термин «образовательный менеджмент» употребляется: 1) для обозначения группы людей по профессиональному признаку, т.е. под менеджментом может пониматься группа людей, выполняющих управленческие функции и задачи в системе образования; 2) для обозначения отдельной личности, входящей в эту группу: любой человек, который выполняет управленческие функции в учебных заведениях (ректор — Chancellor/ President/Rector; проректор — Vice-Chancellor/ Vice-President, Vice-Rector; декан и т.д., руководитель/начальник подразделения, отдела); 3) для обозначения учебной дисциплины: менеджмент в целом и образовательный менеджмент в частности является областью учебной специализации или предметом отдельного изучения, т.е. особой областью знаний, преподавание которой ведется как в рамках получения высшего образования (на уровне бакалавриата, что, как правило, достаточно редко), так и на уровне магистратуры, аспирантуры или сертифицированного дополнительного образования; 4) для обозначения процесса: менеджмент является процессом, т.к. предполагает выполнение целого ряда специфических видов деятельности или функций, таких, как планирование, прогнозирование, организация, координирование учебного процесса, контроль за обеспечением качества обучения, контроль результатов образовательной деятельности, управление финансовыми и человеческими ресурсами и т.д.
Менеджер в сфере образования должен: владеть общими вопросами теории организационных структур, понимать основные принципы, структуру, особенности функционирования организаций, владеть специальными знаниями относительно учреждений образования как организационных структур; понимать роли и функции администраторов различных уровней в организациях, их обязанности и уровень ответственности; знать особенности работы и принципы взаимодействия с различными клиентами системы образования (обучающимися – учениками, студентами, магистрантами, аспирантами, выпускниками, родителями, государственными учреждениями, правительственными представительствами, фондовыми организациями и т.д.); владеть специальными знаниями, умениями и навыками, необходимыми для управленцев учебных заведений, такими как финансовые и правовые знания; вопросы планирования, прогнозирования, организации, координирования учебного процесса и научно-исследовательской деятельности; контроль за обеспечением качества обучения, результатов образовательной деятельности; управление финансовыми и человеческими ресурсами; эффективные приемы менеджмента и т. д; иметь достаточный уровень компетентности (теоретический и практический) для ведения учебной, учебно-поисковой и научно-исследовательской деятельности.
В программе подготовки менеджеров в сфере образования, к примеру в США (менеджмент высшей школы – вузовский менеджмент), предусмотрен ряд курсов, способствующих пониманию соответствующих аспектов функционирования высших учебных заведений, знакомящих с современными теориями организации и управления, помогающими пониманию и эффективному решению образовательных и управленческих проблем, нацеленных на развитие способностей межличностного общения и организации групповой деятельности. В качестве примера ниже приведен перечень основных курсов, предлагаемых в рамках подготовки менеджеров в образовании: Доступ (к высшему образованию) и условия успеха для меньшинств; Американский колледж; Профессорско-преподавательский состав: политика, практика и проблемы; Финансы в высшем образовании; Руководство высшим образованием; История высшего образования; Инновации в высшем образовании; Фандрейзинг/ресурсное обеспечение вуза; Оценка учебного заведения и планирование; Право и высшее образование; Образовательная политика в высшей школе; Социология высшего образования; Студенты вузов; Обучение и учение в высшем образовании; Управление студенческим персоналом; Телекоммуникации в высшем образовании; Объединения/ союзы и коллективное соглашение/договор; Компьютерные технологии для администраторов; Динамика профессионального развития; Групповые рекомендации; Введение в «педагогику будущего»; Управление информационными системами.