МЕРСЬЕЛуи Себастьян
МЕРСЬЕЛуи Себастьян
Mercier), (6 июня 1740 – 25 апр. 1814) – франц. писатель и философ. В ранний период своей деятельности (до 1792) выступил как деист и как пропагандист просветит. идеологии, критиковал пороки франц. общества, порожденные феодализмом (многочисл. драмы, очерки париж. быта: "Картины Парижа" – "Tableau de Paris", v. 1–2, 1781; рус. пер. – т. 1–2, 1935–36, политич. труды). Политич. программа М. ярче всего выражена в его утопич. романе "Год 2440" ("L´an 2440, r?ve s´il en f?t jamais", 1771), где рисуется разумно устроенное общество, в к-ром осуществлены осн. идеалы просветителей. Приветствуя франц. бурж. революцию как начало предсказанных им перемен, М. принял в ней деятельное участие (член Законодат. собрания, Конвента). Будучи членом Якобинского клуба, М., однако, опасался углубления революции, к-рого желали руководители якобинцев. В период якобинской диктатуры М. был арестован за близость к жирондистам. В результате тяжелого духовного кризиса М. отошел от просветит. идей, стал защитником религии. Выступал с опровержением сенсуализма Локка и Кондильяка как учения, подрывающего нравственность. Сенсуализму М. противопоставил учение о врожденных идеях. Испытал сильное влияние кантовской философии и стал ее проводником во Франции [см. "Magazin Encyclop?dique", 1801, No 4, p. 250–52 и 1802, No 2, p. 79–83; "Journal des D?bats" (del 21 pluvio?e, an. X) ]. Эволюция мировоззрения M. – яркий образец поворота бурж. идеологов вправо после того, как революция осуществила непосредств. цели буржуазии и грозила развязать самостоят. активность нар. масс. "...В начале XIX века, – писал Лафарг, – наша буржуазия, покончив дело революционного разрушения, принялась отрицать свою вольтерианскую философию; в моду опять вошел католицизм, который Шатобриан размалевывал ...романтическими красками, и Себастьян Мерсье импортировал идеализм Канта, чтобы добить материализм энциклопедистов, пропагандисты которого были гильотинированы Робеспьером" (цит. по кн.: Ленин В. И., Соч., т. 14, с. 189–90). Как драматург и теоретик искусства М. выступил в первый период своей деятельности крупным реформатором, продолжавшим дело, начатое Дидро ("О театре, или Опыт о драматич. искусстве" – "Du Th??tre, ou Nouvel essai sur l´art dramatique", 1773). M. обосновывал необходимость демократизации театра, высокой социальной значимости драматургии. Драмы М. были широко известны во мн. странах Европы (в т.ч. в России). Критикуя классицизм, призывая к изображению сильных естеств. страстей, пропагандируя Шекспира, М. явился предшественником прогрессивных романтиков начала 19 в. Соч.: Le songes et visions philosophiques, Amst.–P., 1788; Fictions morales, v. 1–3, P., 1792; Histoire de France, depuis Clovis jusqu ’ au r?gne de Louis XVI, v. 1–6, P., 1802; Charit?, P., 1805; в рус. пер. – Философич. снов часть 1, содержащая в себе шесть сновидений. Переведенная с франц. на российский яз. Иваном Долгоруковым, ч. 1–2, М., 1780–81; Основания нравственности и политич. экономии (Вольный перевод), М., 1860. Лит.: Иванов Ив., Политич. роль франц. театра в связи с философией XVIII в., [М., 1895 ]; его же, Сен-Симон и сен-симонизм, [М., 1901 ]; История франц. лит., т. 1, М.–Л., 1946, с. 785–88; Левбарг Л., Л. С. Мерсье, Л.–М., 1960; Zollinger O., L. S. Mercier als Dramatiker und Dramaturg, Strasb., 1899, В?clard, L.-S. Mercier..., P., 1903; San Giоrgin J., S. Mercier dramaturgische Ideen im "Sturm und Drang", Basel, 1921; Vallois M., La formation de 1´ influence kantienne en France, P., [1925 ]; ?usey W. W., L.-S. Mercier in Germany..., N. Y., 1939. В. Кузнецов. Москва.
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.