МЕРКУЛОВ Игорь Петрович

Найдено 1 определение
МЕРКУЛОВ Игорь Петрович
(16.11.1945-18.2.2008) - спец. в обл. теории познания; д. филос. н., проф. Р. в Москве. Окончил филос. ф-т МГУ (1969), асп. ИФ АН СССР (1971). В 1972 защитил канд. дисс, в 1983 — диссертацию на соискание степени д-ра филос. наук. Работал в Ин-те философии АН СССР, с 1972 - м.н. с, с 1982 - ст. н. с, с 1986 — вед. н. с, и. о. зав. сектором, с 1989 — зав. сектором. С 1992 до конца жизни — зав. сектором эволюционной эпистемологии ИФ РАН. С 2006 был зам. директора ИФ РАН по научной работе. Отв. ред. и соавтор семи колл. монографий. Обл. науч. интересов — эпистемология, филос. науки, когнитивная наука. Первые работы М. посвящены иссл. эпистемологических и методол. проблем развития научного знания — анализу гипотетико-дедуктивной модели научных теорий, соизмеримости теорий, критериев научности теор. знания и т. д. В дальнейшем в его поле зрения оказывается круг вопросов, касающихся метода гипотез и его роли в развитии науч. познания, построения моделей роста теор. знания в эпоху научных революций. Отталкиваясь от эволюционных представлений и используя возможности информац. подхода к иссл. процессов роста науч. знания, М. в своих исследованиях 1980-х разработал модель формирования новых науч. теорий, отправным пунктом которого выступают селективно ценные ad hoc гипотезы. В 1990-х гл. направлением иссл. М. становятся проблемы когнитивной эволюции, эволюции когнитивных способностей, синтеза эволюционной эпистемологии и вычислительной эпистемологии, эпистемологии науки. В начале XXI в. эти иссл. завершаются разработкой концепции эволюционно-информац. эпистемологии, интегрирующей совр. эволюционные представления и общепринятые в когнитивной науке модели переработки информации. С т. зр. этой концепции когнитивная (познавательная) активность относится к основополагающим видоспецифичным поведенческим характеристикам человека, обеспечивающим его выживание как биол. существа. Эта когнитивная актив ность обусловлена нашей биол. конституцией, она является внутр. императивом генетически контролируемой работы когнитивной системы человека. Человеческое познание означает поиск и приобретение нового знания, создание какой-то новой адаптивно ценной когнитивной (в том числе культурной) информации, к-рая увеличивала бы приспособленность людей и их шансы на выживание. Поэтому оно выступает как видоспецифичная, опосредованная культура, форма информац. контроля окружающей среды и внутр. когнитивных состояний людей как биол. существ, обладающих сознанием и ведущих соц. образ жизни. Эволюционно-информац. эпистемология исходит также из предпосылки, что познание как процесс разворачивается между познающим субъектом и познаваемым объектом (действительностью). Поэтому структура человеческого познания обусловлена как объектом, так и субъектом, она основывается и на структурах внешнего мира, и на структурах нашей когнитивной системы, на работе наших когнитивных способностей. Важной предпосылкой развития человеческого познания является продолжающаяся биол. эволюция популяций Homo sapiens, к-рая преимущественно носит характер нейроэволюции (эволюции нейронных структур). В ходе нейроэволюции естеств. отбор идет по когнитивным функциям мозга, поскольку соответствующие селективные преимущества в относительно большей мере способствуют адаптации и выживанию людей. Нейроэволюция, т. о., тесно взаимосвязана с когнитивной эволюцией человеческих популяций, т. е. с эволюцией когнитивных способностей людей, в том числе с адаптивно ценными изменениями в доминирующих когнитивных типах мышления, в символьном (вербальном) сознании, в работе памяти и т. д. Благодаря развитию дух. и материальной культуры (науки, техники, технологий, средств коммуникаций и т. д.) сообщества людей обрели возможность изменять свой окружающий мир, а тем самым и создавать новые факторы естеств. отбора и своей собственной биол. (когнитивной) эволюции. Любой значимый прогресс в культурной и соц. эволюции (напр., возникновение с.-х. производства, появление городов и т. д.) ставил и ставит людей перед необходимостью адаптации к новой социокультурной среде. В силу этого культурная эволюция оказывает исключительно сильное селективное давление на биол. (когнитивную) эволюцию человеческих популяций (эволюцию когнитивных способностей). С др. стороны, доминирующие (статистически преобладающие в человеческих популяциях и этнических группах) когнитивные типы мышления в известных границах направляют культурную эволюцию этнических общностей в определ. русло, а существенные когнитивно-эволюционные изменения, как правило, получают соответствующую репрезентацию в дух. культуре, в мировоззренч. структурах — в религ. представлениях, в полит, и бытовых мифах, идеол. доктринах, в филос. учениях, теор. науке, искусстве и т. д.
Соч.: Гипотетико-дедуктивная модель и развитие научного знания. М., 1980; Метод гипотез в истории научного познания. М., 1983; Когнитивная эволюция и творчество. (Отв. ред. и соавтор). М., 1995; Эволюционная эпистемология: Проблемы, перспективы. (Отв. ред. и соавтор). М., 1996; Истоки сакрализации теоретической науки // ВФ. 1998. № 10; Когнитивная эволюция. М., 1999; Эволюция. Мышление. Язык. (Отв. ред. и соавтор). М., 2000; Эпистемология. Т. 1. СПб., 2003; Эволюция. Мышление. Сознание. (Отв. ред. и соавтор). М., 2004; Эволюционируют ли наши когнитив ные способности? // ВФ. 2005. № 3; Сознание как когнитивная способность // Эпистемология и философия науки. 2005. № 4; Когнитивные способности. М., 2005; Эпистемология. Т. 2. СПб., 2006; Философия науки. Феномен сознания. Вып. 12. (Отв. ред. и соавтор). М., 2006.

Источник: Философы России начала XXI столетия Биографии идеи труды. Энциклопедический словарь 2009