Место

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

Место
Философский смысл термина: Раздел (сочинения, философии) (Цицерон, Квинтилиан); тема, предмет, вопрос (Квинтилиан); принципы, основоположения (Цицерон); время (Плиний Старший, Теренций. Лукреций); случай, возможность (Петроний).

Источник: Словарь античных философских терминов (по книге)

Место
Положение в пространстве или пространство, занимаемое телом. Место – это «здесь» отдельного существа, так же как пространство – «здесь» всех существ (или сумма всех мест). Понятия пространства и места взаимосвязаны, мало того, одно предполагает другое настолько, что мы не можем дать определение ни тому ни другому, не впадая в порочный круг. Это два способа осмысления протяженности тел, данной нам в опыте: либо мы вписываем ее в какие‑то границы (место), либо в безграничное (пространство). Место, говорит Аристотель, есть «неподвижная граница объемлющего тела» («Физика», IV, 4). Тогда пространство – вмещающее, не имеющее границ.

Источник: Философский словарь.

МЕСТЬ
действие, представляющее собой акт расплаты за причиненное человеку в прошлом зло, осуществляемое по принципу «Око за око, зуб за зуб». При родовом строе М. являлась способом общественного воздаяния, осуществлявшегося в соответствии с примитивной формой понимания справедливости. «Безопасность индивида зависела от его рода; узы родства являлись мощным элемен- том взаимной поддержки; нанести кому-либо обиду значило обидеть его род» (Архив Маркса и Энгельса, т. IX, с. 67). С возникновением государства функция воздаяния переходит к нему. Поэтому М. приобретает форму индивидуального действия, подменяющего общественное осуждение причиненного зла и понесение соответствующего наказания за него. Иногда она может быть направлена не только против причинителя зла, но и против его родных и близких (кровная М.). Уже христианская мораль осуждает М., противопоставляя ей принцип непротивления злу насилием (Любовь, Смирение, Терпимость). Однако во всей истории об-ва, основанного на частной собственности, где каждый человек должен в основном сам отстаивать свои интересы перед др., М. остается неизбежным явлением во взаимоотношениях людей (требование «удовлетворения» посредством дуэли в дворянской морали. денежная компенсация нанесенного «морального ущерба» в буржуазном об-ве). Коммунистическая нравственность исключает М. из принципов поведения личности. Социалистическое об-во берет на себя охрану интересов каждого человека, поэтому личная М. рассматривается как незаконное присвоение личностью моральных и правовых функций об-ва, считается правонарушением или нравственно недопустимым актом. И само об-во, осуществляя правовые санкции, руководствуется не М., а целью предупредить правонарушения в дальнейшем, перевоспитать преступника, когда это представляется возможным. В. И. Ленин считал М. недопустимой даже по отношению к классовым врагам-Необходимость революционного насилия диктуется не требованием М. за прошлое угнетение, а формами сопротивления контрреволюции. Наказание военных преступников не акт М. по отношению к побежденной стране, а ограждение человечества от повторения подобных преступлений в будущем.

Источник: Словарь по этике

МЕСТО
часть пространства, центр соотношения физических тел. В античной философии понятие места было выдвинуто Аристотелем в противовес трактовке Платоном пространства как вместилища тел и интеллигибельной материи, что позволяло дать онтологическое обоснование геометрии и геометрически правильных тел (Tim., 52a—53d). У Аристотеля пространство представляет собой «индивидуальное достояние» чувственно-воспринимаемых (физических) тел, т. е. место (Phys., 209 аЗО). Его подход к определению пространства-места связан с учением о первой сущности-субстанции, которая есть то, что обладает самостоятельным существованием (Мет., 1029 а, 1092 а17). В противовес геометрическому пространству Платона Аристотель настаивает на осязательно-физической трактовке пространства-места, которое позволяет понять движение как изменение места (Phys., 211 а12 — 211 ЬЗО). Место — граница движущегося, а для всех движущихся тел — абсолютная граница. В космологии Аристотеля в соответствии с принципом «подобное стремится к подобному» развивается учение о движении тела к естественному месту (О Небе, 310 b). Эти два понимания места как границы объемлющего и как естественного противоречат друг другу, что было отмечено уже Симпликием (Simplicius Corollarium de loco, 605,15). В «Топике» Аристотель развивает учение об общих логических местах — топосах диалога. В Средние века христианская идея креационизма существенно модифицировала понятие места. Тварный мир трактовался как совокупность мест, а Бог исключался и из пространства и из времени. Фома Аквинский проводил различие между физическим и духовным местом (locus corporalis et spiritualis) (Summa theol., 1,102,1).
В философии Нового времени учение Аристотеля было подвергнуто критике (прежде всего Галилеем), и место отождествлялось с пространством и протяженностью. Декарт связывал место с определенным положением вещи относительно других, различая внешнее и внутреннее место (Начала философии, II 13—15). Отождествление пространства с местом характерно, напр., для Л. Эйлера (Reflections sur lespace et le temps, 1748, § XV). Согласно X. Вольфу, место — способ сосуществования тел друг с другом.
И. Кант, развивая «Топику» Аристотеля и раскрывая содержание трансцендентальной топики, называет трансцендентальным местом место, уделяемое нами понятию или в чувственности, или в чистом рассудке (Кант И. Критика чистого разума. М., 1998, с. 269), делая акцент на гносеологической характеристике места. Однако эта линия не получила в дальнейшем развития, и место в послекантовской философии трактовалось как единство пространства и времени, выраженное в изменении положения тел (К. Розенкранц). как расширение понятия протяженного пространства (О. Либман), как пространственное соотношение тел друг с другом (О. Кюльпе). Теория относительности А. Эйнштейна, введя принцип равноправия инерциальных систем, отказалась от поисков истинного «естественного» места тел, что и было подчеркнуто как физиками, так и философами науки 20 в. (Э. Касссирер, Г. Вейль, А. Эддингтон, В. Фок и др.). См. также Пространство, Время, Движение.
Лит.: Зубов В. П. Пространство и время у парижских номиналистов 14 в. — В кн.: Из истории французской науки. М., 1950; Гайденко П. П. Эволюция понятия науки. M.,19SO; Рожанскии И. Д. Развитие естествознания в эпоху античности. М., 1979; Асоян Ю. А. Учение Аристотеля о «естественных местах» и особенности античной культуры. — «Философские исследования», 1995, № 1, с. 65—99.
А. П. Огурцов

Источник: Новая философская энциклопедия

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
334.65 кб

Место Аполлона Григорьева в истории русской философской мысли: Аполлон Григорьев и А. И. Герцен

Кривушина Валентина Федоровна
В статье анализируются позиции сближения и расхождения А. И. Герцена и Аполлона Григорьева по проблемам прошлого, настоящего и будущего России. Предметом анализа также является отношение писателей к радикализму и либерализму.
Читать PDF
134.74 кб

Роль и место этического знания в современной духовной ситуации

Хакимьянов А. М.
В статье определяются роль и значение этического знания в формировании духовного бытия современности.
Читать PDF
130.27 кб

Метафизика простых вещей (простая вещь как место сборки мира и человека)

Лишаев Сергей Александрович
Работа нацелена на выявление онтических и онтологических оснований тяги к простым вещам.
Читать PDF
277.20 кб

Место и роль мнения в структурах объяснения и референции

Нехаев А. В.
В статье предлагается анализ такой особой познавательной формы, как мнение, артикулированной в виде некоторого осмысленного конечного множества высказываний "доксе" имеющий целью прояснение места и роли мнения в структурах объясне
Читать PDF
145.44 кб

Место индукции в логике Аристотеля

Петров В. Б.
Читать PDF
63.09 кб

Место «Книги услады и развлечения» ат-таухиди в философской литературе арабского средневековья

Паленко Михаил Сергеевич
Читать PDF
625.05 кб

Место практики в процессе доказательства знания

Ильичев Николай Михайлович
The author concludes that practice, being an only objective criterion of truth, performs the function of the basis of proof.
Читать PDF
127.93 кб

Место человека и специфика его многосторонних взаимоотношений в глобализирующемся мире

Салихов Г. Г.
В статье рассматриваются философские проблемы, связанные с человеком и спецификой его многосторонних взаимоотношений в глобализирующемся мире.
Читать PDF
193.55 кб

Ситуационный подход: сущность, онтологический базис, место в структуре общенаучной методологии

Векленко Павел Васильевич
В качестве философского основания ситуационных представлений рассматривается интроспективная онтология, возникшая благодаря теории познания И. Канта.
Читать PDF
357.48 кб

Место и значение национальной особенности в антропологическом учении немецкого идеализма (Кант, Геге

Макаров Владимир Витальевич
Исследуются взгляды И. Канта и Г. В. Ф. Гегеля на особенность формирования национального элемента как необходимой ступени в процессе становления человеческого духа.
Читать PDF
386.58 кб

Человек и его место в мире в органической философии Николая Страхова

Снетова Нина Васильевна
Читать PDF
220.96 кб

Место и роль ценностей в жизни личности и общества

Фролов И. В.
Читать PDF
131.03 мб

Место философской веры в преодолении "кризиса субъекта"

Карпова Ю. В.
Читать PDF
0.00 байт

Rо ет contra. Место встречи (рецензия на книгу: Ernst Mach's Philosophy. Pro and Con / ed. By John T

Парамонов А. А.
Читать PDF
197.75 кб

Место и функция принципа дополнительности Н. Бора в положениях теории репрезентации

Мушич-громыко В. Г.
Цель статьи заключается в выделении из принципа дополнительности как общенаучного и философского метода тех его сторон, благодаря которым возможно осуществление анализа и гуманитарных объектов.

Похожие термины:

  • МЕСТО В АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ

    в наиболее общем плане обозначается как макан (тогде-есть). В этом смысле можно говорить о «месте вещи», будь то Бог или мир, тело или воля. Бог понимается в каламе либо как присутствующий в любом мес
  • Ристалище, ипподром, место, промежуток

    Философский смысл термина: Пространство, время, период (Цицерон).
  • КУЛЬТУРЫ РОССИИ МЕСТО В МИРОВОЙ КУЛЬТУРЕ

    М. к. — общее название всех культурно-исторических типов и традиций человечества. К. Р. входит в славяно-византийский культурно-исторический тип, основанный на православии. К. Р. изначально была отк
  • Место, область, страна

    Философский смысл термина: Пространство (земли) (Эсхил); "общее место" - основной момент в доказательстве, место как пространство (Аристотель, стоики).
  • Автоматизированное рабочее место

    (АРМ). Подключенный к центральному процессору компьютер или терминал, связанный с банком данных и другими станциями в компьютерную сеть. Персональные компьютеры (скажем, «Макинтош» или какой-либо
  • СОКРОВЕННОЕ МЕСТО

    (тиб. sbas yul) — тантрические сферы пребывания йогинов, даков и дакинь, божеств мандалы. К ним относятся, в частности, Шамбала, гора Алханай в Бурятии и др. См. Дака, Дакини, Йогин.
  • ГОРНЕЕ МЕСТО

    в правосл. храме место за престолом в алтаре, где на возвышении ставится кафедра епископа.