5; Актуальность Жозефа де Местра. Материалы российско-французской конференции. М., 2012: Bayle, F. Les idées politiques de Joseph de Maistre. Lyon. 1945; Cordelier, J.-P. La théorie constitutionnelle de Joseph de Maistre. P., 1965. M.M. Федорова

Источник: Философы Франции. Humanitas.-М. Гардарики 2008.-320 с.

МЕСТР Жозеф де
1 февраля 1753, Шамбери — 26 февраля 1821, Турин) — французский публицист, политический деятель, философ, основоположник традиционалистского, консервативного течения во французской политической мысли. Выходец из Савойи, из патриархальной и глубоко религиозной семьи; был членом Сената Савойи, канцлером Сардинского королевства, посланником короля Сардинии в Санкт-Петербурге (1802—17). Основные сочинения: «Опыт о порождающем принципе человеческих учреждений» («Essai sur le principe generateur des constitutions politiques», 1810), «О папе» («Du pape...». 1—2, 1819), «Петербургские вечера...» («Les soirees de St. Petersbourg...», v. 1—2,1821).
Просветительской атеистической философии де Местр противопоставляет понятие Божественного Провидения, главенствующего в истории и во всех политических институтах. Именно Бог создает и суверенов, и конституции. Человек — ничто, если он не опирается на Божественный промысел, он — лишь инструмент в руках Провидения. Для де Местра не существует случайности в управлении человеческими делами. Все вытекает из порядка Провидения, включая и хаос, который порожден Божественной волей в целях, неведомых человеку. Называя свой метод «экспериментальным», Местр считает историю опытным полем политической науки. Признавая значимость разума в естественных науках, он ограничивает его компетенцию в области политики и морали, где принципы разума носят абстрактный характер и применимы только к «человеку вообще», существование которого де Местр отрицает. Кроме того, индивидуальный разум склонен подвергать сомнению сложившиеся институты, проверенные временем и историческим опытом, и способен развязывать революции. Представление об изолированном индивиде, наделенном своеволием и стремлением к социальности, де Местр считает ложной и пустой абстракцией, выдумкой либерализма. Человека обуревают страсти, он зол по природе, и воспитание не может его изменить. Общество и индивид созданы друг для друга, но ни один из них не есть цель сама по себе — оба существуют ради высшего предназначения. Де Местр выступает против концепций общественного договора, в частности против идей Руссо: общество не может быть результатом соглашения, которое уже предполагает существование общества, в т. ч. власти и языка. «Представить себе человеческое общество, народ без правителя столь же невозможно, как вообразить улей без матки. Общество и власть возникают одновременно» («Опыт о суверенитете»). Подчеркивая пагубность идеалов свободы, равенства и братства, де Местр отстаивает органически сложившийся традиционный общественный порядок, согласный с Божественной волей, проповедует синтез религии, философии и науки.
Соч.: Oeuvres completes, 14 vol. Lyon, 2 ed., 1924—28; в рус. пер.: Петербургские письма. Спб., 1995; Рассуждения о Франции. М., 1997. Лит.: Bayle F. Les idees politiques de Joseph de Maistre. Lyon, 1945; Cordelier J.-P. La theorie constitutionnelle de Joseph de Maistre. P., 1965.
M M. Федорова

Источник: Новая философская энциклопедия

Местр, Жозеф де

(Joseph-Marie comte de Maistre) - французский писатель и пьемонтский государственный деятель (1754 - 1821 гг.), происходил из переселившейся (в XVII века) в Савойю ветви лангедокского графского рода; отец его был президентом Савойского сената и управляющим государственными имуществами. Жозеф де Мэстр, старший из 10 детей, воспитанный сначала под руководством иезуитов, потом изучавший право в Туринском университете, испытал влияние идей Руссо и высказывался по различным вопросам в либеральном смысле. В 1788 г. он был назначен сенатором. Французская революция, скоро захватившая Савойю, произвела в Мэстре глубокий переворот, окончательно определивший его воззрения в смысле ультрамонтанства и абсолютизма. Это выразилось уже в первом его значительном произведении: "Considйrations sur la rйvolution franзaise" (Невшатель, 1796 г.). Признавая за революцией "сатанический" характер, Мэстр не отказывает ей, однако, в высшем значении искупительной жертвы: "нет кары, которая бы не очищала, и нет беспорядка, которого бы вечная любовь не обратила против злого начала". Он допускает, что при данных условиях только якобинцы могли предохранить Францию от расчленения и что созданная ими централизация послужит на пользу будущей монархии. Впоследствии он с такой же точки зрения смотрел и на Наполеона, как на гениального узурпатора, могущего своей жесткой рукой восстановить монархию, к чему Бурбоны были неспособны. - Оставаясь, в принципе, безусловным легитимистом, Мэстр не допускал для себя никакой сделки с революционным правительством. Покинув семью и родину, он жил в крайней бедности сначала в Лозанне, Венеции, на острове Сардинии, а затем (1802 - 1817 гг.) в Петербурге, в качестве титулярного посланника при императорском дворе от лишенного владений сардинского короля. Последние четыре года жизни он провел в Турине, занимая почетные должности. В Петербурге Мэстр написал все свои главные сочинения: "Essai sur ie principe gйnйrateur des institutions humaines" (Спб., 1810), "Des dйlais de la justice divine" (Спб., 1815), "Du pape" (Лион, 1819); "De l&Eglise gallicane" (Париж, 1821), "Les soirйes de St. Petersbourg" (Париж, 1821) и изданное после его смерти "Examen de la philosophie de Bacon" (Париж, 1835). В противоположность теории общественного договора и учению о правах человека, Мэстр признавал истинной основой общежития органическую связь единиц и частных групп с государственным целым, от них независимым и представляемым абсолютной властью одного лица, получающего свое верховное значение не от народа, а свыше, по божественному праву. Соответственно этому отношение подданных к государю определяется не правом, а нравственной обязанностью, основанной на религиозном подчинении. Власть, в отличие от простого насилия, есть сила священная, а священным может быть только то, что идет свыше и опирается на безусловном религиозном признании; поэтому настоящим полновластным государством может быть только абсолютная монархия. Характер абсолютной монархии необходимо принадлежит и главной верховной власти во всем христианском мире - власти церковной, сосредоточенной в папе. Попытки ограничения этой власти (галликанство) возбуждали в Мэстре еще большую ненависть и презрение, чем протестантство и атеизм. Учение о непогрешительном догматическом авторитете папы (infallibilitas ex cathedra), определенное впоследствии на Ватиканском соборе, стояло для Мэстра вне вопроса; все общие церковно-исторические и морально-философские аргументы в пользу этого учения уже содержатся в сочинении "Du pape", но при этом основания чисто-религиозные отступают на второй план перед соображениями смешанного церковно-политического характера: отличительные черты первосвятительской непогрешительности стираются перед непогрешительностью всякой власти, как таковой. Ультрамонтанство Мэстра не мешало ему, впрочем, пользоваться собственным суждением при решении основных религиозных вопросов. Бедствия французской революции и наполеоновских войн вызвали в нем (как некогда в блаженном Августине - нашествие варваров на Римскую империю) мысль о том, как объяснить видимую несправедливость в мирских делах и как совместить зло нашей жизни с всеблагостью всемогущего Творца. Из анализа различных видов и случаев зла Мэстр выводит такое решение, что всякое зло есть или естественное последствие и необходимое наказание за собственные грехи того, кто претерпевает зло - и поскольку это наказание способствует его исправлению и очищению, оно проявляет не только справедливость, но и благость мирозиждительного порядка; или же - и здесь Мэстр обнаруживает большую оригинальность мысли - органическая солидарность всех существ позволяет страданию одних служить заместительной жертвой, искупающей грехи других. Отсюда Мэстр выводит оправдание самых грубых и отживших форм человеческой юстиции. Забывая, что христианское понятие жертвы и искупления хотя и связано исторически с известными дохристианскими учреждениями, но именно в силу этой связи упраздняет их, Мэстр постоянно смешивает христианский смысл искупления с языческим и доходит до защиты инквизиции и смертной казни и до своего пресловутого риторического апофеоза палача, который доставил репутацию кровожадности писателю, бывшему в частной жизни великодушным, мягким и добрым. Признавая откровение сверхрациональным в том смысле, что отвлеченный рассудок отдельного человека не мог бы собственными силами дойти до откровенных истин, Мэстр не считал, однако, эти истины безусловно сверхъестественными, т. е. не имеющими никакой основы или опоры в самой природе человека. Эта природа, хотя и искаженная грехом, по существу своему соответствует божественному откровению, как своей первоначальной истине, и еще до пришествия Христа сохраняла ясные остатки и следы этого откровения в языке, в религиозных представлениях, в культе, в учреждениях семейного, общественного и государственного быта. Эти мысли, в своем общем выражении, не были чужды католическому богословию, но Мэстр своим одушевленным и остроумным, а иногда и глубокомысленным изложением дал им большую определенность и значительность. Проповедуя объективный собирательный разум человечества, как высшую инстанцию над отвлеченным индивидуальным рассудком, Мэстр примыкает к незнакомым ему немецким философам-идеалистам и часто предваряет их. Как и они, он не допускает принципиального и окончательного противоположения и разрыва между верой и знанием; он предсказывает в будущем новый великий синтез религии, философии и положительной науки, в одной всеобъемлющей системе. Непременное условие такого синтеза - сохранение правильного порядка между тремя областями единой истины. Этим объясняется ожесточенная вражда Мэстра против Бэкона, которого он обвинял в разрушении порядка, постановкой на первый план естественных наук, которым по праву принадлежит лишь последнее место. Критика философии Бэкона, несмотря на сухость предмета, - одно из самых страстных произведений Мэстра. Успех философии Бэкона и ее всестороннее влияние есть, по мнению Мэстра. настоящая причина всех аномалий в новой европейской истории. Взгляды Мэстра имели значительное действие в церковной и в политической сфере. В первой они оживили ультрамонтанство и способствовали окончательному падению галликанства. В отношении политическом его проповедь абсолютизма обнаружила прочное влияние в России. Мы приведем те его взгляды и рассуждения, которые образуют доселе политический катехизис известного направления и которые были с этой стороны указаны в "Русском Вестнике" (1889). Участие народа в делах управления есть фикция, лживый призрак. Такова же и идея равенства. "Вы желаете равенства между людьми потому, что вы ошибочно считаете их одинаковыми... вы толкуете о правах человека, пишете общечеловеческие конституции: ясно, что по вашему мнению различия между людьми нет; путем умозаключения вы пришли к отвлеченному понятию о человеке и все приурочиваете к этой фикции. Это крайне ошибочный и неточный прием... Выдуманного вами общечеловека нигде на свете не увидишь, ибо его в природе не существует. Я встречал на своем веку французов, итальянцев, русских и т. д.; благодаря Монтескье я знаю, что можно быть даже персиянином, но я решительно вам объявляю, что сочиненного вами человека я не встречал ни разу в моей жизни... Поэтому перестанем витать в области отвлеченных теорий и фикций и станем на почву действительности". И далее: "Всякая писанная конституция есть не что иное, как лоскут бумаги. Такая конституция не имеет престижа и власти над людьми. Она слишком известна, слишком ясна, на ней нет таинственной печати помазания, а люди уважают и повинуются активно в глубине сердца только тому, что сокровенно, таким темным и могучим силам, как нравы, обычаи, предрассудки, идеи, господствующие над нами без нашего ведома и согласия... Писанная конституция всегда бездушна, а между тем вся сущность дела в народном духе, которым стоит государство... Этот дух выражается прежде всего в чувстве патриотизма, одушевляющем граждан. Патриотизм есть преданность (un dйvouement). Настоящий патриотизм чужд всякого расчета и даже совершенно безотчетен; он заключается в том, чтобы любить свою родину, потому что она родина, т. е. не задавая себе никаких других вопросов - иначе мы начнем рассуждать, т. е. перестанем любить". Если вся сущность дела - в народном духе, то, в свою очередь, вся сущность народного духа переходит, по Мэстру, в абсолютное централизованное государство. "Государство есть тело или организм, которому естественное чувство самосохранения предписывает прежде и более всего блюсти свое единство и целость, ради чего государство безусловно должно руководиться одной разумной волей, следовать одной традиционной мысли". "Правящая государством власть, чтобы быть жизненной и твердой, должна неизбежно исходить из одного центра. Вы строите ваше государство на элементах розни, разброда, которое вы стараетесь привести к искусственному единству грубыми способами, узаконивая насилие большинства над меньшинством. Вы рассчитываете спросом стремлений и инстинктов оконечностей организма заменить регулирующую кровообращение деятельность сердца. Вы тщательно собираете и считаете песчинки и думаете из них построить дом... Я думаю, что государство есть живой организм, и в качестве такого он живет силами и свойствами, коренящимися в далеком прошлом... Монархия есть не что иное, как видимая и осязательная форма патриотического чувства. Такое чувство сильно, потому что оно чуждо всякого расчета, глубоко, потому что оно свободно от анализа, и непоколебимо, потому что оно иррационально. Человек, говорящий: "мой король", не мудрствует лукаво, не рассчитывает, не совещается, не заключает контрактов... не ссужает своего капитала с правом взять его обратно, буде не окажется дивиденда... королю он может только служить и ничего более. Монархия - это воплощение отечества в одном человеке, излюбленном и священном в качестве носителя и представителя идеи родины". Последовательный абсолютист, Мэстр восставал против притязаний не только демократии, но и аристократии. Политические права отдельных классов, как и отдельных лиц, нарушают единство общественной жизни. Народная жизнь и развитие должны быть проникнуты единством мысли и сознания, а мыслить сообща нельзя; всякое совещание и соглашение приводят неизбежно к сделке, а это вносит искусственные приемы и ложь в общественные отношения, искажая этим здоровое течение народной жизни. Пресловутые права человека и гражданина - только замаскированное желание как можно менее нести обязанностей гражданина; права сословия - только стремление создать государство в государстве. При аристократическом режиме нация раскалывается, при демократическом она крошится и затем от нее не остается ничего кроме буйной пыли. Лучшие люди страны отнюдь не должны заботиться о каких-либо особых правах; они должны только нести особые обязанности. Высшее сословие в государстве может этим только гордиться, ибо чувство долга и сознание обязанностей очищает и облагораживает, а претензия на права озлобляет и делает мелким и придирчивым. Принцип, украшающий дворянство, - noblesse oblige. "То или другое сословие отнюдь не должно быть фракцией, выделяющейся из народа и организованной в видах выполнения каких-либо самостоятельных функций, превращаемых в политические права; оно только исполнительный орган, служебное орудие монархии, естественное продолжение державной власти, управляющей народом. Высшее сословие в государстве предназначено быть исполнителем и истолкователем предначертаний державной монаршей воли, передавая ее от центра к оконечностям, блюдя за повсеместным ее распространением и точным соблюдением... Дворяне - прирожденные стражи охранительных истин... Для этого они должны развивать в себе два свойства: уменье распоряжаться в отношении к народу, привычку послушания в отношении к своему государю... В этом заключается истинная свобода, понятие о которой как бы утрачено в настоящее время, - свобода, состоящая в полном поглощении личности народом и государством". Лучшую критику своего воззрения дал сам Мэстр, резюмируя его таким образом: "Мое политическое учение упрекают за явное нарушение принципа справедливости, из которого логически истекают свобода, равенство и братство людей и их естественные гражданские права. Где, однако, во всей природе можно встретить применение этого либерального и гуманного закона справедливости - я не знаю. В общей экономии природы одни существа неизбежно живут и питаются другими. Основное условие всякой жизни - то, что высшие и более сильные организмы поглощают низшие и слабые". Для доктрины, желающей быть всецело христианской, признавать окончательным принципом человеческой общественности факт поглощения низшими животными друг друга - значит произнести себе смертный приговор. Нельзя, тем не менее, не признать редкой оригинальности за писателем, который на полвека предварил, с одной стороны, решения Ватиканского собора, с другой - худшие крайности дарвинизма. Главные сочинения Мэстра - "Du pape" и "Les soirйes de St. Petersbourg" - издавались много раз. В 1851 году изданы в Париже его "Lettres et opuscules inйdits", в 1858 г. - его "Mйmoires politiques et correspondance dipiomatique", в 1870 г. - "Oeuvres inйdites", в 1875 г. - "Oeuvres posthumes" и в 1883 - 1887 гг. его "Correspondance", в 14 томах. Здесь, при тех же принципах, он является иногда в практических вопросах далеко не таким прямолинейным абсолютистом, как в ранее известных сочинениях. У него встречаются резкие критические замечания не только о Бурбонах, но и о папе Пии VII, а с другой стороны - одобрительные отзывы об английской конституции. Прежний взгляд его на французскую революцию отчасти дополняется таким ее определением: "Это была великая страшная проповедь божественного Провидения к людям, состоявшая в двух пунктах. Революции, - говорилось в этой проповеди, - происходят только от злоупотреблений правительства; это был первый пункт, обращенный к государям. Но злоупотребления все-таки несравненно лучше революции; это был второй пункт, обращенный к народам". Личное влияние Мэстра в России не ограничивалось ретроградными советами по народному просвещению, которые он давал гр. Разумовскому, и неудачными стремлениями утвердить в нашем отечестве орден иезуитов; он не без успеха противодействовал в высших сферах, и устно, и письменно, предполагавшемуся в 1811 г. расширению деятельности сената и государственного совета, в чем он предусматривал начало ненавистного ему разделения властей и либерального управления. В качестве посланника Мэстр встречался и беседовал с императором Александром и записывал свои беседы. Из них особенно характерна та, в которой император, выслушав красноречивую проповедь ультрамонтанства, сделал непередаваемый жест рукой и сказал: "Все это очень хорошо, господин граф, но все-таки в христианстве есть еще что-то такое, что идет дальше этого".
Вл. С.

Источник: Философский словарь Владимира Соловьева