МЕНЕДЖЕРИЗМ
МЕНЕДЖЕРИЗМ
от англ. manager – управляющий) – совр. бурж. теория управления. М. объявляет своей целью создание науки, формулирующей "осн. принципы управления", пригодные для любой человеч. орг-ции. Практич. применение этих принципов позволит якобы устранить противоречия капитализма и обеспечит его процветание. Являясь апологией капиталистич. способа произ-ва, М. в искаженной идеологич. форме отражает объективные процессы организации совр. обществ. произ-ва. Противоречивый характер М. обусловлен двойств. природой управления в условиях капитализма: с одной стороны, оно представляет собой неотъемлемую принадлежность всякого обществ. процесса произ-ва, а с другой – выступает в качестве орудия практич. реализации власти капитала над рабочими. М. развивается в тесной связи с конкретными исследованиями (организация труда управленч. персонала различных звеньев, выработка оптимальных методов и систем управления, искусство администрирования, техника управления, психология управления, взаимоотношения между администрацией и рабочими, профсоюзами и т.п.), к-рые содержат подчас позитивный материал, отражающий стремление капиталистов к сокращению издержек произ-ва путем рационализации. Однако усиливается тенденция к превращению М. в идеологич. оружие монополистич. капитала. Большинство теоретиков М. называет "отцом научного менеджмента" Ф. У. Тейлора (1856–1915), теория к-рого получила распространение в первые десятилетия 20 в. В дальнейшем тейлоризм подвергся критике за "ограниченность", "механицизм", "игнорирование человеч. фактора". На смену концепции "управления машинами" пришла концепция "управления людьми", и в 30–50-х гг. 20 в. развитие бурж. теорий управления происходило гл. обр. на основе доктрины "человеческих отношений". Однако в 50-х гг. нек-рые бурж. теоретики управления признали упования на "моральные стимулы", "человеч. фактор" также односторонними. В 50–60-х гг. получает развитие новое направление М., стремящееся примирить обе школы. Наиболее видные представители М. тесно связаны с крупными монополиями и нередко работают в качестве консультантов фирм по вопросам "деловой политики", "методов управления", "индустриальных отношений" и т.п. (П. Дракер, Р. К. Дейвис, Д. Мак-Грегор, У. Ньюмен, Г. Ливитт, А. Коул и др.). Теоретики М. стремятся слить воедино организационно-технич. функции управления с идеологич. защитой капиталистич. строя, извращают сущность капиталистич. отношений, изображая бизнес в качестве верного служителя интересов всего общества. Они утверждают, что капиталистич. общество находится в состоянии "революции" ("капиталистической" – Берл, "организационной" – Боулдинг, "революции менеджеров" – Бернхейм), что власть капиталистов сменяется властью управляющих, к-рые действуют в интересах всех слоев общества. Методологич. основой концепций М., наряду с социологич. эмпиризмом позитивистского толка, является субъективистское, волюнтаристское истолкование историч. процесса, идеализация и фетишизация функции управления. Рассмотрение производств. отношений людей подменяется описанием технич. взаимоотношений работников, а анализ реальных экономич. явлений – рассуждениями о психологии индивидов, рассматриваемых вне связи с социально-экономич. отношениями. В 50 – нач. 60-х гг. 20 в. М. получил широкое распространение в США, Англии, Франции, ФРГ, Италии и др. капиталистич. странах. Существуют и междунар. орг-ции по М.: Междунар. ин-т развития менеджмента (International Management Development Institute) в Женеве, Европ. ассоциация центров по подготовке менеджеров (European Association of Management Training Centers), Междунар. ассоциация менеджмента (International Management Association) и др. В США в разработку проблем М. наряду со специалистами-теоретиками включаются бизнесмены. Теория менеджмента преподается в большинстве колледжей и ун-тов США в качестве одного из важнейших предметов. Разработкой М. заняты Амер. ассоциация менеджмента – American Management Association, Об-во совершенствования менеджмента – Society for Advancement of Management, Ин-т менеджментских наук – Institute of Management Sciences и др. издаются журналы: "Advanced Management", "Business Management", "Harvard Business Review" и др. Лит.: Миллс Р., Властвующая элита, пер. с англ., М., 1959; Гвишиани Д. М., Социология бизнеса. Критич. очерк амер. теории менеджмента, М., 1962; его же, "М." – амер. социология бизнеса, "Вопр. философии", 1961, No 5; Васильев ?., ? бурж. теории "революции управляющих", "Вопр. экономики", 1963, No 5, Berle А. А., and Means G. С., The modern corporation and private property, N. Y., 1934, Воwen ?., Social responsibilities of the businessman, ?. ?., [1953 ], Drucker P. F., The practice oi management, ?. ?., [1954 ]; The executive life by the editors of Fortune, N. Y., 1956; Dimосk ?. ?., A philosophy of administration, N. Y., 1958; Leavitt H. J., Managerial psychology, Chicago, 1958; Harbison F. and Myers Ch. ?., Management in the industrial world: an international analysis, N. Y., 1959; Brown W., Exploration in management, L. [a. o. ], [1960 ]; Dale E., The great organizers, N. Y., 1960. Д. Гвишиани. Москва.
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.