ок. 340—265 до н. э.) — греческий философ-сократик, друг Асклепиада из Флиунта, глава эретрийской философской школы (см. Элидо-эретршская школа). Был известен как острослов, завзятый спорщик и видный городской политик. Сочинений не оставил, прославился в основном своими острыми замечаниями и близким к киническому мировосприятием. Из собственных идей Менедема можно отметить обращение сократовской формулы «добродетель есть знание» в «только знание есть благо, хотя и называется многими именами». Основной источник сведений о Менедеме — Диоген Лаэртий, который, в частности, сообщает, что «о школе своей он заботился мало» и «порядка при нем не было заметно» (Diog. L. VII 131). Среди анекдотов, которыми заполнена глава о Менедеме у Диогена, сохранились образцы его обсуждений с Алексином софизмов вроде: «Польза и благо — разные вещи?» — «да» — «значит, польза не есть благо» и т. п., а также критические выпады против стоика Персея. Особенное восхищение из всех философов у Менедема вызывал мегарик Стильпон, след влияния которого можно усмотреть в пристрастии Менедема к обсуждению проблем предикации, отрицания и условных высказываний.
Лит.: Knoepfler D. La vie de Menedeme dEretrie de Diogene Laerce. Basel, 1991.
M. A. Солопова
МЕНЕДЕМ из Эретрии
МЕНЕДЕМ из Эретрии
Источник: Новая философская энциклопедия
МЕНЕДЕМ ИЗ ЭРЕТРИИ
МЕНЕДЕМ ИЗ ЭРЕТРИИ (????????? ? ?????????) (ок. 345-261 до н. э.), греческий философ-сократик, основатель Эретрийской школы (см. Элидо-Эретрийская школа). Был известен как политический деятель: будучи главой города (?????????), ездил послом к Птолемею I и Лисимаху, у Деметрия Полиоркета добился для Эретрии уменьшения ежегодной подати. Учился философии у мегарика Стильпона, представителей Элидскои школы Мосха и Анхипила, в Афинах слушал академика Полемона и перипатетика Теофраста. Ок. 310-307 возглавил свою школу (о которой, по замечанию Диогена Лаэртия, «он заботился мало»), во многом близкую к Мегарской. Стильпон был для М. образцом для подражания, его влияние можно усмотреть в пристрастии М. к обсуждению проблем предикации, отрицания и условных высказываний. Согласно Антигону из Кариста, на которого ссылается Диоген Лаэртий (основной источник сведений о М., см. D. L. II 126-144), сочинений не писал, прославился в основном своими острыми замечаниями и близким к ки-ническому мировосприятием, а также дружбой с Асклепиадом из Флиунта. Менедем и Асклепиад - единственные известные по имени представители «Эретрийской школы». Стремясь вслед за мегарскими мыслителями избежать превращения одного во множество, «эретрийцы», по свидетельству Симпликия, избегали приписывать субъекту предикат (????? ???? ??????? ?????????????), и использовали тавтологичные суждения без применения глагола-связки еатц напр.: человек - человек, белое - белое (In Phys. 91, 29-31; 93, 32-33). Из идей М. можно также отметить обращение сократовской формулы «добродетель есть знание» в «только знание есть благо, хотя и называется многими именами». Среди анекдотов, которыми заполнена глава о М. у Диогена, сохранились образцы его обсуждений с Алексином софизмов вроде: «польза и благо - разные вещи?» - «да» - «значит, польза не есть благо», и т. п., а также критические выпады против стоика Персея. Лит.: GiANNANTONi, SSR1,1983, р. 163-178; Kyrkos В. ?. ? ????????? ??? ? ???????? ????? (?????????? ??? ?????????). Ath., 1980; Glucker J. Menedemus the Philosopher (rez. on Kyrkos), - ClassRev 31, 2, 1987, p. 219-222; Knoepfler D. La vie de M?n?d?me d´?r?trie de Diog?ne La?rce. Basel, 1991. M. A. СОЛОПОВА