немецкий философ (Дессау, 1729—-Берлин, 1786). Система его мысли строится в традиции классического рационализма Просвещения, основанного на истинах разума вкупе с истинами факта, полученными из чувственного опыта. Знаменита его полемика с Лавате-ром, в которой он требовал признания специфики еврейских верований и практик в христианском государстве. Пытался реформировать иудаизм, модернизируя его. Его сочинения: «Философские беседы» (1755), «Письма об ощущениях» (1756), «Федон, или Бессмертие души» (1767), «Jerusalem oder Uber die religiose Macht und Judentum» («Иерусалим, или О религиозной силе и иудаизме») [1783], «An die Freunde Lessings» («Моему другу Лессингу») [1786].
Мендельсон, Мозес
Источник: Философский словарь
род. 6 сент. 1729, Дессау - ум. 4 янв. 1786, Берлин) - нем. философ; с 1754 был в дружеских отношениях с Лессингом, состоял в переписке с Кантом; защищал иудейство против Лафатера и Бонне с позиций закона разума. Его соч. "Jerusalem oder ьber religiцse Macht und Judentum" (1783) оказало решающее влияние на представления Канта, Гегеля, а также их последователей в отношении иудейской религии. Мендельсон защищал Лейбница против Вольтера ("Philosophische Gesprдche", 1755), внес свой вклад в теорию чувств ("Briefe ьber die Empfindungen", 1755) и в разрешение проблемы очевидности ("Abhandlung ьber die Evidenz in den metaphysischen Wissenschaften", 1764). Произв.: "Sдmtliche Werke", 7 Bde., 1843-1844 (издал его внук Георг Вениамин Мендельсон); "Schriften zur Philoslphie. Дsthetik und Apologetik", 2 Bde., 1880.
Источник: Философский энциклопедический словарь
Источник: Советский философский словарь
6 сентября 1729, Дессау — 4 января 1786, Берлин) — немецкий философ, историк религии, издатель и публицист, представитель умеренно-консервативного крыла Берлинского просвещения и т. н. «популярной философии». Был в дружеских отношениях и переписывался с Лессингом, Кантом и др. Пытался сочетать вольфианскую метафизику с принципами здравого смысла, научное знание с верой в Бога и бессмертие души (опровержению мендельсоновского доказательства простоты и неуничтожимости души Кант посвятил специальный раздел в «Критике чистого разума»). Отстаивал идеи свободомыслия, веротерпимости и национального равноправия, а также просвещения как единой системы образования и нравственного воспитания человека. В знаменитом «споре о пантеизме» полемизировал с Фр. Якоби по поводу «тайного спинозизма» Лессинга, выступил решительным противником Спинозы, считая его философию синонимом материализма, безбожия и безнравственности. Источник нравственности Мендельсон усматривал во врожденном моральном чувстве, а высший принцип нравственного поведения — в стремлении человека к совершенствованию души и достижению всеобщего и личного счастья. Развивая эстетические идеи вольфианства, он связывал чувство удовольствия с чувством симпатии и антипатии и способностью одобрения, которая играет важную роль не только в эстетической, но и в нравственной и познавательной деятельности человека.
Соч.: Gesammelte Schriften, Bd. 1—16. В., 1929; Gesammelte Schriften, Bd., l—19. Stuttg.—Bad Canstatt, 1971—77; в рус. пер.: Рассуждение о духовном свойстве души человеческой. M., 1806; Федон, или о бессмертии души. СПб., 1837.
Лит.: ГулыгаА. В. Немецкая классическая философия. M., 1986; Жучков В. А. Из истории немецкой философии XVIII века. Предклассический период. M., 1996; Bamberger F. Die geistige Gestalt M. Mendelssohns. Fr./M., 1929; Idem. Spinoza und Mendelssohn. B., 1932; Keyserling M. M.Mendelssohn. Sein Leben und Wirken. Lpz., 1888; Schneiders W. Die wahre Aulklarung. Freiburg—Munchen, 1974.
В. А. Жучков
Источник: Новая философская энциклопедия
(6 сент. 1729 – 4 янв. 1786) – нем. философ-идеалист, представитель умеренного крыла нем. Просвещения. В Берлине познакомился с Лессингом. Вместе с ним М. написал работу "Поп-метафизик" ("Pope ein Metaphysiker", 1755; издана анонимно) в защиту теодицеи Лейбница от критики англ. поэта Попа. Впоследствии разошелся с Лессингом, переходя на все более консервативные позиции. М. принадлежал к школе Лейбница–Вольфа, Популяризуя осн. положения лейбницианской системы, он, однако, не удержал диалектических идей, содержащихся в учении Лейбница. М. презрительно отзывался о Спинозе. Спор между М. и Якоби о спинозизме Лессинга послужил поводом к дискуссии о Спинозе, в которой приняли участие материалисты и идеалисты. Осн. вопрос философии ?., решал идеалистически, считая бога первоосновой всего существующего. Все явления, по М., делятся на три класса: 1) бог, 2) души, 3) телесный мир. М. считал, что душа является первичной по отношению к телу. Он активно боролся против материализма и полагал, что способность мыслить дана человеку богом. Теории познания М. присущи субъективизм и априоризм. Познающее всегда предшествует познаваемому – таков осн. тезис его гносеологии. Чем больше познание зависит от чувств, тем оно темнее. Лишь душа способна познать истину. Конечная цель знания – познание бога. М. выступал за рационалистически преобразованную "естественную" религию, требовал веротерпимости и свободы религ. убеждений, предлагал разграничить сферы влияния гос-ва и религии, считая, что различие в вере не может быть препятствием к нац. равноправию. Этими идеями М. сыграл нек-рую роль в борьбе с религ. нетерпимостью и националистич. предрассудками нем. общества 18 в. Соч.: Philosophische Gespr?che, В., 1755; Briefe ?ber die Empfindungen, В., 1755; Abhandlung ?ber die Evidenz in metaphysischen Wissenschaften, В., 1764; Jerusalem oder ?ber religi?se Macht und Judentum, В., 1783; Morgenstunden oder Vorlesungen ?ber das Dasein Gottes, В., 1785; Abhandlung von der Unk?rperlichkeit der menschlichen Seele, в его кн.: Kleine philosophische Schriften, В., 1789, S. 171–230; Gesammelte Schriften, Bd 1–7, Lpz., 1843–45; Die Hauptschriften zum Pantheismusstreit zwischen Jacobi und Mendelssohn, В., 1916; Gesammelte Schriften. Jubil?umsausgabe, [Bd 1–16 ], В., 1929; в рус. пер.: Рассуждение о духовном свойстве души человеческой, М., 1806; Федон, или о бессмертии души, СПБ, 1837. Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 24, с. 355; их же, Избр. письма, [M.–Л. ], 1948, с. 239; Mеринг Ф., Легенда о Лессинге, СПБ, 1907, с. 293–94; Гегель Г. В. Ф., Соч., т. 11, М.–Л., 1935, с. 406; Чернышевский Н. Г., Полн. собр. соч., т. 4, М., 1948 (см. указат. имен); Гулыга А. В., Из истории нем. материализма (последняя треть XVIII в.), М., 1962 (см. указат.); Keyserling M., M. Mendelssohn. Sein Leben und Wirken, 2 Aufl., Lpz., 1888; Goldstein L., Mendelssohn und die deutsche Aesthetik, K?nigsberg, 1904; Cohen В., ?ber die Erkenntnislehre M. Mendelssohns, Gie?en, 1921; Bamberger F., Die geistige Gestalt M. Mendelssohns, Fr./M., 1929; Baumgardt D., Spinosa und Mendelssohn, В., 1932; Lemle H., Mendelssohn und die Toleranz..., Augsburg, 1932 (Diss.); ?oelters H., Der spinozistische Gottesbegriff bei Mendelssohn..., Bonn, 1938; Stockhum J. С. van, Lavater contra Mendelssohn, Amst., 1953. Т. Румянцева. Ленинград.
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.