Место
Место
Философский смысл термина: Раздел (сочинения, философии) (Цицерон, Квинтилиан); тема, предмет, вопрос (Квинтилиан); принципы, основоположения (Цицерон); время (Плиний Старший, Теренций. Лукреций); случай, возможность (Петроний).
Место
Положение в пространстве или пространство, занимаемое телом. Место – это «здесь» отдельного существа, так же как пространство – «здесь» всех существ (или сумма всех мест). Понятия пространства и места взаимосвязаны, мало того, одно предполагает другое настолько, что мы не можем дать определение ни тому ни другому, не впадая в порочный круг. Это два способа осмысления протяженности тел, данной нам в опыте: либо мы вписываем ее в какие‑то границы (место), либо в безграничное (пространство). Место, говорит Аристотель, есть «неподвижная граница объемлющего тела» («Физика», IV, 4). Тогда пространство – вмещающее, не имеющее границ.
Источник: Философский словарь.
МЕСТЬ
действие, представляющее собой акт расплаты за причиненное человеку в прошлом зло, осуществляемое по принципу «Око за око, зуб за зуб». При родовом строе М. являлась способом общественного воздаяния, осуществлявшегося в соответствии с примитивной формой понимания справедливости. «Безопасность индивида зависела от его рода; узы родства являлись мощным элемен- том взаимной поддержки; нанести кому-либо обиду значило обидеть его род» (Архив Маркса и Энгельса, т. IX, с. 67). С возникновением государства функция воздаяния переходит к нему. Поэтому М. приобретает форму индивидуального действия, подменяющего общественное осуждение причиненного зла и понесение соответствующего наказания за него. Иногда она может быть направлена не только против причинителя зла, но и против его родных и близких (кровная М.). Уже христианская мораль осуждает М., противопоставляя ей принцип непротивления злу насилием (Любовь, Смирение, Терпимость). Однако во всей истории об-ва, основанного на частной собственности, где каждый человек должен в основном сам отстаивать свои интересы перед др., М. остается неизбежным явлением во взаимоотношениях людей (требование «удовлетворения» посредством дуэли в дворянской морали. денежная компенсация нанесенного «морального ущерба» в буржуазном об-ве). Коммунистическая нравственность исключает М. из принципов поведения личности. Социалистическое об-во берет на себя охрану интересов каждого человека, поэтому личная М. рассматривается как незаконное присвоение личностью моральных и правовых функций об-ва, считается правонарушением или нравственно недопустимым актом. И само об-во, осуществляя правовые санкции, руководствуется не М., а целью предупредить правонарушения в дальнейшем, перевоспитать преступника, когда это представляется возможным. В. И. Ленин считал М. недопустимой даже по отношению к классовым врагам-Необходимость революционного насилия диктуется не требованием М. за прошлое угнетение, а формами сопротивления контрреволюции. Наказание военных преступников не акт М. по отношению к побежденной стране, а ограждение человечества от повторения подобных преступлений в будущем.
Источник: Словарь по этике
МЕСТО
часть пространства, центр соотношения физических тел. В античной философии понятие места было выдвинуто Аристотелем в противовес трактовке Платоном пространства как вместилища тел и интеллигибельной материи, что позволяло дать онтологическое обоснование геометрии и геометрически правильных тел (Tim., 52a—53d). У Аристотеля пространство представляет собой «индивидуальное достояние» чувственно-воспринимаемых (физических) тел, т. е. место (Phys., 209 аЗО). Его подход к определению пространства-места связан с учением о первой сущности-субстанции, которая есть то, что обладает самостоятельным существованием (Мет., 1029 а, 1092 а17). В противовес геометрическому пространству Платона Аристотель настаивает на осязательно-физической трактовке пространства-места, которое позволяет понять движение как изменение места (Phys., 211 а12 — 211 ЬЗО). Место — граница движущегося, а для всех движущихся тел — абсолютная граница. В космологии Аристотеля в соответствии с принципом «подобное стремится к подобному» развивается учение о движении тела к естественному месту (О Небе, 310 b). Эти два понимания места как границы объемлющего и как естественного противоречат друг другу, что было отмечено уже Симпликием (Simplicius Corollarium de loco, 605,15). В «Топике» Аристотель развивает учение об общих логических местах — топосах диалога. В Средние века христианская идея креационизма существенно модифицировала понятие места. Тварный мир трактовался как совокупность мест, а Бог исключался и из пространства и из времени. Фома Аквинский проводил различие между физическим и духовным местом (locus corporalis et spiritualis) (Summa theol., 1,102,1).
В философии Нового времени учение Аристотеля было подвергнуто критике (прежде всего Галилеем), и место отождествлялось с пространством и протяженностью. Декарт связывал место с определенным положением вещи относительно других, различая внешнее и внутреннее место (Начала философии, II 13—15). Отождествление пространства с местом характерно, напр., для Л. Эйлера (Reflections sur lespace et le temps, 1748, § XV). Согласно X. Вольфу, место — способ сосуществования тел друг с другом.
И. Кант, развивая «Топику» Аристотеля и раскрывая содержание трансцендентальной топики, называет трансцендентальным местом место, уделяемое нами понятию или в чувственности, или в чистом рассудке (Кант И. Критика чистого разума. М., 1998, с. 269), делая акцент на гносеологической характеристике места. Однако эта линия не получила в дальнейшем развития, и место в послекантовской философии трактовалось как единство пространства и времени, выраженное в изменении положения тел (К. Розенкранц). как расширение понятия протяженного пространства (О. Либман), как пространственное соотношение тел друг с другом (О. Кюльпе). Теория относительности А. Эйнштейна, введя принцип равноправия инерциальных систем, отказалась от поисков истинного «естественного» места тел, что и было подчеркнуто как физиками, так и философами науки 20 в. (Э. Касссирер, Г. Вейль, А. Эддингтон, В. Фок и др.). См. также Пространство, Время, Движение.
Лит.: Зубов В. П. Пространство и время у парижских номиналистов 14 в. — В кн.: Из истории французской науки. М., 1950; Гайденко П. П. Эволюция понятия науки. M.,19SO; Рожанскии И. Д. Развитие естествознания в эпоху античности. М., 1979; Асоян Ю. А. Учение Аристотеля о «естественных местах» и особенности античной культуры. — «Философские исследования», 1995, № 1, с. 65—99.
А. П. Огурцов
В философии Нового времени учение Аристотеля было подвергнуто критике (прежде всего Галилеем), и место отождествлялось с пространством и протяженностью. Декарт связывал место с определенным положением вещи относительно других, различая внешнее и внутреннее место (Начала философии, II 13—15). Отождествление пространства с местом характерно, напр., для Л. Эйлера (Reflections sur lespace et le temps, 1748, § XV). Согласно X. Вольфу, место — способ сосуществования тел друг с другом.
И. Кант, развивая «Топику» Аристотеля и раскрывая содержание трансцендентальной топики, называет трансцендентальным местом место, уделяемое нами понятию или в чувственности, или в чистом рассудке (Кант И. Критика чистого разума. М., 1998, с. 269), делая акцент на гносеологической характеристике места. Однако эта линия не получила в дальнейшем развития, и место в послекантовской философии трактовалось как единство пространства и времени, выраженное в изменении положения тел (К. Розенкранц). как расширение понятия протяженного пространства (О. Либман), как пространственное соотношение тел друг с другом (О. Кюльпе). Теория относительности А. Эйнштейна, введя принцип равноправия инерциальных систем, отказалась от поисков истинного «естественного» места тел, что и было подчеркнуто как физиками, так и философами науки 20 в. (Э. Касссирер, Г. Вейль, А. Эддингтон, В. Фок и др.). См. также Пространство, Время, Движение.
Лит.: Зубов В. П. Пространство и время у парижских номиналистов 14 в. — В кн.: Из истории французской науки. М., 1950; Гайденко П. П. Эволюция понятия науки. M.,19SO; Рожанскии И. Д. Развитие естествознания в эпоху античности. М., 1979; Асоян Ю. А. Учение Аристотеля о «естественных местах» и особенности античной культуры. — «Философские исследования», 1995, № 1, с. 65—99.
А. П. Огурцов
Источник: Новая философская энциклопедия