МЕССИАНИЗМ

Найдено 12 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

МЕССИАНИЗМ
учение о грядущем приходе в мир Мессии. Возникло в иудаизме, переосмыслено христианством, есть и в исламе.

Источник: Евразийская мудрость от а до Я

МЕССИАНИЗМ
учение о грядущем приходе в мир Мессии, Возникло в иудаизме, переосмыслено христианством, есть и в исламе.

Источник: Философско-терминологический словарь 2004

Мессианизм
Ожидание спасения от спасителя вместо того, чтобы заняться им самому. Следовательно, мессианизм есть противоположность философии.

Источник: Философский словарь.

Мессианизм
черта общественного сознания и философии, показывающая пророческий характер отдельной выдающейся личности или «Богом избранного народа», их способность предвидения хода истории, предугадывания средств для контроля и управления процессами социальной жизни.

Источник: Философия и методология науки (понятия категории проблемы школы направления). Терминологический словарь-справочник 2017

Мессианизм
1) религиозная вера в пришествие Мессии (спасителя), который явится с неба для установления “Царства божьего”. Существует в иудаизме и христианстве; 2) религиозное и религиозно-философское учение о богоизбранности определенной конфессии (народа) для выполнения особой, предопределенной роли в истории.

Источник: Философия логика и методология науки Толковый словарь понятий. 2010 г.

Мессианизм
евр. "машиах", "помазанный", "мессия") - религиозное течение, сконцентрированное на ожидании прихода Спасителя, Мессии. Мессианизм свойственен христианству, иудаизму, в определенном смысле - зороастризму, исламскому шиизму и исмаилизму. Бывает ортодоксальным, остающимся в рамках классических религиозных догматов и еретическим (выходящим за эти догматы). Мессианизм присущ большинству религиозных сект, проповедующих наступление скорого "конца света".

Источник: Философия политики: глоссарий

МЕССИАНИЗМ

(от Messias - помазанник) - "Вне богословской сферы, хотя и в связи с религиозными представлениями, у всех народов, игравших важную роль в истории, при возбуждении национального самосознания возникало убеждение в особом преимуществе данного народа как избранного носителя и совершителя исторических судеб человечества" (Вл.Соловьев). Мессианизм был привлекателен для ряда представителей русской религиозной философии (см.: РУССКАЯ ИДЕЯ). Отказываясь от чувства ответственности перед Богом, связанной с исторической миссией своего народа, мессианизм нередко перерождается в националистическое самоутверждение и стремление к первенству над другими народами, что делает невозможным исполнение этой миссии и препятствует улучшению нравственного состояния народа.

Источник: Краткий религиозно-философский словарь

Мессианизм
(от евр. машиах, мессия — помазанник)— религ. учение о мистич. спасителе человечества, «посланце бога». В иудаизме М. формируется в 3 – 2 вв. до н. э. как выражение чаяний народных масс на освобождение Иудеи от иноземных захватчиков. Идеи М. получают в Иудее особенно широкое распространение в период римского владычества. Они связываются в народном сознании с верой в наступление лучших времен и с надеждой на «царство божие». Впоследствии М. получил развитие в христианстве, основу к-рого составил миф о мессии Иисусе Христе. В средние века М. проявляется в различных ересях, возникавших как форма социального протеста крестьянских масс. Реакционная роль М. состоит в том, что он отвлекает трудящихся от борьбы за социальное преобразование об-ва, за освобождение от гнета и эксплуатации, снижает активность людей, уводит на путь пассивного выжидания «небесного освободителя».

Источник: Карманный словарь атеиста. Политиздат. 1986 г.

МЕССИАНИЗМ
от др.-евр. «машиах» - помазанник) — учение о грядущем пришествии в мир божьего посланца — мессии, призванного установить справедливый и угодный богу порядок. Возникло как выражение бессилия угнетенных масс, как иллюзорная надежда на помощь сверхъестеств. сил. В иудаизме мессией первоначально именовался царь, подвергшийся при интронизации церемонии помазания. После гибели евр. гос-ва в пророков книгах постепенно оформляется учение о мессии как грядущем избавителе евреев от иноземного гнета, призванном восстановить договор Яхве с его избранным народом. Вначале ожидался приход мессии на землю и его победа земными (военными) средствами, хотя и при неизбежном вмешательстве сверхъестеств. сил. По мере крушения реальных попыток нац.-государств. освобождения евреев ожидание прихода мессии принимало все более мис-тич. характер. В своеобразной форме М. проявился в христианстве. В соответствии с христ. эсхатологией второе пришествие мессии (Христа) должно последовать за первым, во время к-рого Христос выполнил лишь начальный этап возложенной на него богом-отцом миссии. Распространение христианства среди разл. народов Римск. империи вызвало трансформацию М. Приход мессии должен был означать уже избавление от бедствий всего человечества. Источник же зла, обусловившего необходимость искупления, был перенесен на первород. грех Адама и Ивы.

Источник: Атеистический словарь

МЕССИАНИЗМ
вера в пришествие «мессии» (от др.-евр. машлах - помазанник), т. е. «божеств, спасителя», «посланца бога». М. возник как выражение бессилия угнетенных масс, питавших иллюзию о возможности сверхъестеств. избавления от угнетателей. В иудаизме мессианистич. верования сформировались в III—II вв. до н. э. в связи с крахом надежд на восстановление самостоят. евр. царства и усилением эксплуатации нар. масс Иудеи. Вера в пришествие мессии в Иудее особенно усилилась после установления в стране римского владычества. Иудейский М. явился одним из идейных истоков формирования мессианистич. мифа об Иисусе Христе. Представления о мессии были широко распространены среди рабов и крепостных крестьян, ожидавших мессию как религ.-социального реформатора, не только в иудаизме и христианстве, но и в индуизме (представление об аватарах), в буддизме (представление о Майтрее - Майдари), в исламе (учение о «скрытом имаме») и др. религиях. Широкое распространение они получили в сектантстве. В ср. века М. как разновидность «ересей» сопутствовал мн. крестьянским движениям. В ср.-век. мессианистских иудейских движениях известны десятки лиц, выдававших себя за мессию. В новое время М. иногда проявлялся как форма протеста колониальных народов против классового и нац. гнета. Так, во время восстания тайпинов в Китае (1850 - 1865) один из его вождей - Хун Сю-цюань выдавал себя за сына Марии, младшего брата Иисуса. В 1916 в Южн. Нигерии Гаррик Сокари Браид объявил себя пророком Ильей и вместе со своими приверженцами проповедовал близкий конец власти «белого человека». В 1921 в Бельг. Конго объявил себя пророком Симон Кимбангу, к-рого его последователи провозгласили «спасителем и королем черных людей». Распространение М. в освободит. движениях нового времени является показателем их незрелости, неразвитости. Внушая надежду на освобождение от гнета при помощи бога, М. снижал и снижает активность масс в их классовой и нац.освободит. борьбе. Ныне идеи М. проповедуются наиболее реакц. слоями духовенства и сектантскими вожаками (в частности, адвентистами и иеговистами). Я. С. Шерп-Борисова, М. И. Шахнович

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.

Мессианизм

Вне богословской сферы, хотя в связи с религиозными представлениями, у всех народов, игравших важную роль в истории, при возбуждении национального самосознания возникало убеждение в особом преимуществе данного народа, как избранного носителя и совершителя исторических судеб человечества. Такое значение иногда связывается с тем или другим историческим героем, и М. национальный получает индивидуальное воплощение. Отчетливое выражение М. мы находим (кроме иудейства) только в новейшие времена; это учение предполагает понятие истории как целесообразного процесса, осуществляющего некоторую общую задачу, в исполнении которой должен первенствовать данный народ. Античному миру было чуждо такое понимание истории; оно остается чуждым и азиатскому Востоку, где, притом, всякий народ слишком мало знает и слишком презирает все другие, чтобы считать себя орудием, хотя бы и избранным, для их общего блага. Когда в новой Европе образовались самостоятельные народности, живущие общею жизнью, у каждой из них сознание своего превосходства и стремление к первенству приняли характер М. Таковы: учение о высшем призвании немецкого народа к осуществлению свободной разумности в мире, изложенное Фихте в его "Речах к немецкому народу"; М. французский, связанный частью с идеалами 1789 г. (Кинэ, Мишлэ), частью с личностью Наполеона, наконец с личностью Жанны д&Арк; М. польский Андрея Товянского, образовавшего целую школу последователей; М. русский, представляемый славянофильством. Однородные явления находим у итальянцев, англичан, скандинавов. В М. народов, лишенных политической самостоятельности (как немцы при господстве Наполеона, итальянцы до 1859 г., поляки), преобладает характер нравственный и героический, высшее призвание понимается как обязанность и подвиг; у народов торжествующих и могущественных М. принимает противоположный характер - призвание берется здесь как готовое преимущество или привилегия. Первого рода М. может быть важным двигателем национального обновления, как это было в Италии и особенно в Германии; М. другого характера вырождается в исключительный и безыдейный национализм (см.), препятствующий совершенствованию народа.
Вл. С.

Источник: Философский словарь Владимира Соловьева

МЕССИАНИЗМ
от др.-евр. "машиах" – мессия, помазанник) 1) Религ. учение о грядущем спасении человечества или той или иной его национальной или вероисповедной группы, к-рое якобы наступит в результате деятельности сверхъестественного существа – мессии, посланного для этой цели богом. Впервые в оформленном виде это учение возникло в древнем иудаизме. Оно отразило настроения и верования древних евреев в условиях чужеземного господства (ассиро-вавилонское, персидское, сиро-селевкидское, римское) и усиления классовой эксплуатации, когда было подорвано учение о покровительстве Яхве его избранному народу; возникла вера в то, что в определ. момент бог сменит гнев на милость и пришлет своего посланца, к-рый встанет во главе евреев и не только освободит их от чужеземного владычества, но и доставит им господствующее положение среди др. народов, а заодно уладит и все внутр. социальные конфликты. Иудейский М. существует вплоть до нашего времени. В значительной мере именно на идеологии М. базируется современный еврейский клерикализм и национализм. В христианстве М. подвергся коренным изменениям. Мессия-Христос призван спасти не один какой-либо народ, а все человечество. Изменения претерпела и легенда, объясняющая необходимость потустороннего вмешательства в земные дела: первородный грех Адама и Евы, искупление к-рого, согласно религ. верованиям, является осн. задачей мессии-Христа. По христ. вероучению, М. уже приходил в мир, но его миссия еще не до конца выполнена, поэтому предстоит второе пришествие Христа (см. Христианство, Евангелия). М. имеет место и в исламе, и в нек-рых др. религиях. Мусульмане-шииты, напр., ждут второго пришествия "скрытого имама", двенадцатого по счету верховного руководителя шиитов, долженствующего объявиться в роли махди-мессии. В истории М. часто являлся идеологич. оболочкой социальных и нац. движений. Яркими примерами здесь могут служить первая и вторая иудейские войны (66–73 и 132–135 н.э.), когда вожди освободит. движения Иохана из Гисхалы, Симон бар Гиора, Элеазар, Бар-Кохба рассматривались их последователями как мессии. Социальные движения в форме М. имели место и в истории ислама. Последнее по времени большое движение этого рода связано с именем Махди Суданского (1848–85), возглавившего в 1881 восстание суданцев против англ. колонизаторов и организовавшего независимое гос-во, захваченное Англией в 1898. 2) Историко-социологич. концепция, отводящая тому или другому народу исключительную, ведущую роль в историч. процессе (М. национальный). Мессианистские идеи высказывались в Польше (М. Воронич, Ю. Словацкий, Вроньский-Хене и др.), в России (славянофилами) и в др. странах. Лит.: ?анович ?., Очерк истории раннехристианской церкви, М., 1941; Крывелев И., Книга о библии, М., 1958, с. 185–192; Кrо?ski T., Koncepcje filozoficzne mesjanist?w polskich w po?owie XIX wieku, "Arch. Historii Filozofii i My?li Spo?ecznej", 1957, No 2. И. Крывелев. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.



Найдено научных статей по теме — 5

Читать PDF
100.43 кб

Христианский мессианизм как предпосылка научно-философского антропокосмизма

Зайцев Дмитрий Федорович
В статье раскрыто основное эмоционально-смысловое содержание христианского мессианизма в качестве предпосылки формирования концепции научно-философского антропокосмизма.
Читать PDF
1.21 мб

Биополитика, мессианизм и экономия спасения в философии Джорджо Агамбена

Сивков Денис Юрьевич
Читать PDF
109.15 кб

2002. 04. 012. Гольдстейн У. С. Мессианизм и марксизм: диалектические теории секуляризации Вальтера

Сокулер З. А.
Читать PDF
89.39 кб

Националистический мессианизм А. И. Герцена: утопия или реальность?

Воробьева Светлана Александровна
Герцен видел историческое предназначение России в синтезе гражданских, личностных начал западной цивилизации и коллективистских ценностей, в совмещении идеи личности и социальной справедливости.
Читать PDF
339.08 кб

«Глобалистика» в контексте традиций отечественного мессианизма и гипертекстуальности

Гриценко Василий Петрович, Есенькин Борис Семенович

Найдено книг по теме — 1