(от польск. meszczanin – горожанин; ср. нем. бюргер) – первоначально одно из сословий в России. Но уже А.И.Герцен придал этому термину внесословный и внеклассовый аксиологический смысл, понимая аналогичным образом и буржуазность. В дальнейшем развитии такого аксиологического понимания можно выделить следующие черты: «быть как все» (Иванов–Разумник), рабское преклонение перед авторитетом (М.Горький), потребительство, культ удовольствия (Бердяев), предпочтение «иметь» перед «быть» (Э.Фромм) и при всем этом - агрессивное и самодовольное неприятие инакомыслия, «восстание масс». По сути дела перед нами портрет конформиста. В аксиологической и предметно-функциональной типологии человека, предложенной в философии развивающейся гармонии, М. (масса) - это конформисты на уровне реализаторов. Массовая культура и общество потребления – это апофеоз М., точнее – манипулирующих их сознанием игроков – деструкторов.
Ист.: Сагатовский В.Н. Философия развивающейся гармонии (философские основы мировоззрения) в 3-х частях. Ч.3: Антропология. СПб. 1999. С. 217-226.; его же. Философия антропокосмизма в кратком изложении. СПб. 2004. С. 159-163; его же. Есть ли выход у человечества (критика образа жизни)? СПб. 2000. С. 89-97.
МЕЩАНСТВО
Мещанство
МЕЩАНСТВО
социально-психологический тип личности и система ценностей, генетически связанные с образом жизни и сознанием мелкого буржуа. В центре мещанских ценностей лежит желание обогатиться методичным, каждодневным трудом, благодаря трудолюбию, следованию намеченному плану, солидности, добровольной бережливости, терпению и упорству, осторожности. С развитием крупного капитала классические мещанские добродетели объективируются, становятся свойством не человека, а предприятия. Некогда единый буржуазный идеал раздваивается на противоположные образы: с одной стороны, человек, сделавший сам себя, предприниматель (В. Зомбарт), натура господская (М. Шелер), а с другой — мещанин. Их сочетание и формирует капиталистический дух, тем не менее образ мешанина все более принимает на себя роль антиидеала, сгустка всего отвергаемого в ценностном мире буржуа: он становится образцом недоверчивости, понимания счастья как состояния насыщения, застоя, прозаичности, ориентации на среднее, стремления к видимости добродетели, которая измеряется исключительно полезностью. Мещанство в качестве антиидеала — это порожденные серостью и бесцельностью существования приземленность притязаний и ненависть ко всему возвышающемуся над нормой, невосприимчивость к эстетической культуре («полезное, как правило, враждует с прекрасным» — Э. Шпрангер) и категоричность суждений о мире. Мещанство противостоит как аристократизму, так и революционной морали, его ценностное содержание выявлялось в ходе антикапиталистической критики (с дворянской, пролетарской, революционно-буржуазной позиций), полемики с консервативными взглядами в искусстве (романтизм, антимещанская волна в культуре 19 в.), критики со стороны «геройствующих» идеологий (фашизм). Поскольку мысль мещанина не переступает границ, которых не преступает жизнь мелкого буржуа (К. Маркс), ей противостояли самые разные, порой противоположные по содержанию, но возвышенные идеалы (социальные, нравственные и художественные). Ж. Сорель называл мещанство «идеалом моралиста», т. к. в нем мораль, опошлившись, воссоединяется с повседневностью, Лит.: Оссовская М. Рыцарь и буржуа. M., I987.
О. П. Зубец
О. П. Зубец
Источник: Новая философская энциклопедия
МЕЩАНСТВО
особый массовый социальный слой с весьма неопределенными границами, возникший в городе в результате урбанизации, в культурном отношении воплощающий определенные этапы адаптации традиционализма к городской культуре. М. в процессе урбанизации (точнее - псевдоурбанизации, так как она переносила в город традиционные ценности деревни) стало основным почвенным слоем в обществе. М.
характеризуется увеличением темпов развития умеренного утилитаризма, его ограниченным перерастанием в развитый, отличается ярко выраженным разрывом между ростом потребностей в потреблении и недостаточным ростом потребностей в творческом производстве, высоким уровнем потребностей "достать" по сравнению с потребностью заработать, произвести, тенденцией к уравнительности, парадоксальным образом сочетающийся с утилитаризмом. М.
характеризуется постоянной попыткой установить систему личностных отношения, создающих некоторый комфортный мир, бастионы локализма, центры циркуляции дефицита, системы взаимных услуг и т. д.
Оно постоянно поддается различного рода инверсионным колебаниям в масштабе общества при переходе от одного этапа к последующему.
М. служит обычно объектом наладок с разных сторон за отсутствие духовности, отказ от участия в различного рода политических и нравственных движениях, за приверженность утилитаризму, отсутствие интереса к вершинам культуры и т. д. Указание на принадлежность к М. в русской культуре всегда носило негативный характер. Например, С. Булгаков осуждал "мещанство буржуазных тенденций пролетариата". В основе большинства этих претензий лежит определенный утопизм, стремление быстрее гнать исторический прогресс, подчинить людей предвзятому монологу. Имеется, однако, и другая точка зрения, что М. - далеко не самый худший вариант социального развития: "Слишком часто теперь у нас в России европейское мещанство отрицается не во имя нового благородства и всемирной культуры, а во имя старого русского варварства и нового русского хулиганства. Но если нужно выбирать из двух зол меньшее, то ведь, пожалуй, мещанство лучше хулиганства" (Д.Мережковский, т. ХУ1). М. консервативно и относительно больше ценит себя и блага жизни, чем почва прошлого.
характеризуется увеличением темпов развития умеренного утилитаризма, его ограниченным перерастанием в развитый, отличается ярко выраженным разрывом между ростом потребностей в потреблении и недостаточным ростом потребностей в творческом производстве, высоким уровнем потребностей "достать" по сравнению с потребностью заработать, произвести, тенденцией к уравнительности, парадоксальным образом сочетающийся с утилитаризмом. М.
характеризуется постоянной попыткой установить систему личностных отношения, создающих некоторый комфортный мир, бастионы локализма, центры циркуляции дефицита, системы взаимных услуг и т. д.
Оно постоянно поддается различного рода инверсионным колебаниям в масштабе общества при переходе от одного этапа к последующему.
М. служит обычно объектом наладок с разных сторон за отсутствие духовности, отказ от участия в различного рода политических и нравственных движениях, за приверженность утилитаризму, отсутствие интереса к вершинам культуры и т. д. Указание на принадлежность к М. в русской культуре всегда носило негативный характер. Например, С. Булгаков осуждал "мещанство буржуазных тенденций пролетариата". В основе большинства этих претензий лежит определенный утопизм, стремление быстрее гнать исторический прогресс, подчинить людей предвзятому монологу. Имеется, однако, и другая точка зрения, что М. - далеко не самый худший вариант социального развития: "Слишком часто теперь у нас в России европейское мещанство отрицается не во имя нового благородства и всемирной культуры, а во имя старого русского варварства и нового русского хулиганства. Но если нужно выбирать из двух зол меньшее, то ведь, пожалуй, мещанство лучше хулиганства" (Д.Мережковский, т. ХУ1). М. консервативно и относительно больше ценит себя и блага жизни, чем почва прошлого.
Источник: Социокультурный словарь по книге Критика исторического опыта
МЕЩАНСТВО
моральное качество, в общей форме характеризующее образ жизни и мышления, к-рому присущи ограниченность жизненных идеалов узко личными интересами, проявление трусости и приспособленчества в политическом отношении, ханжества в морали, вульгарности во вкусах; близко по значению к пошлости. Первоначально понятие М. имело лишь социально-экономический смысл (в дореволюционной России так называлась городская мелкая буржуазия). Но уже с середины XIX в. под влиянием комедии Ж. Б. Мольера, рус. перевод к-рой был озаглавлен «Мещанин во дворянстве», в этот термин стали вкладывать определенный морально-эстетический, а затем и идейно-политический смысл, характеризуя им миропонимание и поведение, типичные для данной прослойки. М. метко охарактеризовал В. Г. Белинский: «...есть еще середина, которая... часто бывает хуже крайностей...» Это сословие, «которое на низшее смотрит с благородным презрением и чувством собственного достоинства, а на высшее с благоговением. Оно изо всех сил хлопочет быть их верною копиею; но назло себе остается каким-то средним пропорциональным членом, с собственною характеристикою, которая состоит в отсутствии всякого характера, всякой оригинальности и которую всего вернее можно выразить мещанством во дворянстве». С тех пор под М. стали понимать сужение жизненных интересов стремлением к личному счастью (т. наз. «мещанское счастье»), хамское презрение к низшим по социальному положению людям и раболепство перед высшими слоями об-ва, вульгарность во вкусах. Против М. в его волитическом и моральном смысле активно выступали в своих статьях прогрессивные деятели культуры России и Запада, а с конца XIX в. - В. И. Ленин и М. Горький. В лексиконе социалистического об-ва термин «М.» означает стремление «устроить жизнь» любыми средствами, приспособиться к обстановке и найти пути к «успеху по службе» и личному процветанию, рабскую подражательность во вкусах или приверженность тому, что считается «стильным», попытки внешне выделиться среди массы людей, доказать свое превосходство и оригинальность, трусливую беспринципность в общественно-политической жизни. Коммунистическая нравственность осуждает всякие проявления М. Важнейшей формой борьбы с ним является воспитание у людей коммунистической сознательности, духовной культуры и высоких эстетических вкусов.
Источник: Словарь по этике
МЕЩАНСТВО
система ценностей, связанная с образом жизни и сознанием мелкого буржуа. Первоначально М. — мещанское сословие, городской ремесленно-торговый слой, мелкая буржуазия; со временем же складывается представление о М. как о культурном типе, а не сословии (В.Зомбарт).
В центре мещанских ценностей лежит желание обогатиться благодаря методичному, каждодневному труду, следованию намеченному плану, солидности, добровольной бережливости, терпению и упорству, осторожности.
С развитием крупного капитала классические мещанские добродетели объективируются, становятся свойством не человека, а предприятия. Некогда единый буржуазный идеал раздваивается на два противоположных образа: с одной стороны, человек, сделавший себя сам, предприниматель, «натура господская» (М.Шслер), образ, выражающий динамическое начало в ценностном мире капитализма и поэтому противостоящий рыцарству, а с другой — мещанин, образ, выражающий статичность и основательность нового ценностного мира и потому противостоящий аристократизму. Их сочетание и формирует капиталистический дух; тем не менее образ мещанина все более принимает на себя роль антиидеала, сгустка всего отвергаемого в ценностном мире буржуа: он становится образцом недоверчивости, понимания счастья как состояния насыщения, застоя, прозаичности, ориентации на среднее, измерения добродетели исключительно полезностью, стремления к видимости добродетели. М. в качестве антиидеала - это приземленность притязаний, ненависть ко всему возвышающемуся над нормой, невосприимчивость к тонкому вкусу и изящной культуре, категоричность суждений о мире, опирающихся на серость собственного существования, бесцельность. М. противостоит аристократизму, революционной морали, его ценностное содержание выявлялось в ходе критики капитализма (с дворянской, пролетарской, революционно-буржуазной позиций), критики консервативных взглядов в искусстве (романтизм, антимещанская волна в культуре 19 в.), критики со стороны «геройствующих» идеологий (напр., фашизма). Мысль мещанина не преступает границ, к-рых не преступает жизнь мелкого буржуа (К.Маркс), поэтому ей противостояли самые разные, порой противоположные по содержанию, но возвышенные идеалы: социальные, нравственные и художественные. Ж.Сорель называет М. «идеалом моралиста», т.к. в нем мораль, опошлившись, воссоединяется с повседневностью. Л и т.: Оссовская М. Рыцарь и буржуа. М.: Прогресс, 1987. О. П. Зубец
В центре мещанских ценностей лежит желание обогатиться благодаря методичному, каждодневному труду, следованию намеченному плану, солидности, добровольной бережливости, терпению и упорству, осторожности.
С развитием крупного капитала классические мещанские добродетели объективируются, становятся свойством не человека, а предприятия. Некогда единый буржуазный идеал раздваивается на два противоположных образа: с одной стороны, человек, сделавший себя сам, предприниматель, «натура господская» (М.Шслер), образ, выражающий динамическое начало в ценностном мире капитализма и поэтому противостоящий рыцарству, а с другой — мещанин, образ, выражающий статичность и основательность нового ценностного мира и потому противостоящий аристократизму. Их сочетание и формирует капиталистический дух; тем не менее образ мещанина все более принимает на себя роль антиидеала, сгустка всего отвергаемого в ценностном мире буржуа: он становится образцом недоверчивости, понимания счастья как состояния насыщения, застоя, прозаичности, ориентации на среднее, измерения добродетели исключительно полезностью, стремления к видимости добродетели. М. в качестве антиидеала - это приземленность притязаний, ненависть ко всему возвышающемуся над нормой, невосприимчивость к тонкому вкусу и изящной культуре, категоричность суждений о мире, опирающихся на серость собственного существования, бесцельность. М. противостоит аристократизму, революционной морали, его ценностное содержание выявлялось в ходе критики капитализма (с дворянской, пролетарской, революционно-буржуазной позиций), критики консервативных взглядов в искусстве (романтизм, антимещанская волна в культуре 19 в.), критики со стороны «геройствующих» идеологий (напр., фашизма). Мысль мещанина не преступает границ, к-рых не преступает жизнь мелкого буржуа (К.Маркс), поэтому ей противостояли самые разные, порой противоположные по содержанию, но возвышенные идеалы: социальные, нравственные и художественные. Ж.Сорель называет М. «идеалом моралиста», т.к. в нем мораль, опошлившись, воссоединяется с повседневностью. Л и т.: Оссовская М. Рыцарь и буржуа. М.: Прогресс, 1987. О. П. Зубец
Источник: Этика. Энциклопедический словарь. М. Гардарики 2001