коллективные и односторонние акции государств, направленные на предотвращение войны как ядерной, так и обычной, профилактику возникновения в оружейных конфликтов и кризисных ситуаций, стабилизацию стратегической обстановки и укрепление безопасности, а также создающие благоприятный политический климат доверия для достижения и осуществления соглашений об ограничении и сокращении вооружений. Эти акции осуществляются путем принятия специальных мер (как политического и международно-правового характера, так и военно-технического, информационного характера), к-рые должны обеспечивать предсказуемость политических намерений государств и их военной деятельности, устранять риск неправильной интерпретации военной деятельности друг друга, затруднять скрытую подготовку к войне, равно как и развязывание вооруженных конфликтов вследствие случайности, несанкционированных действий.
М. д. в военной области распространяются как на военную деятельность в стратегической, ядерной области (напр., меры по предотвращению ядерной войны), так и на военную деятельность обычных вооруженных сил (уведомления об учениях, передвижениях войск). М. д.— относительно новый международно-правовой институт. Решающую роль в их внедрении в практику современных международных отношений сыграл Советский Союз и др. страны социалистического содружества. Впервые их детальная разработка была осуществлена на Совещании по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) в Хельсинки. В качестве составного элемента они вошли в Заключительный акт СБСЕ 1975 («Документ по мерам укрепления доверия и некоторым аспектам безопасности и разоружения»). Хельсинкские договоренности по М. д. в военной области предусматривают следующие меры: предварительные уведомления о крупных военных учениях сухопутных войск общей численностью более 25 тыс. чел. (направляются за 21 день или более до начала учения); взаимный обмен в добровольном порядке наблюдателями на военных учениях; содействие обменам по военной линии. Особенностью М. д., закрепленных в хельсинкских договоренностях, является их политическая, а не юридическая обязательность.
Советский Союз подходит к М. д. с позиций конструктивизма и реализма, выступая за их расширение и совершенствование. Суть позиции СССР по М. д. состоит в сочетании широкомасштабных шагов политического и международно-правового порядка с мерами военно-технического плана, их осуществлении в тесной взаимосвязи с процессом ограничения и сокращения вооружений.
Новым качественным этапом в развитии советской концепции М. д. стал XXVII съезд КПСС. Особое значение в этом плане имеет программа создания всеобъемлющей системы международной безопасности. Советская дипломатия выступает за новаторский подход к М. д., обогащая теорию и практику М. д., используя все многообразие их форм. Отражением такого подхода явилось принятие СССР в одностороннем порядке обязательства не применять первым ядерное оружие (вступило в силу в 1982), предложение о заключении договора о взаимном неприменении военной силы и поддержании отношений мира между государствами — участниками Варшавского Договора и государствами — членами НАТО (1983). К этому же разряду М.д. относится решение СССР не выводить в космическое пространство противоспутниковое оружие до тех пор, пока подобного шага не сделают США, и др.
Комплекс М. д. в ядерной, стратегической области СССР предложил и на советско-американских переговорах об ограничения и сокращении стратегических вооружений (ОССВ). Ряд предложений по М. д. СССР внес и на венских переговорах о взаимном сокращении вооруженных сил и вооружений в Центральной Европе. СССР и др. Страны социалистического содружества сыграли инициативную роль в принятии на мадридской встрече представителей государств — участников СБСЕ решения о созыве Конференции по мерам укрепления доверия и безопасности и разоружению в Европе, первый этап к-рой проходил в Стокгольме (1984 — 86). На ней социалистические страны выступили за разработку дополнительных М. д., а также за сочетание М.д. военного характера с мерами политического и международно-правового порядка.
Принятый на конференции документ содержит широкий комплекс мер укрепления доверия, к-рый значительно расширен и дополнен новыми элементами по сравнению с положениями хельсинкского Заключительного акта. Эти меры, вступившие в силу с 1.1 1987, являются важным фактором укрепления взаимопонимания и повышения стабильности в Европе. Дальнейшее обсуждение мер доверия: будет продолжено на втором этапе конференции, решение о начале к-рого будет принято на венской встрече представителей государств — участников СБСЕ. В плане дальнейшей разработки М.д. в 1987 между СССР и США подписано соглашение о создании центров по уменьшению ядерной опасности.